Словарь Никифорова : мария богоматерь
а., Мария Богоматерь: Мф.1:16,. 18–25, 2:11, 13:54. Мк. 3:31–32. Лк.1:26–56, 2:1–40. Ин.19:24. Деян.1:12–14. – Святая Дева Мария, Матерь Господа, происходила из рода Давидова. Родители ее, по преданию, были Иоаким и Анна. Полные благочестия, они с детства (на 4-м году ее жизни) посвятили Ее в Храм на воспитание. Здесь проводила она время в трудах рукоделия, в молитве и в чтении Священных книг. Самыми высокими добродетелями ее были: невозмутимая чистота мыслей и чувств, глубочайшее смирение и совершеннейшая преданность воле Божией. ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла четырнадцатилетнего возраста. Она решилась всецело посвятить себя Богу и дала обет на всю жизнь остаться в девстве, как это можно видеть и из истории благовещения (Лк.1:34). Тогда Она обручена была за старца Иосифа, также из дома Давидова, который был ее хранителем и питателем (Лк.1:27). Они жили в небольшом и незнатном городке галилейском – Назарете и жили в бедности и неизвестности, снискивая себе пропитание своими трудами (сн. Мф.13:55. Мк.6:3). В это время, когда Она пребывала в молитве, возвещено было Ей чрез архангела о чудесном зачатии и рождении от нее Спасителя мира. Чрезвычайное это событие подробно изложено св. евангелистом Лкой (Лк.1:26–38). После благовещения, еще до открытие этой тайны ее обручнику, Она поспешила к своей родственнице Елисавете, и здесь, после чудного приветствия Ей Елизаветою, излила пред ней благоговейные свои чувствования в высокой пророческой и хвалебной песне Господу, которая свидетельствует как об особенном ее благочестии и знакомстве с духом откровения и пророчеств, которых чудное исполнение предстояло теперь, так и о божественном ее возвеличении и прославлении пред всеми народами (Лк.1:39–56). По возвращении ее в дом свой, последовало откровение Божие этой тайны и Иосифу, обручнику Марии, и он принял св. Деву в дом свой, как жену свою, не будучи ее мужем (Мф.1:18–25), почему народ и почитал Христа сыном Иосифа (Лк.3:23, 4:22). Следующее за сим событие Рождества Христова также подробно изложено в Евангелии со всеми чудными его обстоятельствами. Сюда относятся: вследствие повеления Кесаря Августа сделать перепись по всей земле путешествие Иосифа и Марии в свой отечественный город Вифлеем, и, по случаю наступление времени рождения, за неимением удобного места в доме, удаление их в загородное уединенное место, куда по временам загоняли скот с пастбища, и здесь – рождение Спасителя; Мария спеленала Его и положила в ясли. Тогда была ночь, и открылось чудное явление. Там поблизости пастухи стерегли стадо в поле; и вот предстал им ангел Господень и божественный свет осиял их. Они испугались; но Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость; теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, Христос Господь, и вот знак, как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях. В эта время вдруг явилось с ангелом многочисленное небесное воинство. Они прославляли Бога и взывали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение». Пораженные этим явлением пастыри по отшествии ангелов на небо сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем, что там случилось, о чем возвестил нам Господь»; и немедленно пошли и нашли Марию Богоматерь и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им возвещено об этом Младенце, и все слышавшие дивились тому, что они рассказывали; Maрия же сохраняла все слова эти в своем сердце, и пастухи возвратились к стадам своим, прославляя Бога за все, что слышали и видели (Лк.2:1–20). В 8-ой день по Р. Хр., при обрезании Младенца, дано Ему имя Иисус, которое еще до зачатия Его во чреве дано Ему было ангелом (Лк.2:21). Засим, по исполнении дней очищения, Богоматерь с Иосифом приносят Младенца в Храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господом и принести жертву по закону. В это время встретил их здесь благочестивый старец Симеон, и после трогательной молитвы своей к Богу, изрек чудное пророчество как о Христе – Его высоком назначении и судьбе, так и о самой Богоматери, какая великая скорбь ожидает Ее с ее Божественным Сыном (Лк.2:22–39). Далее евангельская историе повествует о мудрецах восточных, по явлению и указанию необыкновенной звезды приходивших в Иерусалим на поклонение Новорожденному (см. Маги), и вслед за этим Богоматерь с Иосифом должны были бегством в Египет спасать жизнь Новорожденного (Мф.2 гл.). Возвратившись из Египта по смерти Ирода, они поселились в прежнем месте своего жительства – в Назарете (Мф.2:19–23). Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии повествуется о путешествии их со Христом в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему было 12-ть лет. Здесь, по окончании уже праздника, оставшись в Иерусалиме, Он явил Божественную мудрость Свою, сидя в Храме среди учителей и удивляя всех присутствовавших Своими вопросами и ответами; и когда Богоматерь, нашедши Его здесь, в изумлении сказалаЕму: «Сын! Что Ты с нами сделал? Вот отец Твой и Я с великою скорбию искали Тебя», Он отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Мне надобно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Они не поняли этих слов; но Мария соблюдала все слова эти в своем сердце. Тогда Он возвратился с ними в Назарет и был в повиновении у них, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей (Лк.2:41–52). Со времени крещения Спасителя и вступления Его потом в открытое служение спасению человеков о Святой Деве Марии мы имеем из Евангелия немного подробностей; тем Они должны быть для нас замечательнее. Так упоминается о Ней, когда они были на брачном празднестве в Кане Галилейской. Здесь, по случаю недостатка вина, Она ходатайствовала пред Господом и сказала Ему: «У них вина нет». Господь на это отвечал, что еще не пришел час Его, и потом исполнил ее ходатайство, чудесно претворив воду в вино, и т. обр. положил здесь начало чудесам Своим (Ин.2:1–11). После этого Господь пришел в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его и там пробыли несколько дней (Ин.2:12). Далее говорится еще о Ней, что Она раз приходила к Нему во время проповеди Его, и обличение фарисеев за их клевету и хулу, что будто Он силою Веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов; по материнской своей нежности, Она хотела видеть Его, чтобы отвлечь от опасности, какой можно было ожидать со стороны ожесточенных врагов Его (Мф.12:2, 14, 24, 46. Мк.3:20–35. Лк.11:14–26, 8:19–21. Сн. Арх. Мих. Толк. Ев. от Марка, стр. 42–45). Во все последующее время общественного Его служения в Евангельской истории о Ней не упоминается. После, мы снова видим Ее уже при Кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна вместо Себя и попечению Иоанна вручил Ее (Ин.19:26–27). Из Деяний апостольских наконец видно, что, по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами и братиями, непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного Св. Духа Утешителя (Деян.1:12–14); и после до самой смерти своей жила в доме Иоанна в Гефсимании (Ин:19, 27). Там, по преданию, она скончалась и погребена апостолами; но вскоре потом и тело ее взято на небо. По преданию чрез Евсевия успение Богоматери было в 15-м году по вознесении Господа, или в 48 г. по Р. Хр. (Богосл. св. ист. H. 3. стр. 276). Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам. Об этом свидетельствуют: сочинение на успение Пресв. Госпожи, приписываемое Иоанну Богослову, повествование о сем Дионисия Ареопагита (de div. nom), сказание Мелитона еп. Сардийского, отца 2-го века (de transitu Mariae), беседа Иеронима об этом предмете, которую, впрочем, признают не принадлежащей ему, свидетельство Епифание (Haer. 78, 11), свидетельство Ювеналия патриарха Иерусалимского во дни имп. Маркиана (450–457), повторение восточных сказаний о сем у Григорие Туронского († 594 г); в начале 7-го века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский; в том же веке – св. Андрей Критский († 712), и в 8-м св. Иоанн Дамаскин; о том же свидетельствуют и древние календари (см. Полн. Месяц. Вост. Арх. Серг. Т. 2. Зам. на 15 авг.). Высокое почитание и прославление Божией Матери в Христианской Церкви восходит к самому началу христианства и проходит чрез все времена (сн. Зап. по Нр. Бог. Т. 2. 1862 г. стр. 444–449). Впрочем, Восточная Православная Церковь всегда чужда была того крайнего воззрения, по которому в Римско-Католической Церкви, при крайнем почитании Богоматери, Лицо Спасителя мира, Сына Божия, поставляется совершенно в тени, и произвольное учение о непорочном зачатии Марии, чуждом греха прародительского, папским декретом от 8 дек. 1854 года, возведено даже в догмат веры, в противность не только Писанию, но и преданию (сн. Zell. 2. р. 92. Herz. IX. р. 94–102).