Загрузка

Словарь Никифорова : мария богоматерь

(По Еврейски: Мариам, возвышенная, превознесенная; Мф 1:16, Мк 3:31, Лк 1:26-56, Ин 9:24, Деян 1:12-14). Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь прав. Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит предание. Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями — глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией. На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве (Лк 1:34). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лк 1:27). Жили они в небольшом и незнатном городке Галилейском — Назарете, снискивая пропитание своими трудами. В высокой степени трогательно и умилительно еван. повествование о благовестии Пр. Девы Марии арх. Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лк 1:26-38). «Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословении Ты между женами!» Не удивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Нею тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). «Как будет это, когда я мужа не знаю?» вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» Тогда с глубочайшею верою и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!» И отошел от Нее ангел. После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом: «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1:42-43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песни: «Величит душа моя Господа..». песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественно-возвышенная песнь в действительности имеет не мало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом Назарет и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный г. Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению Кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массою народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям Вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.» На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В восьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром.» В этой чудно вдохновенной песни Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках. Ее ожидающих. «И Тебе самой, сказал он, обращаясь к Пресв. Деве, оружие пройдет душу» (Лк 2:29-35). «Иосиф же и Матерь Его, замечает св. еванг. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем» (ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (ст. 51). Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и месторождение которого ему было неизвестно, решил избить всех Вифлеемских младенцев мужеского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле понудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет. По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца. Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так например мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отроком Иисусом пришли по обычаю в Иерусалим на праздник, то при отправлении в обратный путь, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. «Чадо, что Ты сделан с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя?» — «Зачем вам было искать Меня? отвечал отрок Иисус, или вы ив знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:48-49). Далее мы знаем из Евангелия, что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном — чудесном претворении воды в вино. Здесь ходатайствовала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: «у них нет вина.» Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Ин 2:1-11). В Евангелии Лк 8:19 мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. «Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя.» В ответ на это Он сказал им: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (ст. 21). Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Ин 9:26-27). «Жено! се сын твой,» сказал Матери Своей с креста, указывая на возлюбленного ученика Своего страждущий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: «се Матерь твоя.» «И с этого времени, замечает евангелист, ученик сей взял Ее к себе.» При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: «И Тебе самой орудие пройдет душу.» И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище! Из кн. Деяний видно, что по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя Св. Духа (Деян 1:12-14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Ин 9:28). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной Ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, успение Богоматери было в 15 г. по вознесении Господа или в 48 г. по Р.Х. Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский и др. Главнейшие праздники, в которых вспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября). Введение во храм (21 ноября). Благовещение (25 марта). Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и наконец Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви кроме того много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери (Иерусалимская, Казанская, Боголюбская, Иверская и пр.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим. Самою древнею иконою Божией Матери почитается икона, написанная по преданию ев. Лукою, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев, из Киева во Владимир и оттуда в 1395 году в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.
Слово Мария богоматерь найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

а., Мария Богоматерь: Мф.1:16,. 18–25, 2:11, 13:54. Мк. 3:31–32. Лк.1:26–56, 2:1–40. Ин.19:24. Деян.1:12–14. – Святая Дева Мария, Матерь Господа, происходила из рода Давидова. Родители ее, по преданию, были Иоаким и Анна. Полные благочестия, они с детства (на 4-м году ее жизни) посвятили Ее в Храм на воспитание. Здесь проводила она время в трудах рукоделия, в молитве и в чтении Священных книг. Самыми высокими добродетелями ее были: невозмутимая чистота мыслей и чувств, глубочайшее смирение и совершеннейшая преданность воле Божией. ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла четырнадцатилетнего возраста. Она решилась всецело посвятить себя Богу и дала обет на всю жизнь остаться в девстве, как это можно видеть и из истории благовещения (Лк.1:34). Тогда Она обручена была за старца Иосифа, также из дома Давидова, который был ее хранителем и питателем (Лк.1:27). Они жили в небольшом и незнатном городке галилейском – Назарете и жили в бедности и неизвестности, снискивая себе пропитание своими трудами (сн. Мф.13:55. Мк.6:3). В это время, когда Она пребывала в молитве, возвещено было Ей чрез архангела о чудесном зачатии и рождении от нее Спасителя мира. Чрезвычайное это событие подробно изложено св. евангелистом Лкой (Лк.1:26–38). После благовещения, еще до открытие этой тайны ее обручнику, Она поспешила к своей родственнице Елисавете, и здесь, после чудного приветствия Ей Елизаветою, излила пред ней благоговейные свои чувствования в высокой пророческой и хвалебной песне Господу, которая свидетельствует как об особенном ее благочестии и знакомстве с духом откровения и пророчеств, которых чудное исполнение предстояло теперь, так и о божественном ее возвеличении и прославлении пред всеми народами (Лк.1:39–56). По возвращении ее в дом свой, последовало откровение Божие этой тайны и Иосифу, обручнику Марии, и он принял св. Деву в дом свой, как жену свою, не будучи ее мужем (Мф.1:18–25), почему народ и почитал Христа сыном Иосифа (Лк.3:23, 4:22). Следующее за сим событие Рождества Христова также подробно изложено в Евангелии со всеми чудными его обстоятельствами. Сюда относятся: вследствие повеления Кесаря Августа сделать перепись по всей земле путешествие Иосифа и Марии в свой отечественный город Вифлеем, и, по случаю наступление времени рождения, за неимением удобного места в доме, удаление их в загородное уединенное место, куда по временам загоняли скот с пастбища, и здесь – рождение Спасителя; Мария спеленала Его и положила в ясли. Тогда была ночь, и открылось чудное явление. Там поблизости пастухи стерегли стадо в поле; и вот предстал им ангел Господень и божественный свет осиял их. Они испугались; но Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость; теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, Христос Господь, и вот знак, как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях. В эта время вдруг явилось с ангелом многочисленное небесное воинство. Они прославляли Бога и взывали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение». Пораженные этим явлением пастыри по отшествии ангелов на небо сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем, что там случилось, о чем возвестил нам Господь»; и немедленно пошли и нашли Марию Богоматерь и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им возвещено об этом Младенце, и все слышавшие дивились тому, что они рассказывали; Maрия же сохраняла все слова эти в своем сердце, и пастухи возвратились к стадам своим, прославляя Бога за все, что слышали и видели (Лк.2:1–20). В 8-ой день по Р. Хр., при обрезании Младенца, дано Ему имя Иисус, которое еще до зачатия Его во чреве дано Ему было ангелом (Лк.2:21). Засим, по исполнении дней очищения, Богоматерь с Иосифом приносят Младенца в Храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господом и принести жертву по закону. В это время встретил их здесь благочестивый старец Симеон, и после трогательной молитвы своей к Богу, изрек чудное пророчество как о Христе – Его высоком назначении и судьбе, так и о самой Богоматери, какая великая скорбь ожидает Ее с ее Божественным Сыном (Лк.2:22–39). Далее евангельская историе повествует о мудрецах восточных, по явлению и указанию необыкновенной звезды приходивших в Иерусалим на поклонение Новорожденному (см. Маги), и вслед за этим Богоматерь с Иосифом должны были бегством в Египет спасать жизнь Новорожденного (Мф.2 гл.). Возвратившись из Египта по смерти Ирода, они поселились в прежнем месте своего жительства – в Назарете (Мф.2:19–23). Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии повествуется о путешествии их со Христом в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему было 12-ть лет. Здесь, по окончании уже праздника, оставшись в Иерусалиме, Он явил Божественную мудрость Свою, сидя в Храме среди учителей и удивляя всех присутствовавших Своими вопросами и ответами; и когда Богоматерь, нашедши Его здесь, в изумлении сказалаЕму: «Сын! Что Ты с нами сделал? Вот отец Твой и Я с великою скорбию искали Тебя», Он отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Мне надобно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Они не поняли этих слов; но Мария соблюдала все слова эти в своем сердце. Тогда Он возвратился с ними в Назарет и был в повиновении у них, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей (Лк.2:41–52). Со времени крещения Спасителя и вступления Его потом в открытое служение спасению человеков о Святой Деве Марии мы имеем из Евангелия немного подробностей; тем Они должны быть для нас замечательнее. Так упоминается о Ней, когда они были на брачном празднестве в Кане Галилейской. Здесь, по случаю недостатка вина, Она ходатайствовала пред Господом и сказала Ему: «У них вина нет». Господь на это отвечал, что еще не пришел час Его, и потом исполнил ее ходатайство, чудесно претворив воду в вино, и т. обр. положил здесь начало чудесам Своим (Ин.2:1–11). После этого Господь пришел в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его и там пробыли несколько дней (Ин.2:12). Далее говорится еще о Ней, что Она раз приходила к Нему во время проповеди Его, и обличение фарисеев за их клевету и хулу, что будто Он силою Веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов; по материнской своей нежности, Она хотела видеть Его, чтобы отвлечь от опасности, какой можно было ожидать со стороны ожесточенных врагов Его (Мф.12:2, 14, 24, 46. Мк.3:20–35. Лк.11:14–26, 8:19–21. Сн. Арх. Мих. Толк. Ев. от Марка, стр. 42–45). Во все последующее время общественного Его служения в Евангельской истории о Ней не упоминается. После, мы снова видим Ее уже при Кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна вместо Себя и попечению Иоанна вручил Ее (Ин.19:26–27). Из Деяний апостольских наконец видно, что, по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами и братиями, непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного Св. Духа Утешителя (Деян.1:12–14); и после до самой смерти своей жила в доме Иоанна в Гефсимании (Ин:19, 27). Там, по преданию, она скончалась и погребена апостолами; но вскоре потом и тело ее взято на небо. По преданию чрез Евсевия успение Богоматери было в 15-м году по вознесении Господа, или в 48 г. по Р. Хр. (Богосл. св. ист. H. 3. стр. 276). Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам. Об этом свидетельствуют: сочинение на успение Пресв. Госпожи, приписываемое Иоанну Богослову, повествование о сем Дионисия Ареопагита (de div. nom), сказание Мелитона еп. Сардийского, отца 2-го века (de transitu Mariae), беседа Иеронима об этом предмете, которую, впрочем, признают не принадлежащей ему, свидетельство Епифание (Haer. 78, 11), свидетельство Ювеналия патриарха Иерусалимского во дни имп. Маркиана (450–457), повторение восточных сказаний о сем у Григорие Туронского († 594 г); в начале 7-го века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский; в том же веке – св. Андрей Критский († 712), и в 8-м св. Иоанн Дамаскин; о том же свидетельствуют и древние календари (см. Полн. Месяц. Вост. Арх. Серг. Т. 2. Зам. на 15 авг.). Высокое почитание и прославление Божией Матери в Христианской Церкви восходит к самому началу христианства и проходит чрез все времена (сн. Зап. по Нр. Бог. Т. 2. 1862 г. стр. 444–449). Впрочем, Восточная Православная Церковь всегда чужда была того крайнего воззрения, по которому в Римско-Католической Церкви, при крайнем почитании Богоматери, Лицо Спасителя мира, Сына Божия, поставляется совершенно в тени, и произвольное учение о непорочном зачатии Марии, чуждом греха прародительского, папским декретом от 8 дек. 1854 года, возведено даже в догмат веры, в противность не только Писанию, но и преданию (сн. Zell. 2. р. 92. Herz. IX. р. 94–102).