Загрузка

Словарь Никифорова : молитва

Вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.
Слово Молитва найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греческие слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;

2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек — высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним (→ Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей — в т.ч. и язычников — к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;

3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин 4:24). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15), Которым он исполнен (см. Лк 1:41,46–80; Лк 2 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. — не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. — это только монолог души. Обращение к Богу — это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1Тим 2:1); сомнение, нужду и искушение (Пс 21:1; Пс 72 и след.; Пс 73 и след.; Пс 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки (Пс 63:2; Пс 88:39,47; Пс 101:2). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12; Кол 4:2; 1Фес 5 — «непрестанно молитесь» и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божиим присутствием (1Фес 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18 и след.; Ин 14 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Пс 49:15; Мф 7:7,9–29; Мк 11:24; Лк 11:13). Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20 и след.; Пс 117:5; Деян 12 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;

2) в Библии оговариваются условия, при которых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы «Отче наш» (Мф 6 → Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал 4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ин 14:14; Ин 15:17; Ин 16 и след.). Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18 и след.), ищущего Бога (Евр 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33 и след.; Пс 49:15); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин 14:13; Ин 16:24,26; ср. Мф 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., которую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. Мф 17 и след.) и твердости духа (Рим 4 и след.; Рим 8:32). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; Рим 14:25), и поэтому М. — это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера — не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согласно ВЗ, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Мк 9:24). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: «Да будет воля Твоя» (Мф 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. — смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1Ин 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (Мф 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» (2Кор 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согласно вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2 и т.д.); в) часто М. произносили стоя (Мк 11:25), что могло быть выражением искренности (Быт 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15); г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; Пс 140:2; 1Тим 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3Цар 8:22; Пс 89:14; 1Тим 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Пс 5:4; Пс 87:14; Пс 118:147), днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18). Но и ночные М. также обращены к Богу (Пс 41:9; Пс 118:55) — Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1Фес 5:17; ср. Лк 18:1). Даниил молился в определ. часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; Пс 140:2);

3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10), кровля дома (Деян 10:9), а также «комната» (Мф 6:6) — вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие — чтобы помолиться в одиночку (1Цар 1:3,10–28; Лк 2:37; Деян 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар 8:38; 2Пар 6 и след.), а за пределами страны — в направлении Израиля (3Цар 8:48; Дан 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ин 4:20–26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

Как и Иисус на кресте (Лк 23:46 (Пс 30:6); Мк 15 (Пс 21:2)), первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4 и след. — Пс 2 и след.; ср. Рим 8 и след. — Пс 117:6; Пс 43:23) или Рим 11 и след. (Рим 8Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2 и след. (Рим 8Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Рим 11 и 1Тим 3:16). Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор 14:2); см. также «воздыхания Духа» в Рим 8:26. Помимо М., произносимой вслух (Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24), упоминается и безмолвная М. (1Цар 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33). Действенность М. зависит не от частоты ее повторения — не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7), — а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от некоторых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1), Иисус дал им пример истинной М. — «Отче наш».

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Пс 21:28; Ис 45 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5 и след.; Откр 7 и след.; Откр 11 и след.; Откр 19:1);

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение — это М., восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; Еф 5:20; Кол 4 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (Кол 4:2);

3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6 и след.; Мф 9:38; Еф 6 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в М. «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (Мф 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12, → Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор 16:22; Откр 22:20);

4) каждый христианин по своей сущности — священник и потому должен совершать священнич. М. — моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. — моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1Цар 7:5; 1Цар 12:19; Иер 7:16; Иер 11:14; Иер 14:11; Дан 9 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин 17:17,20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; Еф 3 и след.; Флп 1:4,9–30; Кол 1:9), о начальстве (1Тим 2 и след.) и об отдельных христианах. кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1Фес 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА

В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24 и след.; Исх 34 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; Пс 95 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; Мф 26:39; Лк 10 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф 28:17; Ин 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, которые будут обращены к Нему (Ин 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на М. (Ин 6:44; Ин 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа. VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15 и след.) и М. Моисея (Втор 32 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9), Илию (3Цар 18 и след.), Иеремию (Иер 7:16; Иер 11:14; Иер 14:11) и Даниила (Дан 9 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22 и след. и его исповедь в Пс 50), Соломон (3Цар 8 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 4Цар 20 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам «Отче наш» (Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. (Ин 17 и след.), М. в Гефсиманском саду (Мф 26:39,42,44) и М. на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64,67–80), Елисаветы (Лк 1 и след.), Марии (Лк 1:46–55) и Симеона (Лк 2 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4 и след., а также последние слова Стефана (Деян 7 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1Кор 1 и след.; 2Кор 1 и след.; Еф 1 и след.; Флп 1 и след.; Кол 1 и след.; 2Фес 1 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8 и след.; Рим 11 и след.; Еф 3 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5 и след.; Откр 11 и след.; Откр 19 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. — одна из центр. тем Откровения.

Словарь Геце :

Данное нам право молиться свидетельствует о том, что мы пользуемся милостью Божиею.

Молитва есть беседа сердца с Богом. Пс 18:15.

Она не всегда выражается словами; может быть молитвенное устремление мысли или хотя-бы вздох. Главное во внутреннем соприкосновении с Богом — «в Духе и истине». Ин 4:24; Иак 4:8; 1Фес 5:17; Рим 8:26.

Так как Иисус, Сын Божий, будучи одно с Богом, дан нам, чтобы в Нем открылся Бог, то мы имеем право и обязанность обращаться с молитвой и к Нему. Ин 20:28; Откр 5:12; Флп 2:10; 1Кор 1:2; Деян 7:58, Деян 9:14; Лк 23:22.

Бог дозволил нам говорить с Ним несмотря на безконечное разстояние между Ним, Всемогущим и Предвечным, и нами, малыми и слабыми, между Ним, Святым, и нами, грешниками. Быт 18:27. Пс 5:1: Пс 3:8: Пс 5:129: Пс 1:3. — сравните: Пс 50:1 и мол. Господню: «И прости нам долги наши ...»

Бог не только дозволяет нам молиться Ему, Он этого желает. Пс 49:15. Ис 55:6. Мф 7:7. Лк 18:1. Флп 4:6. Еф 6:18.

Правильное отношение к молитве.

Искреннее устремление сердца.

Основная предпосылка всякой действительной молитвы есть вера. Евр 11:6. Иак 1:6. Мк 10:52, Мк 11:24. Мф 15:28. Рим 8:15.

На молитве мы должны так преисполняться сознанием присутствия Бога, чтобы наше сердце и мысли были обращены только к Нему. Пс 118:58. Ис 6:1. Мф 6:7, Мф 15:8, Мф 23:14. Ин 4:23.

Мы должны молиться с покаянным сокрушением, вполне подчиняя свою волю воле Бога. Дан 9:18. Ис 38:5. Пс 33:19. Лк 18:13. Мф 6:10, Мф 8:8, Мф 26:39.

Мы имеем право молиться с полным упованием, если молимся «во имя Иисуса», т. е. на основе совершенного Им примирения нас с Отцом, если ссылаемся на Него и обращаемся к Богу в Его духе. Ин 15:13, Ин 16:24; 1Ин 3:21, 1Ин 5:14.

Внешния условия:

В каком положении должно молиться? В Библии знаком молитвы являются воздетые руки, часто с коленопреклонением; молящийся иногда повергается на землю, иногда стоит (знаки готовности к служению). 1Цар 8:54. Пс 87:10 и др.; Пс 94:6. Деян 9:40, Деян 21:5. Еф 3:14. Мф 26:39. Лк 9:16, Лк 18:33. Ин 11:41, Ин 17:1.

В общем внешняя форма должна соответствовать внутреннему состоянию духа молящихся, т. е. искренности, и сообразоваться с требованием момента.

Когда должно молиться? Без сомнения, хорошо установить для молитвы определенное время и освящать ею также принятие пищи (1Тим 4:3−5); но Писание убеждает молиться во всякое время, ибо ухо Отца всегда открыто для Его детей. Дан 6:11. Пс 54:18. Деян 3:1. Мф 26:26. Лк 9:16 (при насышении 5000 голодных); также Павел на корабле — Деян 27:35; Пс 33:2; Деян 1:14, Деян 2:46, Деян 12:5; Рим 1:9; Еф 6:18; Кол 4:2; 1Фес 5:17; Неем 1:6; Деян 16:25.

Где должно молиться? Иисус указывает на «свою комнатку» (Мф 6:6), но также и на храм, как на дом молитвы (Мф 21:13); Он Сам молится в кругу Своих учеников (Ин 17:1) и перед народом у гроба Лазаря (Ин 11:41).

Не имел где преклонить главу, Он молится в уединенных местах (Лк 9:18), чаще на горах (Мк 6:46. Лк 21:37. Ин 6:15). Итак, можно молиться везде, лишь-бы только это было в Духе и истине (Ин 4:21), а не для вида (Мф 6:5; Быт 24:63; Мф 14:23; Лк 5:16; Пс 5:8; Лк 24:53; Деян 2:46).

Молиться ли в одиночестве или с другими? Иисус советует и то, и другое: наряду с указанием на собственную комнату, Он говорит (Мф 18:20): «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»; в то же время обращение «Отче наш!» в молитве Господней указывает на то, что Он думает о соединении Своих учеников на молитве, как оно часто практиковалось при Нем.

Прошения в молитве и их различное содержание (1Тим 2:1; просьба, молитва, ходатайство, благодарение).

Мы имеем право просить обо всем потребном для нашей внешней и внутренней жизни.

Но на первом месте должно стоять (как показал нам Господь в «Отче наш») то, что относится к Богу. Мф 6:9, Мф 9:38. Пс 89:16. Ис 37:20, Ис 64:1. Ин 12:28.

Подтверждая порядок творческого акта Божия, Иисус тотчас присоединяет к первым трем прошениям молитвы «Отче наш» просьбы о насущном хлебе, т. е. обо всем, в чем мы нуждаемся для нашей естественной жизни. Пс 33:11, Пс 126:2; Флп 4:19; Пс 24:4, Пс 27:9; 1Цар 8:37, и еще во многих местах, особенно в псалмах.

Затем предметом нашей просьбы может и должно быть то, что необходимо для нашей внутренней жизни. Пс 24:18, Пс 26:4, Пс 41:2; Пс 50:1; Пс 14:6, Пс 14:10; Лк 17:5; 2Фес 1:11. Пс 85:11. Иак 1:5. Лк 11:13. Лк 22:40. Мф 6:13. Пс 30:6. Деян 7:58.

Ходатайство за других:

Великим нашим образцом в этом отношении является Господь Иисус, наш Ходатай. Рим 8:34, 1Ин 2:1. Евр 7:25. Лк 22:32, Лк 23:34. Ис 53:12. Ин 17:1 гл. Первосвященническая молитва Иисуса за Своих. Призыв к молитве за других. Иер 29:7; Мф 5:44; 1Тим 2:1; 2Фес 3:1; Еф 6:18; Рим 15:30; Кол 4:3; 2Кор 1:11.

Примеры молитвенного ходатайства. Быт 18:22−32: Авраам просит пощады для Содома и Гоморры; — Исх 32:32: Моисей — для своего народа; — 1Цар 7:5: Самуил — взывает о помощи для него; — Иов 1:5: Иов молится о своих детях; — Рим 10:1 — ап. Павел об Израиле; — Еф 3:16: он же о своих церквах; — Деян 4:29 и 12, 5: Церковь об Апостолах; — Мф 8:6: сотник о своем слуге; Мф 15:22: Хананеянка о своей дочери; Мф 17:15: отец о своем сыне; — Деян 7:59: Стефан о своих убийцах.

Благодарение и хвала.

Призыв к ним. Пс 105:1, Пс 91:2; Еф 5:20; Кол 4:2; 1Фес 5:18.

Примеры благодарения. Мф 14:19; Лк 17:16; 1Кор 15:57; 2Кор 9:15; 1Кор 1:4; Флп 1:3; Пс 33:2.

Неблагодарность омрачает душу, благодарность ведет к свету. Рим 1:1, Рим 1:21, 24. Пс 49:23.

Исполнение молитвы.

Бог слышит взывание к Нему детей Своих и склоняется на их смиренные, исполненные веры мольбы.

Обещания. Пс 4:4, Пс 49:15, Пс 90:14, Пс 93:9. Мф 7:7, Мф 21:22. Лк 18:7.

Осуществление обещания. Быт 15:2.

Просьба Авраама о сыне исполнена; Исх 32:11: Мольба Мои сея о его народе; 1Цар 12:10: — взывание сынов Израиля о помощи; 2Цар 22:1: Давид. Далее — Илия и Елисей. Ис 38:5: мольба Езекии. Потом много псалмов, напр. Пс 39:2, Пс 115:1, Пс 117:5 и т. д. Лк 1:13: Захария; Деян 10:4 — Корнилий и т. д.

Предпосылка для ответа на молитву — ее искренность, освобождение от того, что неугодно Богу, и единение с Ним. Иак 1:6, Иак 4:3. Ис 1:15, Ис 1:16, Ис 58:6−9, Ис 59:2; Мих 3:4; Мф 6:15; Ин 9:31, Ин 14:13.

Бог заставляет иногда ждать ответа на молитву, как-бы подвергая нашу веру испытанию; когда же наши просьбы неразумны, Бог исполняет их нередко совсем иначе, чем мы надеялись. Мф 20:22; Рим 8:26; Ис 55:9; Еф 3:20; Рим 10:12; Иак 1:17; 2Кор 12:8.

Если исполнение не отвечает нашему желанию, оно однако же, все-таки соответствует внутреннему смыслу искреннего желания просящего и превышает то, о чем он просил.

Если Бог заставляет долго ожидать ответа, просящий не должен падать духом, хотя-бы в этой временной жизни его и не получил: пути Божии станут нам совершенно ясными только в вечности. Пс 21:3, Пс 79:5, Пс 79:8; Откр 6:10; Ин 2:3, Ин 2:6, Ин 20:29; Мф 6:20.

Немедленный ответ Божий на сердечную молитву веры дает внутреннее убеждение в том, что Бог вполне соглашается с нашим желанием, что оно в Его Духе. Пс 6:10, Пс 54:23; 1Пет 5:7; Иер 29:13.

Возражение, что Бог не может изменять Своих планов ради человека, забывает, что Бог имеет множество Своих путей для достижения Своих целей, и что Его дети Ему дороги. Он не ограничен ни законами природы (которой Он Творец), ни какими-либо помехами (как-то часто бывает у людей), Его любовь свободна и располагает всеми возможностями. Пс 134:6. Мф 19:26. Ин 3:16. Рим 8:32.

Молитва заповедана. Ис 55:6; Плач 3:41; Мф 7:7−11; Лк 11:9−13, Лк 18:1; Флп 4:6; Кол 4:2; 1Фес 5:17; 1Тим 2:8.

С молитвой должно обращаться

К Богу. Пс 5:2, Пс 29:8, Пс 64:2, Пс 141:1; Еф 3:14.

К Богу, как к нашему Отцу. Мф 6:9; Лк 1:2; Рим 8:15; Гал 4:6; 1Пет 1:17.

Ко Христу. Лк 23:42; Деян 7:59; 2Фес 2:16, 17; 2Тим 4:22.

Во имя Христово. Пс 83:9; Дан 9:17; Ин 14:13, Ин 14:14, Ин 15:16, Ин 16:23, Ин 16:24.

Бог

Знает наши нужды. Мф 6:8, 32. Лк 12:30.

Слышит молитвы Пс 9:28, Пс 17:6, Пс 33:15 и 1Пет 3:12. Пс 64:2, Пс 65:19.

Внимает молитвам Иов 32:26. Пс 16:6, Пс 31:6, Пс 90:15, Пс 98:6, Пс 117:5, Пс 119:1, Пс 137:3, Пс 144:19. Притч 15:29. Ис 30:19, Ис 65:24. Иер 29:12. внимает молитве, обращенной во имя Христово. Ин 14:13, Ин 14:14, Ин 15:16, Ин 16:23, Ин 16:24.

Находится вблизи тех, которые призывают Его. Пс 144:18.

Есть милостив и благ к призывающим Его. Езд 8:22. Плач 3:25.

Святый Дух

Обещан, как Дух молитвы Зах 12:10.

Научает молитве Еф 6:18. Иуд 1:20.

Помогает нашей немощи в молитве Рим 8:25−26.

Как Дух усыновления, побуждает нас к молитве Рим 8:15. Гал 4:6.

Молитву должно совершать

С верою. Мф 21:22. Мк 11:24. Евр 11:6. Иак 1:6.

С верою непоколебимою. Евр 10:22.

С надеждою на Бога. Пс 4:3, Пс 54:16, Пс 55:9; 1Ин 5:14.

С дерзновением. Евр 4:16.

Без памятозлобия. Мф 5:23, 24.

В духе прощения. Мф 5:23, Мф 5:24, Мф 6:12. Мк 11:25.

От всего сердца. Втор 4:29. Пс 118:58, 145. Иер 29:13.

С сердцем расположенным. Иов 11:13.

С сердцем искренним. Евр 10:22; 2Тим 2:22.

С истиною. Пс 144:18. Ин 4:24.

Не из ленивых уст. Пс 16:1.

С чистотою. 1Тим 2:8.

Без тщеславия, как делают лицемеры. Мф 6:5, Мф 6:6.

Без пустословия, как делают язычники. Мф 6:7. Еккл 5:2, 3. Ис 58:13.

Со смирением. Быт 32:10; 2Пар 7:14, 2Пар 33:12. Ис 26:16.

С покорностию. Мф 26:39, 42; Лк 22:42; 1Ин 5:14.

С желанием, быть услышанным. 3Цар 8:28; 2Пар 6:19; Пс 4:1, Пс 5:2, Пс 16:1, Пс 26:7, Пс 38:12, Пс 87:2, Пс 101:2, Пс 107:6, Пс 118:169, Пс 141:6, Пс 142:1.

С осмотрительностию. Еккл 5:2.

С бодрствованием. Мф 26:41; Мк 13:33, Мк 14:38; Лк 21:36; Еф 6:18; Кол 4:2; 1Пет 4:7.

С усердием. 1Фес 3:10. Иак 5:17.

Не унывая. Быт 32:26. Лк 11:8, Лк 11:9, Лк 18:1−7.

С настойчивостию. Пс 115:1 Пс 2:1. Рим 12:12. Еф 6:18. Кол 4:2.

Чтобы не впасть в искушение. Мф 6:13, Мф 26:41. Мк 14:38. Лк 11:4, Лк 22:40, Лк 22:46.

В скорби. 2Цар 22:7 и Пс 17:6; 3Цар 8:37, 38; 2Пар 7:13, 2Пар 7:14, 2Пар 20:9; Пс 49:15, Пс 85:7, Пс 119:1. Ис 26:8, Ис 26:9, Ис 26:16. Иак 5:13.

В болезни. 3Цар 8:37−39 и 2Пар 6:28, 30; 4Цар 20:2, 3 и Ис 38:2, 3; Пс 6:2−7, Пс 37:1−3, Пс 38:10−13, Пс 87:1−5. Иер 17:14. Иак 5:13.

Тайно. Мф 6:6.

Утром. Пс 5:3, Пс 62:1, Пс 87:13, Пс 118:147, Пс 142:8; Ис 26:9.

Утро и вечер. Пс 54:17.

Ночь и день. Пс 54:17, Пс 87:1; 1Фес 3:10; 1Тим 5:5; 2Тим 1:3.

Безпрестанно. Лк 21:36; Деян 10:2; Еф 6:18; 1Фес 5:17.

Непрерывно. 1Пар 16:11. Пс 104:1.

Не утомляясь и без перерывов. Лк 18:1; 1Пет 3:7.

На всяком месте. 1Тим 2:8.

Обо всем. Флп 4:6.

Молитва, сопровождаемая

Покаянием. 3Цар 8:33, 47; 2Пар 6:37, 2Пар 7:14. Иер 36:7. Ос 14:2. Деян 8:22.

Исповеданием грехов. Суд 10:10; 3Цар 8:47; 2Пар 6:37; Езд 10:1; Неем 1:5−7; Пс 40:4; Дан 9:20.

Сокрушением. Быт 18:27; 2Пар 7:14; Ис 26:16; Дан 9:8.

Слезами. 1Цар 1:10; Езд 10:1; Неем 1:4; Иер 31:9; Ос 12:5.

Постом. Езд 8:23; Неем 1:4; Дан 9:3; Деян 10:30, Деян 13:3, Деян 14:23; 1Кор 7:5.

Действиями благодатными. Пс 115:9; Еф 1:16; Флп 4:6; Кол 4:2; 1Тим 2:1.

Молитва, чтобы умолить

Могущество Божие. 1Пар 16:11; Пс 53:1, Пс 67:28, Пс 78:11, Пс 79:2, Пс 85:16, Пс 14:4; Ис 51:9.

Милосердие Божие. Неем 13:22; Пс 6:4, Пс 24:7, Пс 30:16, Пс 32:22, Пс 50:1, Пс 68:13, Пс 84:7, Пс 118:76.

Прощение грехов. Иов 7:21; Пс 24:7, Пс 24:18, Пс 38:8, Пс 50:1−3, Пс 50:7, Пс 50:9; Ос 14:2; Мф 6:12; Лк 11:4.

Сострадание Божие. Пс 4:1, Пс 24:6, Пс 26:7, Пс 29:10, Пс 39:11, Пс 56:1, Пс 66:1, Пс 68:16, Пс 85:16, Пс 114:4−6, Пс 118:58, Пс 118:77, Пс 122:3; Ис 33:2; Авв 3:2.

Благословения временные. Быт 28:20, 21; 1Пар 4:10; Пс 117:25; Неем 1:11; Притч 30:8; Зах 10:1; Мф 6:11; Лк 11:3; Флп 4:6.

Благословения духовные. 3Цар 3:9; Пс 6:4, Пс 30:16, Пс 50:10, Пс 79:7, Пс 79:19, Пс 85:4, Пс 89:12, Пс 118:39; Мф 6:33; 1Фес 3:13; Евр 4:16; Иак 1:5.

Полагайтесь в молитве на

Милосердие Божие. Чис 14:18, 19; 3Цар 3:6; Пс 24:5, Пс 68:16, Пс 108:21, Пс 50:1; Иер 32:18; Дан 9:4, 18.

Обетования Божии. Быт 32:9−12; Исх 32:13; 2Цар 7:25−29; 3Цар 8:25, 26; 2Пар 6:17; Неем 1:8−10; Пс 88:49, Пс 118:49, Пс 118:170; Ис 63:15.

Завет Божий. 3Цар 8:23; Неем 9:32; Иер 14:21; Дан 9:4.

Верность Божию. 3Цар 8:24; Пс 88:49, Пс 142:1.

Правду Божию. Быт 18:23−32. Дан 9:16.

Славу Божию. Исх 32:11, 12; Чис 14:13−17; Втор 9:28−29; Нав 7:7−9; 3Цар 18:36, 37; 1Пар 16:35; Пс 24:11, Пс 30:3; Ис 37:17−20; Иоиль 2:17.

Господь научает нас молиться. Иов 37:19. Лк 11:1.

Молитва, к которой Бог преклоняет ухо. 3Цар 8:28; 2Пар 6:19; Пс 5:1, Пс 5:2, Пс 27:1, Пс 27:2, Пс 35:2, Пс 54:1, Пс 60:1, Пс 83:8, Пс 85:8, Пс 101:1, Пс 101:2, Пс 118:149, Пс 139:6, Пс 142:1.

Побуждения к молитве

Бог обещает внимать молитвам 2Пар 7:14; Пс 49:15, Пс 90:15; Ис 58:9, Ис 65:24; Иер 29:12, Иер 33:3; Ам 5:4; Зах 3:9.

Христос обещал, что Бог будет внимать молитвам Мф 7:7−11. Лк 11:9−13. Ин 16:23, 24.

Христос обещал внимать Сам молитвам Ин 14:13, Ин 14:14, Ин 15:7.

Отеческая благость Божия. Мф 7:9−11. Лк 11:11−13.

Воспоминание о бывших милостях. Неем 9:27; Пс 4:2, Пс 16:6, Пс 21:24, Пс 55:13, Пс 115:2, Пс 137:3; 1Ин 5:15.

Бог богатый для всех призывающих Его. Рим 10:12.

Верные любят молитвы Пс 72:28, Пс 41:2, Пс 83:2.

Молитва праведного имеет великую силу. Иак 5:16.

Молитва людей праведных угодна Богу. Притч 15:8, 29.

Призывайте Вечнаго, хотя Он вблизи вас. Пс 55:6.

Кто будет призывать имя Божие, тот будет спасен. Деян 2:21. Рим 10:13. Иоиль 2:32.

Ищите Меня, и вы будете живы. Амос 5:4, 6.

Сила молитвы Быт 18:23−32. Исх 17:11, Исх 33:11−17. Пс 105:23. Иак 5:17, Иак 5:18.

Молитва злого:

Лицемерна. Пс 77:36, 37. Мф 6:5, Мф 23:14. Мк 12:40. Лк 20:47.

Исходит не от сердца, но из уст. Ос 7:14. Мф 15:8. Мк 7:6. Ис 29:13.

Исполнена тщеславия. Мф 6:5.

Исполнена сознания собственной праведности. Лк 18:11.

Есть пустые слова. 3Цар 18:26. Еккл 5:2, 3. Ис 58:13. Мф 6:7.

Имеет единственною целью получить временные блага. Ос 7:14. Мф 6:32. Лк 12:30.

Продолжительна по корыстному побуждению. Мф 23:14. Мк 12:40. Лк 20:47.

Не бывает услышана. Ис 1:15. Иер 11:11, Иер 11:14, Иер 14:13. Иез 8:18. Мих 3:4. Ин 9:31.

Мерзка пред Богом. Притч 15:8, Притч 21:27, Притч 28:9. Ис 1:11−15. Иер 6:20. Ос 8:13. Ам 5:21.

Злой не молится. Иов 15:4, Иов 21:15, Иов 27:10; Пс 13:4, Пс 52:4, Пс 78:6; Ис 43:22; Иер 10:25; Ос 7:7, 14.

Молитва есть:

Обращение к Богу. Пс 5:3.

Приближение к Богу. 1Цар 14:36; Пс 72:28; Ис 58:2; Еф 3:12; Евр 10:22.

Искание Бога. Иов 8:5; Пс 62:1, Пс 77:34, Пс 118:2; Ис 55:6.

Молиться — значит:

Искать лицо Божие. 1Пар 16:11; Пс 26:8, Пс 104:4.

Иметь доступ к Богу. Еф 2:18.

Призывать Бога. 1Пар 4:10, 1Пар 21:26; Пс 16:6, Пс 26:7, Пс 117:5; Ис 55:6.

Призывать имя Божие. Быт 12:8. Втор 32:3. Пс 104:1, Пс 114:4. Деян 2:21.

Взывать к Богу. Втор 26:7; 1Цар 7:9; 2Цар 22:7; Пс 3:4, Пс 17:6, Пс 27:1, Пс 33:17, Пс 54:16, Пс 56:2, Пс 87:1, Пс 137:3. Иона 3:8.

Умолять Бога. 4Цар 13:4; 2Пар 33:12; Пс 118:58, Пс 141:1; Мал 1:9.

Испрашивать благодать. Втор 3:23. Иов 8:5. Ос 12:5.

Возносить свою душу или свое сердце к Богу. Пс 24:1, Пс 85:4, Пс 142:8. Плач 3:41.

Раскрывать свою душу или свое сердце перед Богом. 1Цар 1:15; Пс 61:8; Плач 2:19.

Преклонять колени. Еф 3:14.

Положения тела, принимаемые во время молитвы:

Поднятие рук. 2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 27:2; Плач 2:19; 1Тим 2:8.

Преклонение колен. 3Цар 8:54; 2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 94:6; Дан 6:10; Лк 22:41; Деян 9:40, Деян 20:36.

Повержение себя. Исх 34:8; 2Пар 29:29, 2Пар 29:30, 2Пар 20:18; Езд 10:1; Пс 28:2, Пс 94:6. Мих 6:6.

Падение лицом на землю. Быт 17:3, Быт 24:52; Чис 16:22; Нав 7:10; 1Пар 21:16; 2Пар 20:18; Неем 8:6; Мф 26:39.

Молитва, представленная в примерах: Друг докучливый. Лк 11:5−8. Вдова докучливая. Лк 18:1−5. Мытарь и Фарисей. Лк 18:9−14.

Образцы молитв: Молитва Господня. Мф 6:9−13. Лк 11:2−4. Молитва Соломона. 3Цар 8:22−53; 2Пар 6:13−42. Молитва Ездры. Езд 9:5−15. Молитва Неемии. Неем 1:5−11. Молитва Левитов. Неем 9:5−38. Молитва Давида. Пс 16:1; Пс 24:1. Пс 54:1. Пс 68:1. Пс 85:1. Пс 142:1. Молитва Моисея. Пс 89:1. Молитва Агура. Притч 30:7−9. Молитва Даниила. Дан 9:4−19.

Примеры: молитв, обращенных ко Христу. Мф 8:2, Мф 8:5−8, Мф 8:25, Мф 9:27, Мф 15:22, Мф 17:14−16, Мф 20:30−33. Мк 1:40, Мк 9:22, Мк 10:47−51. Лк 5:12, Лк 9:38−40, Лк 17:5, Лк 17:13, Лк 18:38−41, Лк 23:42. Ин 4:49. Деян 7:59, Деян 7:60, Деян 9:6.

Словарь Вихлицкого :
Основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5:8; Лк 18:10; Деян 3:1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Цар 8:48; Дан 6:10). Молитва совершалась три раза в день Пс 54:18: в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян 10:9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан 9:21). Молились стоя (1Цар 1:26; 2Пар 20:13; Мк 11:25; Лк 9:29-30; Лк 18:11), в особо торжественных случаях — на коленях (3Цар 8:54; Пс 94:6; Деян 21:5; Еф 3:14), воздевая руки к небу (3Цар 8:22; 1Тим 2:8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав 7:6-9). Иногда люди падали на лицо свое (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт 17:3; Суд 13:20, Суд 13:22; Деян 9:4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Цар 9:13; Мф 15:16; Деян 27:35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс 140:2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

• молиться нужно с верою (Мф 21:22; Иак 1:6),

• втайне (Быт 24:63; Мф 6:6; Лк 9:18),

• кратко (Неем 2:4; Мф 6:7; Ин 12:28),

• тихо (Неем 2:4; Пс 5:2),

• искренне Пс 118:58,

• смиренно (Лк 18:10-14),

• постоянно (Мф 26:41; Лк 18:1; Еф 6:18; 1Фес 5:17),

• в любое время Пс 118:62,

• с дерзновением и настойчивостью (Мф 15:22-28: Лк 11:9-13; Лк 18:1),

• обо всех людях (1Тим 2:1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд 6:10; 1Тим 2:2) (но не о правительстве, особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

• даже и о врагах (Мф 5:44),

• также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29:7),

• особенно же о всех святых (1Ин 5:16; Еф 6:18).

В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7:14; 2Пар 33:12; Пс 144:18; Ин 14:13-14; Ин 15:7, Ин 15:16; Ин 16:23; 1Ин 3:20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15:18-1 9а; 1Цар 1:11, 1Цар 1:20; 3Цар 3:5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Ин 5:14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Втор 3:24-27; 2Цар 12:12-1 8а; Мф 20:20-2 2а; 2Кор 12:7 -9а).

В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3:7; 1Тим 2:8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2:37; 1Кор 11:5, 1Кор 11:13; 1Тим 5:5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (см. женщина, мужчина)
Словарь Нюстрема :
евр. тефил. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и Его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лк 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лк 18:10, Деян 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс 5:8, Пс 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3Цар 8:46, Дан 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс 54.18, Дан 6:10); временем молитвы были вечер или «девятый час», — время вечернего жертвоприношения (Деян 10:3, Дан 9:21), утро или «третий час» (Деян 2:15) и полдень «шестой час» (Деян 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мф 15:36, Деян 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1Цар 9:13). Молились чаще всего стоя (1Цар 1:26, Мк 11:25, Лк 18:11). иногда с поднятыми вверх руками (3Цар 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3Цар 8:54, Пс 94:6) и даже простирались на земле (Нав 7:6, Неем 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор 26:1 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис 10:35, Чис 10:36, Срав. Пс 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар 8:1), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем 9:1) и молитва Даниила (Дан 9:1). Из Лк 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лк 11:2, Мф 6:9); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Ин 17:1) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Ин 14:13, Ин 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (Еф 3:14, Флп 1:3, Кол 1:9, Евр 13:20, 1Пет 5:10, Иуд 1:24). Побуждение к молитве см. Еф 6:18, 1Фес 5:17, 1Тим 2:8, Мф 6:5, 1Ин 5:15, 1Ин 5:10, Пс 33:7, Лк 18:1, Лк 21:36).

Слово молитва в симфонии
В Библии слово "молитва" упоминается в 35 стихах.

2Пар 30 : 27
И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса.
2Пар 33 : 18
Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых.
2Пар 33 : 19
И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему, и все грехи его и беззакония его, и места, на которых он построил высоты и поставил изображения Астарты и истуканов, прежде нежели смирился, описаны в записях Хозая.
2Пар 36 : 23
так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас -- из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. [МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного [а], сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев [б] прещения Твоего на грешников [в]! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего [г], ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние [д] и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным [е] Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами [з], так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое [и]: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости [к]. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не оссуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей [л], потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.]
Тов 3 : 16
И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих:
Тов 12 : 8
Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото,
Иов 16 : 17
при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
Пс 34 : 13
Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
Пс 41 : 9
Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
Пс 87 : 3
да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
Пс 87 : 14
Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
Пс 89 : 1
Молитва Моисея, человека Божия.
Пс 101 : 1
Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
Пс 108 : 7
Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
Пс 140 : 2
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.
Прит 15 : 8
Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
Прит 28 : 9
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.
Сир 35 : 16
Служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва его дойдет до облаков.
Сир 35 : 17
Молитва смиренного проникнет сквозь облака, и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу
Сир 38 : 39
но поддерживают быт житейский, и молитва их - об успехе художества их.