Словарь Никифорова : мориа
Мориа (מוֹרִוָּה , מֹרִיּה – от רָאָה и יָהּ смотренный, провиденный Богом, место, указ́анное Богом; ἡ γὴ ἡ ὑψηλὴ, ὄρος τοῦ Ἀμωρία; terra visionis, mons Moria; земля высо́ка, ropà Аморіа; L: das Land Morija, der Berg Morija): Быт.22:2. 2Пар.3:1. сн. 2Цар.24:16–25. 1Пар.21:18–26. – Земля Мориа и гора Мориа на этой земле, это та земля и гора, усмотренная или избранная или указанная Богом, на которой Авраам совершил свое жертвоприношение (Выт. 22:2):на которой Давид во время язвы видел явление Ангела и принес жертву Богу умилостивительную (2Цар.24:16–25. 1Пар.21:18–26):и на которой, согласно назначению и завещанию Давида, Соломоном построен Храм Иерусалимский (2Пар.3:1). Гора эта представляет один из холмов, на которых построен Иерусалим. Она лежит к северо-востоку от Сиона, к югу от холма Акры и на восток круто спускается в долину Кедронскую, а на запад в Тиропфон. Южную часть ее, представляющую угол, образуемый соединением упомянутых долин, и опадающий вниз террасами, составляет, по общему мнению, так называемая гора Офел (2Пар.27:3. 33:14. Неем.3:26 – 27. 11:21). Гора Мориа, сама по себе, не обширна; ее поверхность едва достаточна была для Храма, воздвигнутого Соломоном. Для увеличения ее сделаны были насыпи. Соломон с восточной стороны воздвигнул стену, и на самой насыпи устроил один из притворов или портиков Храма (2Цар.24:25. Древн. Флав. К. VIII. 3, 9). С постоянным увеличением насыпи увеличилась и поверхность горы, так что на ней можно было построить обширные галереи вокруг Храма. При последних царях они составляли неприступную крепость. Что гора Мориа, на которой построен Храм Соломоном, есть та самая, которая указана была Аврааму для принесения в жертву Исаака, это подтверждается общим согласием всех древних толкователей. Но в новейшее время некоторые (на прим. Блеек и Тух) находят более справедливым под горою Авраама разуметь Mopè близ Сихема (Суд.7:1. Быт.12:1). Втор.11:30). Но выражение «гора Божия» (Быт.22:14) в св. Писании почти постоянно употребляется только о Сионе и Иерусалиме; и только еще о Синае и Хориве (Исх.3:1, 4:27, 18:5. Чис.10:33. 3Цар.19:8). И притом путь от Вирсавии до Сихема на 35 часов слишком далек, чтобы в три дня старец Авраам с юным Исааком мог совершить его, тогда как 19-ть или 16-ть часов пути до Иерусалима пройти в три дня удобно. Тождество горы Мориа с горою храма Иерусалимского, согласно с древними, признают почти все новейшие. Ныне на этой горе, на месте храма Иерусалимского – мечеть Омара. Herz. IX. р. 773–774. Zell. 2. р. 140–141. Keil и Del. на Быт. р. 184. Ges. р. 619. Fürst 1. р. 788. Сн. Иерусалим и Храм Иерусалимский.