Словарь Никифорова : наас
Наас [еврейское Нахаш, «змея»]:
1) царь Аммона, осадивший Иавис Галаадский. Когда жители города объявили о своей готовности сдаться, Н. сказал, что выколет каждому из них правый глаз. Для поисков помощи Н. дал семь дней, после чего явился Саул и разгромил аммонитян (1Цар 11:1–15). Вероятно, этот же Н., царь аммонитян, упомянут в 2Цар 10:2 и 1Пар 19:1–19 как друг Давида;
2) отец → Авигеи и Саруии, сводных сестер Давида (2Цар 17:25; 1Пар 2:16);
3) отец Сови из Раввы (2Цар 17:27);
4) город Н., упомянутый в 1Пар 4:12 (евр. название означает здесь скорее не «город змей», а «город меди»). Полагают, что он находился на месте совр. Хирбет-Нахаша, в 7,5 км сев.-зап. Пхунона, где сохранились следы горнорудных и медеплавильных мастерских.
НААС (змей) — имя четырёх лиц:
а) 1 Цар. 11:1, 2 и др. — царь Аммонитский, царствовавший во время восшествия на престол Саула.
б) 2 Цар. 10:2 — отец Аннона, также царя Аммонитского.
в) 2 Цар. 17:27 — отец Сови, Аммонитянин, доставлявший продовольствие Давиду во время бегства его от Авессалома.
г) 2 Цар. 17:25 — отец Авигеи и дед Амасы, полководца Авессаломова. См. АВИГЕЯ.
а) (1Цар 11:1, 1Цар 11:2, 1Цар 11:10; 1Цар 12:12) — царь аммонитский, захвативший (по Иосифу Флавию) многие земли в Галааде и везде выкалывавший правый глаз пленникам, чтобы сделать их неспособными к войне;
б) (2Цар 10:2; 1Пар 19:1, 1Пар 19:2) — отец Аннона, царь аммонитский, сделавший некую услугу Давиду (он не может быть тождествен с предыдущим, как думают некоторые, ибо между ними более 40 лет и, кроме того, первый погиб, как свидетельствует Иосиф Флавий, в битве с Саулом);
в) (2Цар 17:25) — отец Авигеи (и Саруи?), сводной сестры Давида (некоторые полагают, это может быть имя второй жены Иессея, но, возможно также, это другое имя самого Иессея, см. );
г) (2Цар 17:27) — отец (предок) Сови из Раввы Аммонитской (возможно, упомянутый выше в пункте б);
д) (1Пар 4:12) — город удела Иудина.
2) Какой-то Наас, упоминаемый во 2Цар 17:25, как отец Авигеи и Саруи, которые по 1Пар 2:16 были дочерьми Иессея. Одни предполагают, что Наас — другое имя Иессея, другие же, что здесь говорится о каком-то Наасе, который был женат на жене Иессея до ее брака с последним, или после смерти его; или также, что Наас была второй женой Иессея. Из последнего предположения выходит, что Саруия и Авигея были единокровными сестрами Давида.