Словарь Никифорова : осел
Осел [еврейское хамор, ослица — атон; греческое онос]:
1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; Быт 22:3) и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26; 1Цар 25:18; ср. Быт 49:14) и упряжных животных (Втор 22:10; Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд 5:10; Суд 10:4; Суд 12:14; ср. Быт 49:11; Зах 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность;
2) О. — нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (→ Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев 27:27; Чис 18:15), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало «сломать шею» (так в МТ — Исх 13:13; Исх 34:20; см. также Втор 21:4,6; Ис 66:3);
3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (→ Ваал-Вериф);
4) Иисус вступил в Иерусалим, «сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, — образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк 24:21; Деян 1:6);
5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.: а) евр. слово пэрэ, переданное в Синодальном переводе как «дикий осел» (Иов 24:5; Пс 103:11; Ис 32:14; Иер 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи которого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии; б) евр. слово арод встречается лишь в Иов 39:5 (Синод. пер. — «онагр») и в Дан 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.
Первое о нем упоминание. Быт 36:24.
Глуп и непослушен. Пс 31:9.
Им пользовались:
Почтенные люди для передвижений. 2Цар 13:29, 2Цар 18:9; 3Цар 1:33.
Для переноски тяжестей. 4Цар 5:17; 1Пар 12:40.
Для перевозки почты и гонцов. Есф 8:10, 14.
Подвержен эпидемическим болезням. Зах 14:15.
Пища его. 3Цар 4:28, 3Цар 18:5.
Евреям запрещено разводить. Лев 19:19.
Высоко ценился. 3Цар 18:5.
Евреи много их привели из Вавилона. Езд 2:66.
Пользовались ими при возсоздании города. Ис 66:20.
Из Фогормы в обмен на товары получали ослов. Иез 27:14.
Нередко отдаваемы были в уплату дани. 3Цар 10:25.
Мясо считалось нечистым (Лев 11:26); вместо в жертву первородного осла должно было принести агнца (Исх 34:20). Во время сильного голода за голову осла все-таки платили довольно дорого (4Цар 6:25).
Дикий осел (Иов 39:5), или лесной осел более худощав и быстр, живет в пустынях (Ис 32:14, Иов 24:5, Дан 5:21); он злонравен и неукротим. Этот осел является символом Измаила (Быт 16:12), и вообше нечестивого народа (Иов 11:12, Иер 2:24, Ос 8:9). Изнеможение диких ослов — признак сильного зноя (Иер 14:6, срав. Пс 103:11).