(Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота — по выражению раввинов, царица праздников. установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления Евреев от плена и рабства Египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового Еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения — десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа. Праздник Кущей — в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования Евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало Евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для Евреев были: субботний год и и) юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх 23:10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для Евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев 25:8-13). Кроме того что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч. Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие: Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф 9). Праздник Дровоношения, т.е. доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем 10:34, Неем 13:31). Праздник Обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1Мак 4:59, Ин 0:22). Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудою над Никанором (1Мак 7:49) и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (1Мак 13:52). Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена. Первый и древнейший праздник Церкви Христианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. Христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный или воскресный (Откр 1:10). Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как например Праздник Пасхи, так и в Христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресв. Богородицы и прочих святых, установленные праздники. Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха — праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначатие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа. Затем важнейшие двунадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие: День Рождества Пресвятые Богородицы. День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу. День Благовещения, т.е. Ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее. День Рождества Христова. День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятые Троицы. День сретения Господа во храме Симеоном. День преображения Господня. День входа Господня в Иерусалим. День вознесения Господня на небо. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятые Троицы. День воздвижения Креста Господня, обретенного царицею Еленою. День Успения Пресв. Богородицы. За двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники — в честь Ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.
Словарь Никифорова : праздники
Слово Праздники найдено в следующих
словарях:
Словарь Вихлицкого :
Их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см. ) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие, в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Втор 15:1-3), оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием (Лев 25:1-7). Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев 25:8-13).
Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и празд-ник кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор 16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.
Таблица праздников
месяц день, праздник нефиксированные
праздники
1. Авив 14 — Пасха
15-21 — праздник опрес-
ноков первый сноп жатвы
2. Зиф
3. Сиван Пятидесятница
4. Таммус
5. (Ав)
6. Елул
7. Афаним 1 — праздник труб
9 — день очищения
15-22 — праздник кущей
8. Бул
9. Кислев 25-3 — праздник обновления
10. Тебеф
11. Шеват
12. Адар 14-15 — Пурим
13. Ве-Адар
+
Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб.
В десятый день того же месяца отмечался день очищения, а с 15 до 22 дня — праздник кущей. После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления и Пурим. Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник первый сноп жатвы отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор 16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники первый сноп жатвы и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику первый сноп жатвы (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась Нав 10:1 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — два-жды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со среды) и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).
Авив (30 дней) 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)
Зиф (29) 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)
Сиван (30) 1,2,9,16,23,30
Таммус (29) 1,7,14,21,28
(Ав) (30) 1,6,13,20,27
Елул (29) 1,4,11,18,25
Афаним (30) 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24
Бул (29) 1,8,15,22,29
Кислев (30) 1,7,14,21,28
Тебеф (29) 1,5,12,19,26
Шеват (30) 1,4,11,18,25
Адар (29) 1,2,9,14,15,16,23
Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и празд-ник кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор 16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.
Таблица праздников
месяц день, праздник нефиксированные
праздники
1. Авив 14 — Пасха
15-21 — праздник опрес-
ноков первый сноп жатвы
2. Зиф
3. Сиван Пятидесятница
4. Таммус
5. (Ав)
6. Елул
7. Афаним 1 — праздник труб
9 — день очищения
15-22 — праздник кущей
8. Бул
9. Кислев 25-3 — праздник обновления
10. Тебеф
11. Шеват
12. Адар 14-15 — Пурим
13. Ве-Адар
+
Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб.
В десятый день того же месяца отмечался день очищения, а с 15 до 22 дня — праздник кущей. После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления и Пурим. Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник первый сноп жатвы отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор 16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники первый сноп жатвы и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику первый сноп жатвы (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась Нав 10:1 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — два-жды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со среды) и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).
Авив (30 дней) 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)
Зиф (29) 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)
Сиван (30) 1,2,9,16,23,30
Таммус (29) 1,7,14,21,28
(Ав) (30) 1,6,13,20,27
Елул (29) 1,4,11,18,25
Афаним (30) 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24
Бул (29) 1,8,15,22,29
Кислев (30) 1,7,14,21,28
Тебеф (29) 1,5,12,19,26
Шеват (30) 1,4,11,18,25
Адар (29) 1,2,9,14,15,16,23
Словарь Нюстрема :
евр. хагим.
А) Во-первых, евреи должны были соблюдать те праздники, которые подходили под понятие «суббота» (т.е. время покоя). Это были:
а) еженедельная суббота,
б) седьмое новомесячие или праздник труб,
в) субботний год
г) юбилейный год.
Б) Три великих годовых праздника были следующие:
а) Пасха,
б) Пятидесятница
в) Поставление Кущей или праздник сбора плодов. Во время этих трех праздников все мужчины должны были являться пред Богом, т.е. в передний двор скинии или храма, и с радостным сердцем принести что-либо в дар Господу (Исх 23:14 и дал., Втор 16:16 и дал.); им давалось особенное обещание о Божией охране их имения во время их отсутствия (Исх 34:23). Во все дни священных собраний евреи должны были прекращать свои обычные работы (Исх 12:16, Лев 23:21 и дал.). Цель этих праздников заключалась не только в том, чтобы оживлять и сохранять сознание единства народа, но также поддерживать духовную жизнь в народе, давать возможность к более живому общению между отдельными коленами и, особенно, поддержать в народе чувство ожидания Мессии.
В) Особенное значение имел Великий День Очищения, 10-го числа седьмого месяца (октября) (Лев 16), который был днем поста, покаяния и молитвы.
Г) После Вавилонского плена был установлен праздник пурим (очищение) (Есф 9) и праздник обновления (1Мак 4.59, Ин 10:22).
Относительно сущности и значения еврейских праздников, установленных законом, их связи друг с другом и последовательного порядка заметим:
1) что они могут быть разделены на 3 класса, именно:
а) субботние,
б) исторические (в воспоминание)
в) праздники очищения (или примирения с Богом); заметим также,
2) что семь — число Божественного совершенства и покоя — находится во всяком установленном законом празднике, каково бы ни было значение праздника. Это можно выразить следующим образом: каждый период времени (принятый евреями), который при вычислении является седьмым, есть праздник; например, всякий седьмой день, седьмой месяц, седьмой год — праздники. В седьмом месяце приходились: праздник труб, праздник очищения и праздник кущей. С этого месяца начинались субботний год и юбилейный год. Пятидесятница праздновалась по окончании семи недель, после начала жатвы; Пасха и Праздник Кущей праздновались в течение семи дней. Ежегодно происходило семь торжественных собраний (Два на Пасху, одно в Пятидесятницу, одно в Праздник Труб, одно в Праздник Очищения и два в Праздник Кущей). Следовательно число семь являлось главной основой для установления еврейских праздников.
А) Во-первых, евреи должны были соблюдать те праздники, которые подходили под понятие «суббота» (т.е. время покоя). Это были:
а) еженедельная суббота,
б) седьмое новомесячие или праздник труб,
в) субботний год
г) юбилейный год.
Б) Три великих годовых праздника были следующие:
а) Пасха,
б) Пятидесятница
в) Поставление Кущей или праздник сбора плодов. Во время этих трех праздников все мужчины должны были являться пред Богом, т.е. в передний двор скинии или храма, и с радостным сердцем принести что-либо в дар Господу (Исх 23:14 и дал., Втор 16:16 и дал.); им давалось особенное обещание о Божией охране их имения во время их отсутствия (Исх 34:23). Во все дни священных собраний евреи должны были прекращать свои обычные работы (Исх 12:16, Лев 23:21 и дал.). Цель этих праздников заключалась не только в том, чтобы оживлять и сохранять сознание единства народа, но также поддерживать духовную жизнь в народе, давать возможность к более живому общению между отдельными коленами и, особенно, поддержать в народе чувство ожидания Мессии.
В) Особенное значение имел Великий День Очищения, 10-го числа седьмого месяца (октября) (Лев 16), который был днем поста, покаяния и молитвы.
Г) После Вавилонского плена был установлен праздник пурим (очищение) (Есф 9) и праздник обновления (1Мак 4.59, Ин 10:22).
Относительно сущности и значения еврейских праздников, установленных законом, их связи друг с другом и последовательного порядка заметим:
1) что они могут быть разделены на 3 класса, именно:
а) субботние,
б) исторические (в воспоминание)
в) праздники очищения (или примирения с Богом); заметим также,
2) что семь — число Божественного совершенства и покоя — находится во всяком установленном законом празднике, каково бы ни было значение праздника. Это можно выразить следующим образом: каждый период времени (принятый евреями), который при вычислении является седьмым, есть праздник; например, всякий седьмой день, седьмой месяц, седьмой год — праздники. В седьмом месяце приходились: праздник труб, праздник очищения и праздник кущей. С этого месяца начинались субботний год и юбилейный год. Пятидесятница праздновалась по окончании семи недель, после начала жатвы; Пасха и Праздник Кущей праздновались в течение семи дней. Ежегодно происходило семь торжественных собраний (Два на Пасху, одно в Пятидесятницу, одно в Праздник Труб, одно в Праздник Очищения и два в Праздник Кущей). Следовательно число семь являлось главной основой для установления еврейских праздников.
Слово праздники в симфонии
В Библии слово "праздники" упоминается
в 28 стихах.
Другие формы слова :
праздник,
праздника,
праздники,
праздниках,
празднику,
праздников,
праздникам,
праздниками,
праздником,
празднике.