Загрузка

Словарь Никифорова : претория

(Мф 27:27, Мф 15:16 и др.). Под преториею в Иерусалиме во времена Пилата следует разуметь жилище и главное местопребывание Пилата. Обыкновенно правители Иудеи жили не в Иерусалиме, а в Кесарии; но на известные большие праздники, когда по причине стечения народа особенно требовались меры предосторожности, они прибывали в Иерусалим и занимали обширные, великолепные палаты. Вероятно, претория находилась в крепости Антония, построенной Иродом, или близ этой крепости. В претории находилось не только помещение Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также площадь, где областной правитель производил суд. Кроме претории в Иерусалиме, в Новом Завете упоминается еще о претории в Кесарии и о претории в Риме (Деян 23:35, Флп 1:13).
Слово Претория найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Претория [греческое прайторион; лат. преториум], служебная резиденция рим. наместника, причем здание, в котором располагалась П., одноврем. служило и казармой (Мф 27:27; Мк 15:16). В иерусалимской П. Пилат допрашивал Иисуса. Возможно, в здании П. находилась и тюрьма:

1) некоторые сведения о местонахождении П. в Иерусалиме (Ин 18:28) дает только Мк 15:8, откуда можно понять, что П. располагалась в возвыш. части города (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Перед самим зданием, в котором Пилат допрашивал Иисуса (Ин 18:33; Ин 19:9) и где над Ним насмехались воины (Мф 27:27; Мк 15:16), находилось вымощенное возвышение (→ Гаввафа), где наместник вершил свой суд (→ Судилище) (Ин 19:13). Традиц. считалось, что П. находилась в крепости Антония. Хотя обычно резиденция прокуратора в Иерусалиме находилась не там (см. ниже), все же можно предположить, что Пилат на время неспокойного, как он знал по опыту, праздника Пасхи с его многочисл. паломниками мог предпочесть крепость, располож. непосредств. у храмовой площади, чтобы иметь возможность в случае волнений немедленно принять меры (ср. Деян 21:31). Внутр. двор крепости Антония был вымощен большими плитами известняка, что давало основание многим исследователям считать, что именно здесь находилось судилище, упомянутое в Ин 19:13. Но поскольку двор находился внутри крепости, то первосвященники в этом случае должны были заходить туда, где проживали язычники, а это делало иудеев ритуально нечистыми (ср. Ин 18:28). Др. комментаторы Библии пытались отождествить П. с дворцом Ирода, который располагался на зап. холме и в котором обычно останавливались прокураторы при посещении Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает, что перед этим дворцом вершил суд наместник Гессий Флор. В соотв. с этим, по-видимому, нужно считать П. часть тер. дворца, к которой с востока примыкало вымощенное возвышение (Гаввафа), куда первосвященник мог ступить, не оскверняя себя;

2) в Кесарии П. был дворец Ирода (Деян 23:35). В Деян 25 одразумевается, что зал суда, в котором проходили допросы [греческое акроатерион], находился внутри дворца;

3) месторасположение П., упоминаемой в → Послании к Филиппийцам (Флп 1:13), определить сложно, все зависит от того, где было написано само послание. В Эфесе П. называли резиденцию наместника, а в Риме — казарму преторианцев, личной гвардии императора (ср. Деян 28:16).

Словарь Вихлицкого :
(Рим. — шатер военачальника) (Мф 27:27; Мк 15:16; Ин 18:28, Ин 18:33; Ин 19:9; Деян 23:35) — резиденция правителя. Такая резиденция была в Иерусалиме, куда Пилат должен был приезжать в дни больших праздников, а также — в Кесарии, где он жил постоянно. В Флп 1:13 имеется в виду, по-видимому, военный городок в Риме, где был заключен ап. Павел.
Словарь Нюстрема :
1) Латинское слово (ргаеtorium). Первоначально оно обозначало «шатер военачальника» в римском лагере, а впоследствии (не говоря о других значениях) стало обозначать дворец, в котором жил правитель провинции, и где он производил суд. В Новом Завете этим словом назван дворец, в котором жил Пилат. Туда привели Иисуса из дома Каиафы, и там Он был допрашиваем Пилатом и истязуемый солдатами в то время, как евреи ожидали решения во дворе. С судейского места, называемого Гаввафа, Пилат начал производить суд (Мф 27:27, Мк 15:16, Ин 18:28, Ин 18:33, Ин 19:9). Где была расположена претория Пилата? Одни предполагают, что в крепости Антония, к северу-западу от храма, близ «Виа Доло-роза», сейчас же за Стефановыми воротами. По мнению других, Пилат во время пребывания в Иерусалиме (его постоянной резиденцией была Кесария) помещался в роскошном дворце Ирода, в северо-западной части верхнего города; этот дворец, по описанию Иосифа Флавия, был роскошно отделан и украшен; он имел множество дворов, зал и проч. Некоторые полагают, что теперешняя, т. наз. башня Давида, является остатком украшений этого царского дворца. Это единственная башня, которую Tит оставил неповрежденной при разрушении Иерусалима.

2) В Деян 23:35 упоминается Иродова претория в Кесарии, где Павел был заключен; это был построенный Иродом дворец, который служил резиденцией Иудейских прокураторов.

3) В Флп 1:13 говорится о претории в Риме, в которой Павел был заключен и где, благодаря его узам, сделалось известным Евангелие. Эта претория была казармой на Палатинском холме, близ дворца Нерона. Может быть этим словом обозначается преторианская казарма, построенная Тиверием за городом. Слово «претория» употребляется также для обозначения укрепленных замков, или дворцов, принадлежавших Кесарю.

4) Мф 10:17, Мк 13:9 упоминаемые судилища обозначают низшие суды в Иудейских провинциальных городах.