Словарь Никифорова : самуил
Самуил [еврейское Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, «услышанный Богом», 1Цар 1:20]:
1) сын → Елканы (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию (1Цар 1). Здесь, в святилище, под присмотром Илии С. жил и служил Богу (1Цар 2:18,21). Однажды Господь воззвал к С. и объявил ему о суде, который Он произведет над домом Илия за нечестие сыновей священника (1Цар 3). Так С. был призван в → пророки в то время, когда слово от Господа было редкостью (1Цар 3:1). Вместе с тем С. стал последним судьей Израиля, и именно он через 20 лет после великого поражения при Авен-Езере и утраты ковчега завета (1Цар 4:1) освободил израильтян от ига филистимлян (1Цар 7:2–14). Он жил в Раме (1Цар 7:15–17), но судейские обязанности заставляли его ежегодно обходить Вефиль, Галгал и Массифу.
Состарившись, С. назначил судьями своих сыновей Иоиля и Авию, но они оказались продажными и судили нечестно (1Цар 8:1–3). Поэтому к С. пришли старейшины Израиля с просьбой дать им → царя, как у других народов (1Цар 8:4). Несмотря на то, что, выдвигая эту просьбу, израильтяне отвергали Бога как Царя Израиля, Господь повелел С. удовлетворить их желание и помазать в цари → Саула (1Цар 8 — 1Цар 10:27). Однако непослушание Саула привело к тому, что Господь отверг его (1Цар 15:10). После этого С. получил повеление тайно помазать в цари → Давида (1Цар 16:1–23). Хотя С. и опечалился из-за Саула (1Цар 15:11,35), но остался послушен воле Господа. Нелицеприятный (1Цар 15:26) и неподкупный (1Цар 12:3–5), С. призывал народ вернуться под Божью опеку (1Цар 12:14,20–25). С. и его пророчеств боялись (см. 1Цар 16:4), потому что он возвещал суд Божий (1Цар 13:13; 1Цар 15:10) и потому что каждое его слово сбывалось (1Цар 3:19). Его имя упоминается в одном ряду с именами Моисея и Аарона (Пс 98:6; Иер 15:1), он считается первым в длинной череде ветхозаветных (Деян 3:24; Евр 11:32). С. умер в период, когда Давид скрывался от Саула. Пророк был погребен в Раме (1Цар 25:1);
2) сын Аммиуда, князь из колена Симеона (Чис 34:20), который должен был участвовать в разделе Ханаана.
САМУИЛ (испрошенный от Бога) — имя трёх лиц:
а) Числ. 34:20 — сын Аммиуда, назначенный представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли обетованной при Моисее.
б) 1 Пар. 7:2 — сын Фолы и князь колена Иссахарова.
в) 1 Цар. 1:20; 2:11; Деян. 3:24; Евр. 11:32 и др. — пророк и судья народа Израильского; сын Елканы и Анны.
Известные люди с именемСамуилСамуил из Негардеи (ок. 165—257) — вавилонский амора первого поколения; законоучитель, судья, врач и астроном; основатель Сурской школы, одной из Вавилонских талмудических академий.Самуил (болг. Самуил; ум. 1014) — царь Болгарии (980—1014) из династии Комитопулов.а) (Чис 34:20) — сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли;
б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь (1Цар 1:11, 1Цар 1:20; 1Цар 1:26). Свое служение он начал при Илии в Силоме. Там явился ему Господь, он услышал Его голос и стал Его пророком (1Цар 3:19-21). Позже он переселился в Раму, построил там жертвенник и оттуда обходил и судил Израиля (1Цар 7:16-17). Ковчег во все дни жизни Самуила находился в Кириафиариме. Состарившись, Самуил поставил судьями своих сыновей (1Цар 8:1-2), но они не ходили его путями и народ потребовал себе царя. Хотя это требование не понравилось Самуилу, он по слову Божию помазал им в царя Саула. В 1Цар 12:1 Самуил подводит итог своей деятельности и предостерегает Израиля и его царя от непослушания Господу и своеволия. Но именно за эти грехи Саул был отвергнут и Господь повелел престарелому Самуилу помазать в царя Давида — младшего сына Иессея. Самуил, судя по 1Цар 19:20 организовал пророческую школу. В 1Пар 29:29 упоминается о том, что он оставил некоторые записи о делах Давида. Умер Самуил, по-видимому, за несколько лет до гибели Саула (1Цар 25:1, 1Цар 28:1). Самуил во все дни своей жизни был полностью предан Господу (Иер 15:1; Евр 11:32) и оставался мужем молитвы (1Цар 12:23; Пс 98:6);
в) (1Пар 7:2) — аналог. Иахмай.