Словарь Никифорова : симон
Симон [еврейское Шимон, от глагола «слышать»]:
1) апостол → Петр (Мф 10:2);
2) другой ученик Иисуса по прозвищу «ревнитель» [арам. канай, в Синодальном переводе — Кананит, Мф 10:4; Мк 3:18; греческое зелотос, в Синодальном переводе — «зелот», Лк 6:15; Деян 1:13]. Судя по этому прозвищу, он, очевидно, ранее принадлежал к партии зелотов, непримиримых борцов против римского ига;
3) один из братьев Иисуса (Мф 13:55; Мк 6:3);
4) отец Иуды Искариота (Ин 6:71; Ин 13:26);
5) фарисей, в доме которого во время трапезы некая женщина умащала ноги Иисуса миром (Лк 7:36–50);
6) житель Вифании, страдавший проказой и предположительно исцеленный Иисусом. Когда Иисус принимал участие в праздничной трапезе в его доме, Мария из Вифании возлила миро Ему на голову. Вероятно, С. был другом или родственником Лазаря (Мф 26:6–13; Мк 14:3–9; Ин 12:1–8);
7) киринеянин, т.е. выходец из области Киренаика в Северной Африке, который был принужден нести крест Иисуса (Мф 27:32). Он был отцом Александра и Руфа (Мк 15:21; ср. Рим 16:13);
8) волхв в Самарии, изумлявший народ своим иск-вом. Когда Филипп проповедовал там Евангелие и творил чудеса, С. примкнул к нему и был крещен. Когда впоследствии С. увидел, что «чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый», он предложил апостолам деньги, чтобы иметь «власть» делать то же самое. Петр сурово осудил его, и С. попросил заступничества апостолов, чтобы его не постигла кара (Деян 8:9–24). В позднейшей литературе С. упоминается как отец всех лжеучителей и родоначальник «лжеименного гносиса»; сообщается о споре, состоявшемся между ним и Петром в Риме;
9) кожевник в Иоппии, у которого жил Петр (Деян 9:43; Деян 10:6,17,32).
СИМОН (испытатель, оценщик, а вероятно, услышание) — имя нескольких лиц:
а) Матф. 16:16-18 и др. — Симон Пётр. См. ПЁТР.
б) Матф. 13:55; Марк. 6:3 — Симон, один из братьев Господних по плоти.
в) Иоан. 6:71; 13:2, 26 — отец Иуды Искариотского.
г) Лук. 7:40-44 — Симон, один из фарисеев Галилеи, в дом которого был приглашён однажды Господь Иисус Христос разделить трапезу.
д) Матф. 26:6; Марк. 14:3 — Симон-прокажённый, живший в Вифании, принявший Иисуса в качестве почётного гостя за два дня до Пасхи.
е) Матф. 27:32; Марк. 15:21 и др. — Симон Киринейский, один из Иудеев, из города Киринеи, которого заставили нести крест Спасителя.
ж) Матф. 10:4; Марк. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13 — Симон Кананит или Зилот, один из 12 апостолов, родом из Каны Галилейской.
з) Деян. 8:9 — Симон-волхв, уроженец Самарии, крестившийся из корыстолюбия в надежде испросить для себя у апостолов за деньги низведение даров Святого Духа; был обличён и посрамлён ап. Петром.
и) Деян. 9:43; 10:6 — Симон-кожевник, христианин, в доме которого долгое время жил ап. Пётр после воскресения Тавифы.
а) (Мф 4:18; Мф 10:2; Мф 16:17; Мф 17:25; Мк 1:16, Мк 1:29, Мк 1:30; Мк 3:16; Мк 14:37; Лк 4:38; Лк 5:4, Лк 5:5, Лк 5:8, Лк 5:10; Лк 6:14; Лк 22:31; Лк 24:34; Ин 1:40-42; Ин 21:15; Деян 10:32; Деян 11:13; Деян 15:14) — первоначальное имя ап. Петра;
б) (Мф 10:4; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13) — Кананит (Зилот), один из двенадцати Апостолов; (см. Апостол, Зилот, Кананит)
в) (Мф 13:55; Мк 6:3) — один из братьев Иисуса по плоти; (см. братья Иисуса)
г) (Мф 26:6; Мк 14:3) — прокаженный (возможно, один из исцеленных от проказы), житель Вифании, принимавший Господа в своем доме;
д) (Мф 27:32; Мк 15:21; Лк 23:26) — Киринеянин, отец, видимо, известных Александра и Руфа, которого встретив, воины заставили нести крест Спасителя;
е) (Лк 7:40, Лк 7:43, Лк 7:44) — фарисей, пригласивший к себе Иисуса (см. ст. 36);
ж) (Ин 6:71; Ин 12:4; Ин 13:2, Ин 13:26) — отец (предок) Иуды Искариота;
з) (Деян 8:9, Деян 8:13, Деян 8:18, Деян 8:24) — волхв в земле Самарийской;
и) (Деян 9:43; Деян 10:6, Деян 10:17, Деян 10:3 2б) — кожевник из Иоппии, у которого гостил ап. Петр.
2) Симон Зилот — один из двенадцати апостолов (Лк 6:15, Деян 1:13), назван Кананитом в Мф 10:4 и Мк 3:18. По всей вероятности, этот Симон придерживался раньше учения зилотов, которые отличались строгой ревностью в охранении национальной религии от иностранного и языческого влияния; при этом зилоты ни с чем не считались и их безрассудство привело в конце концов к разрушению Иерусалима. Симон, став учеником Христа, сохранил прозвище «Зилот», т.е. «ревнитель». Слово Кананит является греческим видоизменением еврейского «Канан'и», которое также обозначает «ревнитель».
3) Один из братьев Иисуса (Мф 13:55, Мк 6:3). см. «братья Иисуса».
4) Один из фарисеев, живший в Галилее, у которого был Иисус, когда грешница помазала его ноги (Лк 7:36 и дал.).
5) Симон прокаженный, в доме которого в Витании был Иисус после воскресения Лазаря и был помазан драгоценным нардовым миром (Мф 26:6 и дал., Мк 14:3 и дал., срав. Ин 12:1 и дал.).
6) Симон из Киринеи, которого заставили нести крест вместо изнемогшего Иисуса (Мф 27:32), отец Александра и Руфа, о которых Марк упоминает, как об известных лицах (Мк 15:21).
7) Отец Иуды Искариота (Ин 6:71, Ин 13:2, Ин 13:26).
8) Симон волхв в Самарии, который выдавал себя за кого-то великого и пользовался большим уважением людей. Он был поражен чудесами, совершенными Филиппом, и крестился. Но когда он хотел приобрести за деньги от апостолов дар низводить Духа Святого посредством возложения рук, то был строго обличен Петром и просил молится за него (Деян 8:9 и дал.).
9) Кожевник в Иоппии, который принял Петра в своем доме, расположенном при море (Деян 9:43, Деян 10:6, Деян 10:32).