Словарь Никифорова : сирия
В состав этой страны входила Месопотамия. Быт 25:20, Быт 28:3. Втор 26:5. Деян 7:2.
В тесном смысле страна вокруг Дамаска. 2Цар 8:6.
Дамаск — столица ее. Ис 7:8.
Реки ее: Авана и Фарфар. 4Цар 5:12.
Управляема царями. 3Цар 22:31; 4Цар 5:1.
Жители назывались Сирийцами. 2Цар 10:11; 4Цар 5:20.
Также Сирийцами из Дамаска. 2Цар 8:5.
Народ:
Языческий. Суд 10:6; 4Цар 5:18.
Воинственный. 3Цар 20:23, 3Цар 20:25.
Торговый. Иез 27:18.
Объяснялся на сирийском наречии. 4Цар 18:26. Езд 4:7. Дан 2:4.
Израиль, по примеру сирийцев, стал поклоняться идолам. Суд 10:6.
Давид:
Поразил войско ея. 2Цар 8:5.
Обложил народ данью. 2Цар 8:6.
Распределил военную добычу. 2Цар 8:11, 2Цар 8:12.
Победа доставила ему славу. 2Цар 8:13.
Послал Иоава против войска сирийского. 2Цар 10:15−19.
Искал помощи у нея против Израиля. 3Цар 15:18−20.
Илия помазал Азаила царем над Сирией. 3Цар 19:15.
Венедад, царь ея, покорил Самарию. 3Цар 20:1−12.
Израильтяне:
При царе Ахаве с помощью Божией победили сирийцев. 3Цар 20:13−20.
Получили предупреждение о нашествии сирийцев. 3Цар 20:22−25.
С помощью Божией одолели вторично сирийцев. 3Цар 20:26−30.
Заключили союз с сирийцами. 3Цар 20:31−43.
Перемирие на три года. 3Цар 22:1.
При Ахаве разсчитывали отвоевать Рамоф-Галаад. 3Цар 22:3−29.
Поражены, Ахав убит. 3Цар 22:30−36.
Обезсилены частыми нападениями сирийцев. 4Цар 5:2, 4Цар 6:23.
Чрез Елисея были осведомлены о планах их. 4Цар 6:8−12.
Бог поразил слепотою посланцев царя взять Елисея. 4Цар 6:14, 4Цар 6:18−20.
Вторично завладели Самарией. 4Цар 6:24−29.
Войско сирийцев чудесным образом повернуло обратно. 4Цар 7:5, 4Цар 7:6.
Смерть царя и жестокость его наследника. 4Цар 8:7, 4Цар 8:15.
Иорам, царь Израильский, желавший вернуть Рамоф-Галаад, тяжело ранен. 4Цар 8:28, 4Цар 8:29, 4Цар 9:15.
Израиль предан в руки сирийцев за грехи Иоахаза. 4Цар 13:7, 4Цар 13:22.
Избавитель для Израиля явился. 4Цар 13:5, 4Цар 13:23−25.
Елисей предсказал Иоазу три победы. 4Цар 13:17−19.
Соединились с Израилем против Ахаза и победили Иерусалим. 4Цар 16:5. Ис 7:12.
Вновь заняли Елаф и выгнали евреев. 4Цар 16:6.
Поражены и жители уведены в плен в Ассирию. 4Цар 16:9.
Пророчества касающиеся Сирии:
Поражение царя ее, Рецина. Ис 7:8, Ис 7:16.
Перестала быть свободным царством. Ис 17:1−3.
Опустошение, причиненное вторжением в нее. Иер 49:23, Иер 49:24.
Уничтожение населения. Иер 49:26.
Разрушение Дамаска. Ис 8:4.
Сожжение Дамаска. Иер 49:27. Ам 1:4.
Бедствия ее как наказание за грехи. Ам 1:3.
Жители взяты в плен. Ам 1:5.
История Сирии в связи с Македонским царством. Дан 11:6.
Римляне овладели Сирией. Лк 2:2.
Проповедь Евангелия в ней и возникновение церквей. Деян 15:23, Деян 15:41.
Еврейское слово Арам, которое, как полагают, означает возвышенную страну, в противоположность береговои низменной стране, населенной хананеями, имело различные значения. В Ветхом Завете оно обозначает страны, расположенные к востоку и северо-востоку от Палестины (4Цар 24:2), и также их отдельные части.
2) Арам Цоба (русск. пер. «Сирия Цованская») — арамейское царство к северо-востоку от Дамаска (Пс 59:2), которое многократно воевало с израильтянами. Саул вел войны с царями Совы (1Цар 14:47), но Давид первый серьезно решил покончить с Совой (Сувой) и другими сирийскими племенами. Он наложил на них тяжкое наказание и взял большое количество пленных (2Цар 8:3 и дал.). Потом сирийцы Сувы вновь восстали и помогли аммонитянам воевавшим с Давидом, что стоило им нового поражения (2Цар 10:6 и дал., 1Пар 19:6 и дал.).
3) Арам-Дамаск, т.е. область вокруг Дамаска, была покорена Давидом, приблизительно, в одно время с Совой (2Цар 8:5 и дал.).
4) Арам-Мааха, у подошвы Гермона. Царь Мааха также пытался помочь аммонитянам, но был покорен Давидом (2Цар 10:6 и дал., 1Пар 19:6, срав. «Мааха 4»).
5) Арам-Беф-Рехов был также покорен Давидом (2Цар 10:6 и дал.).
6) Имаф, область у реки Оронта, к северу от Ливана (2Цар 8:9).
7) Емаф-Сува, которая была взята и укреплена Соломоном (2Пар 8:3), была, весьма возможно, частью царства Имаф, которое прежде находилось под властью Совы (Срав. 2Цар 8:9 и дал.).
Кроме того, в Ветхом Завете упоминаются также различные другие области, которые, обыкновенно, считались принадлежащими Сирии или Араму, как, например, Авран, Гессуя и Tов.
Итак, сирийские или арамские цари находились в постоянной вражде с израильскими. Во времена Саула и Давида совские цари были самыми могущественными между сирийцами; после них выдвинулись дамасские князья (3Цар 15:18 и дал.). Когда ассирийские войска шли войною на Сирию и Палестину, сметая на своем пути всякое сопротивление, то сирийских царей постигла та же участь, что и царей израильских и иудейских: маленькие царства слились с большими державами. Сирия стала частью мировой халдейской державы и, затем, вместе с Финикией и Иудеей отошла к Персидской монархии; по-видимому, вся эта область в отношении управления рассматривалась как одна провинция к западу от Евфрата (Езд 5:3, Езд 6:13, Неем 2:7, Неем 3:7). После падения персидского царства Сирия подпала под власть Александра Великого, и, когда огромное царство после его смерти было разделено между его полководцами, Сирия после ряда кровавых битв и решительного сражения при Ипсе в 301 г. до Р.Хр., досталась Селевку Победителю, власть которого простиралась также на Месопотамию и Вавилон. Таким путем, временно образовалось значительное царство: Селевкидская Сирия со столицею Антиохией на Оронте. Временем возникновения этой монархии считают, обыкновенно, 312 г. до Р.Хр., когда Селевк взял Вавилон. Он царствовал до 280 г.; преемником его был Антиох, за которым следовал Селевк, и т.д. Эта сирийская держава, которой была подчинена Палестина, по временам терпя от нее тяжкие притеснения — вскоре ослабла вследствие внутренних раздоров и в 64 г. до Р.Хр. стала, при Помпее, римской провинцией (Лк 2:2). Палестина также считалась в это время частью Сирии. Иудея и Самария управлялись между 6-41 гг., а вся Палестина после 44 г. по Р.Хр. — прокураторами, которые находились в прямой зависимости от наместника Сирии.
Христианство в Сирии рано возникло и в ее столице Антиохии ученики впервые стали называться христианами (Деян 11:19, Деян 11:26).
Арабы называют Сирию «Суриа» или чаще «ель-Шам» (страна «налево» или север, в противоположность Иемину, что значит «направо», или Аравия), и включают в нее также и Палестину (Фаластин). Турки называют ее «Суристан».