Загрузка

Словарь Никифорова : сирия

(2Цар 8:12). Слово Сирия означается в Еврейском тексте словом Арсш (см. это слово). В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидна до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себе Ханаан и Финикию, Килисирию — между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирии в тесном смысле. Цари Сирийские вели частые войны с сынами Израилевыми и иногда были подчиняемы ими, а иногда вступали в союз с ними. Сирия преимущественно находилась под владычеством Ассириян, Вавилонян, Персов, Македонян, Римлян и Магометан, которым принадлежит и в настоящее время. Сирия и Ассирия суть названия совершенно различного происхождения. Первое родственно с Тиром или Суром, как обыкновенно произносят, а другое ведет свое начало от Ассура. Отличительные черты в физическом виде Сирии составляют большие горные хребты Ливан и Антиливан, тянущиеся с с. к ю. и большие пустыни, лежащие на в. и ю.-в. Долины Сирии очень плодоносны и доселе еще изобилуют пшеницею, виноградом, табаком, тутовыми деревьями, оливками, превосходными плодами, как например апельсины, финики, фисташки и др. Климат в обитаемых частях Сирии удивительно здоров и приятен. Сирию населяют разные народности, но в городах народонаселение по преимуществу состоит из Турок и Греков. Единственное поколение, которое может считаться туземным, — суть жители вершин Ливана. Замечательнейшие из них суть Друзы и Марониты. Общий язык их Арабский. Воины и правительственные чиновники говорят по Турецки. От древних Сирийцев почти не существует никаких следов. Ни одна страна не была так известна в древности, как Сирия. На ю.-з. находилась Обетованная земля, страна Израильтян, колыбель Христианства, Финикия, особенно города ее — Тир и Сидон славились своею торговлею. Первоначально столицею Сирии был г. Иоппия, а затем Дамаск, бывший долгое время столицею могущественного государства. Антиохия была некогда царскою резиденцией) и считалась третьим городом в мире по богатству и народонаселению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнейшие развалины своего древнего величия. Здесь некогда в различные времена сражались за свое господство и преобладание Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, Крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпеи, Антоний, Тит, Аврелиан и др., в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард Львиное Сердце, Саладин и др., и потом во времена ближайшие к нам, Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собою грозных завоевателей. В настоящее время невежество, суеверие и варварство господствуют в этой стране и от ее древней славной цивилизации не остается почти никаких следов. Несториане настоящего времени называют себя Сирийскими Христианами, потому что они употребляют у себя древние формы богослужения. Они имеют Новый Завет, переведенный на Сирийский язык, вообще же в настоящее время в Сирии преобладает Арабский язык и Сирийцы читают Библию на означенном языке. Сирия составляет одно из самых интересных поприщ для миссионерской деятельности, какое только можно найти в наше время. В ее пределах можно найти девять десятых местностей различных событий из Свящ. Истории. Она в продолжении целого тысячелетия была единственною местностью для сохранения Церкви Божией, она была светильником и светочем, свет которого сиял во мраке мира почти в продолжении 12-ти столетий; все части ее были освящены стопами Сына Божия, или Его пророков и апостолов; едва ли какой-либо холм и долина здесь не оглашались песнопениями Моисея, Давида и Исаии; здесь, наконец, пролилась кровь Богочеловека, вземлющего грех мира. Таким образом вся эта страна составляет огромный, живой комментарий слова Божия, раскрытый для религиозного и нравственного чтения во все века и для посрамления неверующих. В новейшее время Сирия делится на 4 эйялета, или наместничества; Дамасское, Бейрут, Алеппо и Мераш; к последнему присоединена и древняя Коммагена. Из свидетельств новейших путешественников видно, что как во внешнем, так и во внутреннем ее состоянии продолжается тоже неустройство, какое давно господствует в стране этой: тот же деспотизм властей, тот же произвол, то же разорение и опустошение земли, та же свирепость Турок, то же грабительство Арабов, та же дикость, то же варварство. Жители Сирии давно не имеют возможности пользоваться безопасностью жизни и собственности, благодаря своему правительству. Вот как описывает эту страну Портер, бывший в Гауране: «Холмы со всех сторон казались внезапно преисполненными жизни, и долины и равнины огласились криком пастухов и блеянием огромных стад их, когда они гнали их на пажити. Но пастухи не имели того спокойного и смиренного вида, который обыкновенно соединяется с пастушескою жизнью и ее привычками; все они имели вид свирепый и дикий, в особенности Арабы. Кроме длинного ружья, многие из них имели маленькие топоры и за поясом были пистолеты и кинжалы.» Кроме такой постоянной опасности для оседлой жизни, Арабские племена не только питают постоянную наследственную вражду к Христианам и Туркам, но часто ведут междоусобные войны и между собою, часто одно племя ведет войну с другим племенем, почему правильное возделывание почвы и усовершенствование естественных богатств, которыми так щедро наделена страна эта, становится делом невозможным. Отсюда многие разрушенные города и селения остаются в своих развалинах и запустении; во многих местах счастливо можно бы было жить, но жителей нет. Многие равнины, вместо изобилия, которое должны были бы производить, представляют бесплодный вид пустынь, который только кое-где оживляется рощами из диких фиговых деревьев; травы остаются нескошенными, поля пустыми. Обрабатываются только небольшие частички лучшей почвы и то лишь тогда, когда есть надежда и средства оградить свою жатву от вторжения неприятелей. Арабские стада свободно бродят по долинам и равнинам и полевые ограды не составляют для них никакого препятствия. Нигде в мире нет такого плачевного примера тиранства, хищения и бесчинства, как в большей части Сирии. Большая часть жителей терпят от своеволия толпы вооруженных людей, которые располагают всем по своим прихотям и произволу. В каждой провинции паша есть совершенный деспот. В деревнях жители ограничиваются одним уже необходимым для жизни; у них известны только такие искусства, без которых существовать невозможно. Здесь нет убежища от насилий, исключая разве городов. Нельзя не сказать еще, что нигде, кажется, нет такого множества и смешения различных народностей и вместе с этим такого множества различных верований и исповеданий и различных ересей, сект и расколов, как в Сирии, и при этом здесь господствует грубое невежество, множество суеверий и нечестивых обрядов и большой разврат преобладающей массы; и отсюда постоянная ненависть и вражда партий и бедствие страны. В недавнее время Ливан, в продолжении многих веков сохранявший свою независимость, населяемый деятельным и промышленным племенем и изобиловавший разными прекраснейшими произведениями страны — шелковицей, оливковыми деревьями, виноградом и проч., представлял самую печальную картину вследствие вражды и междоусобий между Маронитами и Друзами. Убийства, грабежи и опустошительные пожары свирепствовали в разных частях горы в 1846 и 1847 г., и снова возобновились в 1860 г. Многие деревни были охвачены пламенем и некоторые из самых цветущих мест в Ливане сделались необитаемыми и покрылись развалинами. Из Бейрута было известие: 60 городов и деревень в Ливане сожжены, и эта прекрасная гора обратилась в угрюмую степь. По приблизительным соображениям, сгоревших деревень было 150. Целый Христианский квартал в Дамаске, который сам по себе был как город безжалостно ограблен и сожжен до основания. В 1861 г. Европейские державы должны были послать туда и в Бейрут свои войска (франц. и англ.), чтобы обуздать Магометанский фанатизм.
Слово Сирия найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

В состав этой страны входила Месопотамия. Быт 25:20, Быт 28:3. Втор 26:5. Деян 7:2.

В тесном смысле страна вокруг Дамаска. 2Цар 8:6.

Дамаск — столица ее. Ис 7:8.

Реки ее: Авана и Фарфар. 4Цар 5:12.

Управляема царями. 3Цар 22:31; 4Цар 5:1.

Жители назывались Сирийцами. 2Цар 10:11; 4Цар 5:20.

Также Сирийцами из Дамаска. 2Цар 8:5.

Народ:

Языческий. Суд 10:6; 4Цар 5:18.

Воинственный. 3Цар 20:23, 3Цар 20:25.

Торговый. Иез 27:18.

Объяснялся на сирийском наречии. 4Цар 18:26. Езд 4:7. Дан 2:4.

Израиль, по примеру сирийцев, стал поклоняться идолам. Суд 10:6.

Давид:

Поразил войско ея. 2Цар 8:5.

Обложил народ данью. 2Цар 8:6.

Распределил военную добычу. 2Цар 8:11, 2Цар 8:12.

Победа доставила ему славу. 2Цар 8:13.

Послал Иоава против войска сирийского. 2Цар 10:15−19.

Искал помощи у нея против Израиля. 3Цар 15:18−20.

Илия помазал Азаила царем над Сирией. 3Цар 19:15.

Венедад, царь ея, покорил Самарию. 3Цар 20:1−12.

Израильтяне:

При царе Ахаве с помощью Божией победили сирийцев. 3Цар 20:13−20.

Получили предупреждение о нашествии сирийцев. 3Цар 20:22−25.

С помощью Божией одолели вторично сирийцев. 3Цар 20:26−30.

Заключили союз с сирийцами. 3Цар 20:31−43.

Перемирие на три года. 3Цар 22:1.

При Ахаве разсчитывали отвоевать Рамоф-Галаад. 3Цар 22:3−29.

Поражены, Ахав убит. 3Цар 22:30−36.

Обезсилены частыми нападениями сирийцев. 4Цар 5:2, 4Цар 6:23.

Чрез Елисея были осведомлены о планах их. 4Цар 6:8−12.

Бог поразил слепотою посланцев царя взять Елисея. 4Цар 6:14, 4Цар 6:18−20.

Вторично завладели Самарией. 4Цар 6:24−29.

Войско сирийцев чудесным образом повернуло обратно. 4Цар 7:5, 4Цар 7:6.

Смерть царя и жестокость его наследника. 4Цар 8:7, 4Цар 8:15.

Иорам, царь Израильский, желавший вернуть Рамоф-Галаад, тяжело ранен. 4Цар 8:28, 4Цар 8:29, 4Цар 9:15.

Израиль предан в руки сирийцев за грехи Иоахаза. 4Цар 13:7, 4Цар 13:22.

Избавитель для Израиля явился. 4Цар 13:5, 4Цар 13:23−25.

Елисей предсказал Иоазу три победы. 4Цар 13:17−19.

Соединились с Израилем против Ахаза и победили Иерусалим. 4Цар 16:5. Ис 7:12.

Вновь заняли Елаф и выгнали евреев. 4Цар 16:6.

Поражены и жители уведены в плен в Ассирию. 4Цар 16:9.

Пророчества касающиеся Сирии:

Поражение царя ее, Рецина. Ис 7:8, Ис 7:16.

Перестала быть свободным царством. Ис 17:1−3.

Опустошение, причиненное вторжением в нее. Иер 49:23, Иер 49:24.

Уничтожение населения. Иер 49:26.

Разрушение Дамаска. Ис 8:4.

Сожжение Дамаска. Иер 49:27. Ам 1:4.

Бедствия ее как наказание за грехи. Ам 1:3.

Жители взяты в плен. Ам 1:5.

История Сирии в связи с Македонским царством. Дан 11:6.

Римляне овладели Сирией. Лк 2:2.

Проповедь Евангелия в ней и возникновение церквей. Деян 15:23, Деян 15:41.

Словарь Вихлицкого :
Собирательное название обширных земель и стран на север и северо-восток от Ханаанской земли. В еврейском тексте эти области называются Арам, что значит возвышенная страна (в отличие, по-видимому, от прибрежных, низменных областей), в которую входили царства: Беф-Рехов, Гессур, Дамаск, Емаф (Имаф), Емаф-Сува, Истов, Мааха, Месопотамия, Сува. Сирией еще и в 1 в. по РХ назывались все земли на восточном побережье Средиземного моря, что видно из Деян 18:18; Деян 21:3, но в более узком смысле Сирией называлось царство, в котором главным городом был Дамаск (Ис 7:8). Как пола-гают, название Сирия возникло от слова Тир (Сур). Около 9 в. до РХ Сирию в широком смысле (то есть все земли от Средиземного моря до сирийской пустыни) захватила Ассирия, затем Вавилон, затем — Персия и после нее — Греция. После смерти Александра Великого Сирия досталась Селевку, который построил Антиохию и сделал ее своей столицей. В 64 г. до РХ Сирия стала римской провинцией, управляемой наместником, а Палестина была сделана ее частью. (см. Арам, а, арамеи, Месопотамия, Финикия) (Относительно Зах 10:10 — см. Ассирия)
Словарь Нюстрема :
Сирия в еврейском тексте обозначается словом Арам. Слово Сирия, которое является или сокращением слова Ассирия, или новообразованием от слова Сур или Цор (Тир), — у древних имело неопределенное меняющееся значение. В широком смысле оно употреблялось, как название страны вдоль всего восточного берега Средиземного моря до самого Евфрата, включая сюда и Месопотамию; в более же узком смысле слова, Сирия обозначала страну между Финикией на юге и горой Тавр на севере и между морем на западе и Пальмирской пустыней на востоке; так, обыкновенно, представляют Сирию в противоположность Палестине. Точнее же говоря, это страна, расположенная между Средиземным морем и Сирийской пустыней и между Тиром и заливом Искендерун; протяжением около 54 км. в длину и от 16 до 32 км. в ширину. Южная часть до реки Нахр-ель-Кебир, состоит из Ливанской и Антиливанской горных цепей, затем следуют горы Джебель-эль-Ансарие, а далее, на севере, тянутся отроги Тавра. Плоскогорие между Ливаном и Антиливаном, называемое Эль-Бека (древняя Келесирия), служит водоразделом для некоторых рек: Литани или Леонтеса, текущего на юг и впадающего в море к северу от Тира, Барада в направлении к Дамаску и Оронта или Эль-Ази, который стремительно несется через всю северную Сирию и впадает в Средиземное море к югу от Антиохии.

Еврейское слово Арам, которое, как полагают, означает возвышенную страну, в противоположность береговои низменной стране, населенной хананеями, имело различные значения. В Ветхом Завете оно обозначает страны, расположенные к востоку и северо-востоку от Палестины (4Цар 24:2), и также их отдельные части.

2) Арам Цоба (русск. пер. «Сирия Цованская») — арамейское царство к северо-востоку от Дамаска (Пс 59:2), которое многократно воевало с израильтянами. Саул вел войны с царями Совы (1Цар 14:47), но Давид первый серьезно решил покончить с Совой (Сувой) и другими сирийскими племенами. Он наложил на них тяжкое наказание и взял большое количество пленных (2Цар 8:3 и дал.). Потом сирийцы Сувы вновь восстали и помогли аммонитянам воевавшим с Давидом, что стоило им нового поражения (2Цар 10:6 и дал., 1Пар 19:6 и дал.).

3) Арам-Дамаск, т.е. область вокруг Дамаска, была покорена Давидом, приблизительно, в одно время с Совой (2Цар 8:5 и дал.).

4) Арам-Мааха, у подошвы Гермона. Царь Мааха также пытался помочь аммонитянам, но был покорен Давидом (2Цар 10:6 и дал., 1Пар 19:6, срав. «Мааха 4»).

5) Арам-Беф-Рехов был также покорен Давидом (2Цар 10:6 и дал.).

6) Имаф, область у реки Оронта, к северу от Ливана (2Цар 8:9).

7) Емаф-Сува, которая была взята и укреплена Соломоном (2Пар 8:3), была, весьма возможно, частью царства Имаф, которое прежде находилось под властью Совы (Срав. 2Цар 8:9 и дал.).

Кроме того, в Ветхом Завете упоминаются также различные другие области, которые, обыкновенно, считались принадлежащими Сирии или Араму, как, например, Авран, Гессуя и Tов.

Итак, сирийские или арамские цари находились в постоянной вражде с израильскими. Во времена Саула и Давида совские цари были самыми могущественными между сирийцами; после них выдвинулись дамасские князья (3Цар 15:18 и дал.). Когда ассирийские войска шли войною на Сирию и Палестину, сметая на своем пути всякое сопротивление, то сирийских царей постигла та же участь, что и царей израильских и иудейских: маленькие царства слились с большими державами. Сирия стала частью мировой халдейской державы и, затем, вместе с Финикией и Иудеей отошла к Персидской монархии; по-видимому, вся эта область в отношении управления рассматривалась как одна провинция к западу от Евфрата (Езд 5:3, Езд 6:13, Неем 2:7, Неем 3:7). После падения персидского царства Сирия подпала под власть Александра Великого, и, когда огромное царство после его смерти было разделено между его полководцами, Сирия после ряда кровавых битв и решительного сражения при Ипсе в 301 г. до Р.Хр., досталась Селевку Победителю, власть которого простиралась также на Месопотамию и Вавилон. Таким путем, временно образовалось значительное царство: Селевкидская Сирия со столицею Антиохией на Оронте. Временем возникновения этой монархии считают, обыкновенно, 312 г. до Р.Хр., когда Селевк взял Вавилон. Он царствовал до 280 г.; преемником его был Антиох, за которым следовал Селевк, и т.д. Эта сирийская держава, которой была подчинена Палестина, по временам терпя от нее тяжкие притеснения — вскоре ослабла вследствие внутренних раздоров и в 64 г. до Р.Хр. стала, при Помпее, римской провинцией (Лк 2:2). Палестина также считалась в это время частью Сирии. Иудея и Самария управлялись между 6-41 гг., а вся Палестина после 44 г. по Р.Хр. — прокураторами, которые находились в прямой зависимости от наместника Сирии.

Христианство в Сирии рано возникло и в ее столице Антиохии ученики впервые стали называться христианами (Деян 11:19, Деян 11:26).

Арабы называют Сирию «Суриа» или чаще «ель-Шам» (страна «налево» или север, в противоположность Иемину, что значит «направо», или Аравия), и включают в нее также и Палестину (Фаластин). Турки называют ее «Суристан».

Слово сирия в симфонии
В Библии слово "сирия" упоминается в 2 стихах.
Другие формы слова : сирии, сирию, сирия.

Ис 7 : 5
Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
3Езд 16 : 1
Горе тебе, Вавилон и Асия, горе тебе, Египет и Сирия!