Загрузка

Словарь Никифорова : собака

У древних Египтян собаки, равно как и кошки, пользовались, особенным уважением. По Иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у Мусульман. Между Евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого либо с мертвым псом (1Цар 24:15), и даже деньги полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию — в дом Господа (Втор 23:18). Посему-то название пес прилагается Ап. Павлом к лжеучителям (Флп 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Притч 26:11, 2Пет 2:22). Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс 22:16), лжеучителей (Ис 56:11), нечестивых людей (Мф 7:6) и язычников (Мф 15:27). Впрочем даже и у Евреев собаки назначались для охранения стад (Иов 30:1, Ис 56:10-11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Еккл 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо пользующееся жизнью счастливее и важнее самого благородного и великою существа уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2Цар 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное, собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов 5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены Хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф 15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами, и возвратившись растерзать их самих Собак, как мы заметили выше, боготворили в древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большою любовью и расположением.
Слово Собака найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

Евреи ненавидели собак. 2Цар 3:8.

Описана как нетерпящая несправедливости. Притч 26:17.

Нечиста. Лк 16:21; 2Пет 2:22.

Питается мясом. 3Цар 14:11; 4Цар 9:34−37.

Любит кровь. 3Цар 21:19, 3Цар 22:38.

Опасна и губительна. Пс 21:17.

Безпокоит ночью города. Пс 58:15, Пс 58:16.

Нельзя давать святыни псам. Мф 7:6, Мф 15:26.

Растерзанное зверями надо бросать собакам. Исх 22:31.

Приношение в жертву собак мерзость. Ис 66:3.

Цену за собаку не вносить в дом Господень. Втор 23:18.

Домашняя собака употребляется для охраны стада. Иов 30:1.

Кормят собак крохами и т. д. Мф 15:27.

Воду лакает языком. Суд 7:5.

В переносном смысле о:

Язычниках. Мф 15:22, Мф 15:26.

Худых проповедниках. Ис 56:10, Ис 56:11.

Глупых. Притч 26:11.

Вероотступниках. 2Пет 2:22.

Преследователях. Пс 21:17, Пс 21:21.

Упрямых грешниках. Мф 7:6. Откр 22:15.

Лжеучителях. Флп 3:2.

Бедном человеке. 1Цар 24:15; 2Цар 9:8.

Словарь Вихлицкого :
Нечистое по закону животное (Лев 11:27). Евреи с отвращением относились к собакам (Исх 22:31; Втор 23:18; Ис 56:11; Ис 66:3; Мф 7:6; Флп 3:2; Откр 22:15) и в Библии они чаще называются псами (Иов 30:1; Пс 21:17,21; Мф 15:26). Как видно из Мф 15:27 псы у язычников допускались под стол во время еды, а теперь это одно из любимых животных цивилизованных народов. Однако во все времена псы вызывали у многих отвращение за свое особенное бесстыдство и некоторые отвратительные инстинкты.

Слово собака в симфонии
В Библии слово "собака" упоминается в 3 стихах.

1Цар 17 : 43
И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки.] И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
Тов 5 : 17
Так и условились. Тогда он сказал Товии: будь готов в путь, и отправляйтесь благополучно. И приготовил сын его нужное для пути. И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними.
Тов 11 : 3
а ты возьми в руку и желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака.