Словарь Никифорова : священник
1) евр. слово кохен — «священник» происходит от глагола кохан — «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первоначально слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор 10:8; Втор 18 — правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о → левитах). Некоторые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств;
2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар 8 «священниками» (в Синодальном переводе — «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин (2Цар 20:26) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе.
II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕВ Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх 19 поминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств (Иов 1:5). Особое место занимает священство → Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. → Аарона и сыновей Аарона → Надава, → Авиуда, → Елеазара и → Ифамара (Исх 28:1). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, → левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище (Чис 3:5–13; Чис 8:5–22; Чис 18:6). Однако в Библии зафиксированы случаи, в которых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом (2Цар 6:17) и Соломоном (3Цар 3:3), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном (Суд 6:17–21), Маноем (Суд 13:15–20), Самуилом (1Цар 7:9; 1Цар 9:12; 1Цар 10:8; 1Цар 16:2–5) и пр. Илией (3Цар 18:30–38) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, которому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):
1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ.
С. должен был быть без физич. недостатков (Лев 21:17–24). В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С. действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян (Лев 21:1; Лев 22:1). В свою очередь предписания для → первосвященника, были более строгими, чем для остальных С. Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С. между народом и святым Богом (→ Святость, святое);
2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.
В Ханаане С. жили в 13 из 48 городов, выделенных для проживания левитов. Все эти левит. города находились близ Иерусалима, а именно в уделах Иуды, Симеона и Вениамина (Нав 21:4). С. жили за счет даров, которые Израиль должен был приносить Господу. В Чис 18:8–19 перечислено, что из жертв. приношений должно было идти на содержание С. кроме того, левиты, которые могли претендовать на «десятину из всего, что у Израиля» (Чис 18:20–24), отдавали десятую часть от полученного ими как святой дар («святыня», «возношение Господне») С. (Чис 18:25–32). Израильтяне из потомков Аарона, имевшие физич. недостатки и поэтому не имевшие права совершать жертвоприношения (см. выше), тем не менее могли питаться от этих приношений (Лев 21:21–23).
3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.
Во время богослужения одеяние С. состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки (Исх 28:40,42). С. совершали службу босыми, как это видно из Исх 3:5;
4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ.
При посвящении, ритуал которого описан в Исх 29:1–35 и в Лев 8:1, в жертву за грех приносили одного тельца (Лев 8:14–17), в жертву всесожжения — одного барана (Лев 8:18–21) и в жертву посвящения — одного барана (Лев 8:22–29); С. кропили жертву оливковым маслом (→ Помазание). Из Исх 28:41; Исх 40:15; Лев 8 следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С. должны были принять помазание. Возможно, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение С. Господу через дарование ему Духа Господня;
5) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ.
С. были посредниками между Богом и Его народом. Они должны были представлять народ пред Богом, т.е. прежде всего им надлежало служить в святилище, точнее, в Святом (→ Храм) и у жертвенника всесожжения (→ Жертвенник), который располагался во дворе перед храмом. То же касается и служения С. в скинии до того времени, как был сооружен храм. На жертвеннике курения, стоявшем в Святом, они должны были возжигать курение (фимиам), а на жертвеннике всесожжения, находившемся во дворе храма, — приносить в жертву животных. кроме того, им надлежало заботиться о храмовой утвари и следить за тем, чтобы огонь на жертвеннике всесожжения горел постоянно. Они должны были заботиться о чистоте и порядке в храме, следить за его убранством. В задачу С. входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и о праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле (Чис 10:9). Как посредники между Богом и народом, С. должны были также представлять Бога перед народом. Помимо того, задачей С. и левитов было наставлять народ в Законе и выносить решения в наиб. трудных спорных случаях (Лев 10:11; Втор 17:8–13; Втор 19:17; Втор 21:5; Мал 2:7). К их компетенции относились и вопросы культовой чистоты народа (→ Болезнь: проказа). По поручению Господа С. должны были благословлять народ (Чис 6:22–27), а перед сражением напоминать воинам об уповании на Господа (Втор 20:2–4).
III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕНовый Завет ничего не говорит о существовании в христ. церквах священства по образцу ВЗ. Но одной из центр. в НЗ является идея о том, что Бог свят, т.е. отделен от всего созданного Им (→ Святость, святое), и что поэтому необходим → посредник между Богом и человеком. И таким посредником является Иисус Христос. Путь к Богу ведет только через Него (Ин 14:6). Поэтому Христос назван «священником вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5:6; Евр 7:17,21), «верным Первосвященником пред Богом» (Евр 2:17), «Первосвященником великим» (Евр 4:14), «Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр 6:20), «Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес» (Евр 7:26), «Первосвященником будущих благ» (Евр 9:11), «великим священником над домом Божиим» (Евр 10:21). Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет «священство непреходящее» (Евр 7:24). Церковь Иисуса Христа имеет священнич. предназначение возвещать миру о Господе. Павел говорит о «священнодействии благовествования Божия» (Рим 15:16). Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (Рим 12:1). В этом смысле о Церкви говорится как о «священстве святом», «царственном священстве» (1Пет 2:5,9). Согласно Мф 16:19; Мф 18:18; Ин 20:23, Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении. Эта власть вверена не избранным С., а всей Церкви как «священству святому» и каждому верующему как С. Бога (Откр 1:6).
В Ветхом Завете.
Ветхозаветный первосвященник и священники (исключительно из колена Левия, так же как их помощники при богослужении, левиты) были посредниками между Богом и народом. На их обязанности лежало принесение жертв, участие в судопроизводстве, освидетельствование заболевших проказой, ознакомление народа с законом, ободрение слабых во время войны или общественных бедствий, благословение народа именем Иеговы и обявление ему воли Всевышнего. Перед битвой и во время праздничных торжеств священники трубили в серебряные трубы, — символически изображая сзывание Богом Его избранного народа.
В Новом Завете.
Первосвященничество Иисуса заключает в себе совершенное Им для нас дело искупления и примирения, равно как Его заступничество за нас перед престолом Божиим. Евр 4:14, Евр 7:11−28, Евр 8:1−4, Евр 9:11−14. Пс 109:4.
Всеобщее священство верующих состоит в их служении Богу и молитвенном ходатаиствовании друг за друга.
Ветхозаветное его изображение. Исх 19:6. Ис 61:6, Ис 66:21. Ос 4:6.
Новозаветное. 1Пет 2:5, 1Пет 2:9. Откр 1:6, Откр 5:10, Откр 20:6. Рим 5:2, Рим 12:1, Рим 15:16.
Обязанности священников были обширны. Они должны были приносить жертвы, поддерживать огонь на жертвеннике и светильнике (Чис 18:5), учить народ (Лев 10:11; Втор 33:10; 2Пар 15:3), судить (Иез 44:24), объявлять нечистым и очищать от проказы (Лев 13:1, Лев 14:1; ср. Лк 5:14), трубить трубами (Чис 10:8), ободрять народ перед сражением (Втор 20:2-4). Священниками названы, по-видимому, и некоторые должностные лица при царях (2Цар 20:26; 4Цар 10:11). Великими священниками назывались первосвященники (Нав 20:6; Неем 3:1). Следующие по рангу назывались вторые священники (4Цар 23:4; 4Цар 25:18).
На священнике не должно было быть никакого телесного порока (Лев 21:17) и свое происхождение от Аарона каждый из них должен был уметь показать (Езд 2:62). Священники по завету Бога с Левием должны были быть верными одному Богу, но этого не оказалось (Мал 2:1-8). И поэтому пришел Вернейший — единственный и истинный Священник и Первосвященник, Господь Иисус Христос, через Которого мы и имеем доступ к Богу (Евр 2:17; Евр 3:1; Евр 4:14; Евр 9:11). И сами иудейские священники должны были покориться вере (Деян 6:7), а ученики Христовы названы святыми и царственным священством (1Пет 2:5; Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:6).
В связи с этим священник в христианстве (как посредник или как свидетель, как они себя иногда называют) представляется жалкой попыткой повторять те несостоятельные функции несостоятельных еврейских священников, которые сами (полностью, как институт посредничества, заступничества и учительства) были упразднены Христом (Евр 6:20; Евр 7:25). То же самое можно сказать и о протестантах и других направлениях, в которых служители называются не священниками, а другими именами, хотя по сути ими остаются.
Хотя левиты и были избраны Богом в священники, но все-таки из многих мест Св. Писания видно, что в течение долгого времени после издания этого закона угодные Богу жертвоприношения совершались также и другими лицами и даже вне святилища, например, Гедеоном (Суд 6:18 и дал.), Маноем (Суд 13:19 и мал.); Самуилом (1Цар 7:9, 1Цар 9:12 и дал.); Илиею (3Цар 18:30 и дал.); Елисеем (3Цар 19:21); Давидом (2Цар 6:17, 2Цар 24:18 и дал.) и другими. Однако, царь Осия был поражен Господом за то, что вошел в храм, чтобы воскурить на алтаре кадильном (2Пар 26:16 и дал.). Срав. жертвоприношение Саула (1Цар 13:9 и дал.) и Иеровоама в Вефиле (3Цар 12:33, 3Цар 13:1) и также рассказ о богослужении в доме Михи и о его радости, когда он нанял левита священником (Суд 17:1, Срав. 18:30).
Никто из имевших телесный недостаток не был допускаем к исполнению священнических обязанностей: ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни с переломленной ногой или рукой, ни горбатый, ни с бельмом на глазу, ни страдающий паршою и т.д. (Лев 21:18-21). Левиты посвящались на служение особым обрядом (Исх 29:1, Лев 8:1). Одежда, которую они носили во время совершения богослужения, состояла из льняного платья — от чресл до голеней и ефода, т.е. узкой, длинной рубашки с длинными рукавами, целиком вытканной (без швов) из самой лучшей шерсти или хлопчатой бумаги; ефод стягивался вышитым красными, зелеными и пурпурными нитями поясом, который можно было несколько раз обвернуть вокруг туловища; по сведениям раввинов, этот пояс был 32 локтя в длину. Затем следовал головной убор — тюрбан, состоявший из длинного льняного полотнища, которое обвертывалось вокруг головы. Священникам воспрещалось снимать головной убор, потому что это являлось знаком печали или горя, и не соответствовало тому значению, которое имело их более блестящее одеяние. По всей вероятности, они совершали богослужение босыми. До вступления в святилище они должны были омыть руки и ноги (Исх 30:19, Исх 40:30 и дал.). В то время, когда они находились при исполнении священных обязанностей, они не могли пить вина или крепких напитков (Лев 10:9, Иез 44:21). Внешнее выражение горя по умершим разрешалось только по отношению к ближайшим родственникам (Лев 21:1 и дал., Иез 44:25). Им не разрешалось стричь головы (Лев 19:27, Лев 21:5). Они должны были совершать богослужение в святом спокойствии, а не с дикими выходками и безумствами жрецов Ваала, которые кололи себя ножами и кричали громким голосом (Лев 19:28, 3Цар 18:28). Им запрещалось жениться на блуднице или разведенной (Лев 21:7); первосвященнику даже запрещалось жениться на вдове (Лев 21:14, Иез 44:22); у Иез 44:22 священники могли жениться или на девице из дома Израиля, или же на вдове священника.
Обязанности священников были различны; они должны были поддерживать огонь на жертвеннике всесожжения днем и ночью (Лев 6:12, 2Пар 13:11), подливать масло в лампады светильника (Исх 27:20, Лев 24:2), приносить утреннюю и вечернюю жертву, хлебное приношение и возлияние (Исх 29:38 и дал.). Их обязанностью было также учить израильтян всем уставам Господа (Лев 10:11, Втор 33:10, Срав. 2Пар 15:3), разрешать спорные вопросы (Иез 44:23 и дал.), исследовать различные виды проказы (Лев 13:1 — Лев 14:1). Далее, они должны были в известных случаях трубить в серебрянные трубы (Чис 10:2 и дал.) и на войне ободрять народ (Втор 20:2 и дал.). Одним словом, священник должен был хранить в чистоте учение, «ибо закона ищут от уст его», потому что он «вестник» (евр. ангел) Господа Саваофа» (Мал 2:7).
Все эти обязанности лишали священника возможности трудиться для своего пропитания, — и потому относительно этого существовали различные постановления. Так как Бог не дал колену Левиину удела в Палестине, как остальным коленам, то израильтяне должны были давать левитам десятину на пропитание. Из этой десятины левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятую часть священникам, так что священники получали:
1) 1% со всего дохода от земли (Чис 18:26 и дал.).
2) Выкупные деньги за все первородное от людей и скота (Чис 18:15 и дал.).
3) Выкупные деньги за людей и животных, которые были посвящены Господу или были «закляты» (отлучены) (Лев 27, Чис 18:14).
4) Хлебы предложения и мясо жертв всесожжении, мирных и повинности (Лев 6:26, Лев 6:29, Лев 7:6 и дал., Чис 18:8 и дал.); в частности, грудь потрясания и плечо возношения (Лев 10:12).
5) Начатки плодов земли: хлеба, вина, оливкового масла и шерсти овец (Исх 23:19, Лев 2:14, Лев 23:10, Втор 18:4, Втор 26:1 и дал.).
6) Кроме того, для священников было назначено 13 городов с их пастбищами (Нав 21:13 и дал.).
7) Рассказывается также, что в одном случае, священники даже получали часть от захваченой на войне добычи (Чис 31:25 и дал.).
Несмотря на все эти доходы, служба священника не была выгодной в материальном отношении, судя по замечанию в 1Цар 2:36.
Самые ранние следы разделения священников на «чреды» находим во времена Давида. Священники разделялись тогда на 24 чреды или очереди (1Пар 24:1 и дал., Срав. 2Пар 23:8, Лк 1:5), которые должны были чередоваться в исполнении служебных обязанностей: одна неделя назначалась для каждой чреды. Различные же служебные обязанности в течение недели распределялись между священниками каждой чреды посредством жребия (Лк 1:9). по-видимому, каждая чреда вступала в исполнение своих обязанностей в субботу, причем, окончивающие недельное служение священники совершали утреннее богослужение, а вечернее уже исполняла новая чреда (2Пар 23:8). При таком делении оба священнические рода все же не занимали одинакового положения; например, дом Ифамара имел меньше представителей, чем дом Елеазара, и из первого выбрали 8 очередей, тогда как из дома Елеазара их было 16 (1Пар 24:4). После возвращения из плена осталось только 4 чреды из 24-х по 1000 человек в каждой (Езд 2:33 и дал.); но в последующие времена Иосиф Флавий опять упоминает о 24 чредах, которые, очевидно, носили те же названия, что и прежние, и существовали до окончательного разрушения Иерусалима.
В некоторых местах Ветхого Завета слово «священники» (коганим) встречается в значении министров при царе, или его ближайших советников (2Цар 20:26, 3Цар 4:5). Наверное, и священники из дома Ахава (4Цар 10:11) были таковыми.
Когда Христос, истинный Первосвященник и Посредник, пришел в мир, был отвергнут и предан на смерть высшими представителями еврейского священства и принес Себя Богу за грех мира (Мф 27:1 и дал., Мк 15:1 и дал., Лк 22:66, Лк 23:1, Ин 19:6), тогда, по пророчеству Ос 3:4, прекратилось еврейское священство. «Сыны Израиля долгое время будут оставаться без жертвы и без жертвенника». И в христианской церкви не существует священников в ветхозаветном значении этого слова — как особого сословия. Послание к евреям особенно подчеркивает, что Христос — единственный Священник и Первосвященник (Евр 2:17, Евр 3:1, Евр 4:14, Евр 5:5, Евр 9:11), через Которого мы приближаемся к Богу (Евр 7:19). Словом «священник», в значении приносящего жертву (греч. — иереос) в Новом Завете никогда не называют пастырей и руководителей христианской церкви. Везде, где употребляется это слово (иереос) в Новом Завете, оно обозначает или еврейских священников (Мф 8:4, Лк 20:1 и дал., Ин 1:10, Деян 4:1, Деян 6:7) или Иисуса Христа, как указано выше в послании к Евреям, или учеников Его в целом (святое и царственное священство) (1Пет 2:5 и дал., Откр 1:6, Откр 5:10, Откр 20:6).
В одном месте это слово обозначает языческого жреца (Деян 14:13). В русском переводе для обозначения пастыря церкви употребляется греческое слово пресвитер, т.е. старший (Деян 14:23, Деян 15:2, Деян 20:17, 1Пет 5:1). (Русск. — пастырь, греч. — пресвитер) (1Тим 5:17, 2Ин 1:1, 3Ин 1:1) русск. перев. в этих посланиях Иоанна — старец, греч. пресвитер. Срав. «Старейшины», «Пресвитер».