Словарь Никифорова : тир
Тир [греч. ф-ма евр. названия Цор, «скала»], укрепл. город финикийцев (→ Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья (Нав 19:29; 2Цар 24:7), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани — сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем → Сидон, вместе с которым он часто упоминается в Библии (Езд 3:7; Иоиль 3:4; Мф 11:21; Мк 3:8). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние которого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген).
Т. упоминается в док-тах из архива → Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира (Нав 19:29), на севере тер., которую Бог определил для Израиля (ср. 2Цар 24:7), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, которую → Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери → Ефваала (3Цар 16:31). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей — от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., — с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. кроме того, Т. многокр. упоминается в ассирийских и вавилонских текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассирийского царя Тиглатпаласара III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (→ Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585–573 гг. до Р.Х. (см. Иез 29:17–21).
В течение нескольких лет, начиная с 560 г., Т. правили → судьи (II,3). Торговцы из Т. упоминаются в Неем 13:16. Предсказания пророков о гибели Т. (Ис 23:1; Иер 47:4; Иез 26 — Иез 28:1; Иоиль 3:4; Ам 1:9,10; Зах 9:3,4) исполнились при Александре Македонском (в 332 г. до Р.Х.). Готовясь к осаде, Александр построил плотину от материка до острова и после семимесячной осады овладел городом. Город был разрушен, его жители уведены в плен. На этом эпоха могущества Т. завершилась, однако позднее город был заново заселен. Песок, наносившийся морем, образовал из плотины перешеек, который соединил Т. с материком, лишив его таким образомсамой мощной защиты; егип. гавань также полностью занесло песком. В новозаветные времена Иисус на время уходил в область Т. (Мф 15:21), а Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3–5): в те времена в этом городе существовала христ. община.
Древний город. Ис 23:7. Иис. Нав 19:39.
ДочьСидона. Ис 23:12.
Дочь Тарсиса. Ис 23:10.
Веселый город. Ис 23:7.
Раздающий венцы. Ис 23:8.
Знаменитый город. Иез 26:17.
Островное положение его. Иез 26:17, Иез 27:4, Иез 27:25.
Сильно укреплен. Иис. Нав 19:29; 2Цар 24:7. Иез 26:17. Зах 9:3.
Управляем царями. 3Цар 5:1. Иер 25:22.
Знаменит своей:
Красотою. Иез 27:3, Иез 27:4.
Торговлей. Ис 23:2, Ис 23:3. Иез 27:3, Иез 27:12−15.
Благосостоянием. Иез 27:33, Иез 28:4 Иез 5:1. Зах 9:3.
Крепость и краса его кораблей. Иез 27:5−7.
Воины его вербовались в Персии. Иез 27:10, Иез 27:11.
Жители его:
Мореплаватели. Иез 26:17.
Торговцы. Ис 23:8.
Гордые и надменные. Ис 23:9. Иез 28:2, Иез 28:17.
Самоуверенные. Иез 28:3, Иез 28:5.
Суеверные. Иер 27:2, Иер 27:3, Иер 27:9.
Нечестивые. Иез 28:18.
Часто входили в союзы против евреев и радовались их бедам. Пс 82:8. Иез 26:2. Ам 1:9.
Давид и Соломон заключали с ними договоры. 3Цар 5:1; 2Пар 2:3.
Поставляли моряков для флота Соломонова. 3Цар 9:27; 2Пар 8:18.
Мастеров при построении храма. 2Пар 2:7, 2Пар 2:13.
Камни и бревна для храма. 3Цар 5:6, 3Цар 5:9; 2Пар 2:8, 2Пар 2:9, 2Пар 2:16.
Продовольствие для строителей храма. Езд 3:7.
Евреи обвинены за торговлю с ними в субботу. Неем 13:16.
Христос:
Указывал на их развращенность. Мф 11:21, Мф 11:22.
Посещал страну. Мф 15:21. Мк 7:24.
Многие из жителей Тира ходили за Ним. Мк 3:8. Лк 6:17.
Ап. Павел имел учеников среди жителей Тира. Деян 21:3, Деян 21:4.
Продовольствием снабжался из Галилеи. Деян 12:20.
Искали благоволения у Ирода. Деян 12:20.
Пророчества относящиеся к Тиру:
Зависть к евреям как причина разрушения. Иез 26:2.
Гордость — причина разрушения. Иез 28:2−6.
Разрушение царем Вавилонским. Ис 23:13, Ис 23:14. Иер 27:3, Иер 27:6. Иез 26:7−13.
О выселении жителей в другия страны. Ис 23:6, Ис 23:12.
Будет местом просушки сетей рыболовных. Иез 26:3−5 Иез 14:1.
Царь Вавилонский получит награду за войну против Тира. Иез 29:18−20.
Будет в запустении семьдесят лет. Ис 23:16, Ис 23:17.
Второе разрушение Македонянами. Иез 27:32, Иез 28:7, Иез 28:8, Иез 28:18. Зах 9:2−4.
Разграбление развалин и разрушение стен. Иез 26:12.
Величие никогда не вернется. Иез 26:21.
Жители будут проданы в рабство. Иоиль 3:4−8.
Все народы будут устрашены разрушением Тира. Иез 26:15−18, Иез 27:29−36. Зах 9:5.
Доля участия его в благах Евангелия. Пс 44:13. Ис 23:18.
Богатство, величие и гордость Тира были неописуемы (Иез 27- 28). Достаточно вспомнить, что финикияне в пору расцвета своего царства торговали почти со всем известным тогда миром; они изобрели алфавит, стекло, были искусными строителями (см. Финикия). Тир был также хорошо укрепленной крепостью, так как располагался в основном на острове в полукилометре от берега. Он выдержал многие осады, в том числе пятилетнюю Салманассара в 8 в. до РХ и тринадцатилетнюю Навуходоносора в 6 в. до РХ. Но в 332 г. до РХ Александр Великий захватил его после недолгой осады буквально снеся всю материковую часть города и сделав из нее плотину к острову, которая сохранилась до сих пор. Город на острове был сожжен и разрушен, жители уничтожены или проданы в рабство. Город никогда не восстановил своего прежнего величия. Напротив, он постепенно пришел в полный упадок. Так исполнилось пророчество о нем, высказанное еще в 6 в. до РХ (Иез 26:12, Иез 26:14). Господь во время Своего земного служения ходил в Тир (в окрестные с ним земли) и к Нему многие приходили из тех мест. (см. пророчество, народы древней Палестины, Сидон)
Предсказания пророков о Тире, что он будет разрушен и опустошен, превращен в голую скалу, место для расстилания сетей и т.д. (Ис 23:1, Иез 26:4, Иез 26:5, Иез 26:14), исполнились только долгое время спустя. Раз за разом он востанавливался после разрушений и еше во времена Христа был значительным торговым городом, быть может, даже больше Иерусалима. Иероним в 5-ом веке по Р.Хр. делает заметку к Иез 26:1 (Тир тогда был цветущим городом, с которым вели торговлю почти все страны), пытаясь объяснить пророчество в Иез 26:14, что Тир не будет более построен, таким образом, что тут имеется в виду его самостоятельность, так как Тир сперва был подчинен халдеям, а потом египтянам и римлянам. Но Тиру должно было пасть еще ниже. Под властью магометян, хотя и на унизительных условиях, он мог до некоторой степени поддерживать свое существование, так что затем, во время крестоносцев, он был вновь значительным городом, с стекляными заводами, еврейскими купцами и т.д. Но, наконец, когда Акка, или Птолемаида, пала в войне с сарацинами в 1291 г., тиряне оставили свой город и отдали его без сопротивления во власть победителей. Блеск города угас. Модевиль в 14-ом веке упоминает его, как город разрушенный сарацинами. Маунрель пишет о нем в 1697 г. «Здесь находится какой-то своего рода Вавилон из разрушенных стен, колонн и арок»; шведский путешественник Хассельквист, который посетил Тир в 1751 г., выражается следующим образом: «Мы отправились вдоль морского берега и достигли Тира, который теперь называется Цуром, где и ночевали. Ни один город с некогда славным именем не разрушен до такой степени, как Тир, за исключением разве Трои. Этот Цур теперь является захудалым поселком, приблизительно, с 10 жителями, турками и христианами, промышляющими рыболовством».