Загрузка

Словарь Никифорова : урим и туммим

(Исх 28:30). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали другое что-нибудь — определенно неизвестно. В Свящ. Писании урим и туммим представляются в тесной связи с наперсником первосвященника. «Сделай, пишется в кн. Исход, наперсник судный искусною работою... и вставь в него оправленные камни в четыре ряда... Сих камней должно быть 12-ть, по числу двенадцати имен сынов Израилевых.» И далее присоединяется: «на наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить в святилище пред лице Господне, и будет Аарон всегда, носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним» (Исх 28:15-30). Из этого видно, что урим и туммим составляли особое внешнее украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежащее. Если же они составляли особое украшение наперсника, то следовало бы было ожидать, что они, подобно другим принадлежностям Скинии и священнослужения, точно будут описаны в книгах Моисеевых. Но этого-то и нет. Так, в Исх 29:8-21, Чис 27:21, Втор 33:8 подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается. В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа (1Цар 14:36-37, 1Цар 22:10 1Цар 23:69, 1Цар 28:6 1Цар 30:7-8 и др.), но об уриме и туммиме дается видеть только, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его (1Цар 28:6). Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником (Сир 45:12); изображая подробно величие священного облачения и украшения первосвященника Симона праведного, ничего не говорит об уриме и туммиме (гл. 50). В Новом Завете об уриме и туммиме вовсе не говорится. Предание Иудейское также не дает точных сведений по этому предмету. Флавий не отделял их от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. Кн. 3. гл. 8). Другие разумеют — самый наперсник или слово судное с драгоценными камнями его, находя основание в том, что имена урим и туммим соответствуют камням наперсника, которые по своему блеску могли быть названы светом и по своему превосходству как естественному, так и искусственному, совершенством. По мнению некоторых Западных толкователей Свящ. Писания урим и туммим, как символ истины, заимствован Моисеем у Египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее, как образ или символ истины, украшение из драгоценных камней, которое называлось истина. В заключение мы должны сказать, что об уриме и туммиме мы не имеем определенного понятия, также и относительно того, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, чрез кои открывалась и возвещалась воля Божия (1Цар 28:6). Одно известно, что великий первосвященник чрез урим и туммим мог вопрошать Господа (Чис 27:21) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию воспрещающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не частных запутанных споров и распрей (Суд 1:1, Суд 20:18); для решения обыкновенных спорных дел служило законное судопроизводство, определенные законом решения, а чрез урим и туммим вопрошали Бога в таких случаях, в коих никакой закон не мог давать решения и существующее право не могло удовлетворять требованию дела. Касательно самого образа или способа, как узнавалась и возвещалась при этом воля Божия: голос — ли какой слышен был, или особенный блеск и свет камней наперсника давал понимать смысл ответа, или это было внутреннее некое озарение и просвещение в вопрошающем Господа, или это было мистическое, таинственное действие священных имен, в Свящ. Писании не представляется на это никаких объяснений, потому ли что это предполагалось известным тогда, или потому что по особенной таинственности нельзя было подробнее говорить об этом. Известно только, что это было высокое отличие и преимущество первосвященника, которое не подчинялось произволу человеческому, и после слова пророческого имело особенное значение. Но и оно, так как и самые урим и туммим, прекратилось. После Самуила и Давида употребления способа познания воли Божией посредством урима и туммима уже не видно, а после плена прямо говорится, что священника с уримом и туммимом тогда не было, и потому некоторые дела оставлены тогда не решенными, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом (Езд 2:63, Неем 7:55). Ожидаемый этот первосвященник с уримом и туммимом есть, конечно. Господь наш Иисус Христос. Если и вообще первосвященник Ветхого Завета был прообразом Христа (Евр 5:7-9), то в особенности первосвященник с уримом и туммимом, в котором он является не только как первосвященник-ходатай, искупитель и умилостивитель, но и как пророк небесный, учитель и просветитель, Христос есть истинный первосвященник и вместе истинный пророк, принесший нам полное и совершенное откровение воли Божией. Он в высшем смысле есть свет и истина (Ис 42:1-7, Ис 51:4-5, Лк 2:3, Ин 1:9). В откровенном слове Его для нас содержится решение на все обстоятельства жизни нашей в мире, проливается свет на все знамения времен, на наше настоящее, прошедшее и будущее.
Слово Урим и туммим найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Урим и туммим, согласно Исх 28:30; Лев 8:8, небольшие предметы, находившиеся в → наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Чис 27:21). Во Втор 33 ти предметы упоминаются в обратном порядке: «туммим твой и урим твой»; в 1Цар 28 оворится только об уриме. После царствования Давида У. и Т. более не упоминаются, а после возвращения евреев из плена их уже вообще не было, о чем сообщается в Езд 2:63; Неем 7:65. В иуд. преданиях, а также в трудах Иосифа Флавия и Филона ничего определ. об У. и Т. не сказано; в Сир 45:12 приведена прямая цитата. Когда в Библии говорится о том, что Израиль вопрошает Господа (Суд 1:1; Суд 20:18,23; Нав 9:14), то, вероятно, имеется в виду обращение к Нему с вопросом через У. и Т., особенно если при этом упоминаются первосвященник (Суд 20:27,28) и → ефод (1Цар 23:9–12; 1Цар 30:7,8). Часто ответом были «да» или «нет», но иногда это могли быть полные предложения и изречения, выходящие за рамки самого вопроса (1Цар 10:22; 2Цар 5:19,23,24). Вопрос мог остаться и без ответа (1Цар 14:37; 1Цар 28:6). На основании 1Цар 10:19–22; 1Цар 14:36–42 высказывалось предположение, что под У. и Т. подразумеваются камни для бросания жребия. Значение слов — точно не установленное — урим (традиц. толкование: «свет», возможно, как раскрытие некоей вины; другое толкование: «проклятие») и туммим (— «совершенство», «невиновность», «счастье») может служить подтверждением подобной гипотезы. Но убедит. объяснения до сих пор не найдено. → Свет → совершенство, совершенный.

Словарь Геце :

Начертано на дощечке, носимой на груди первосвященником. Исх 28:30. Лев 8:8.

Посредством его испрашивали у Бога решения. Чис 27:21.

Способы испрашивания решений у Бога. Суд 1:1, Суд 20:18, Суд 20:28; 1Цар 23:9−11, 1Цар 30:7 1Цар 8:1.

Иногда ответ отсутствовал по причине грехов вопрошавших. 1Цар 28:6.

Его не было во втором храме. Езд 2:63. Неем 7:65.

Образно о свете и совершенстве Христа, истинного Первосвященника. Втор 33:8. Ин 1:4, Ин 1:9, Ин 1:17. Кол 2:3.

Словарь Нюстрема :
Т.е. свет и совершенство (Исх 28:30) — посредством которых первосвященник в очень важных случаях вопрошал Бога (Чис 27:21, Втор 33:8). Это не были 12 драгоценных камней на наперснике, как предполагают некоторые толкователи Библии, что ясно вытекает из сравнения между Исх 39:10 и Лев 8:8. В Исх 39 описывается как был сделан наперсник и как в него были вставлены 12 драгоценных камней, составляя часть готового наперсника, а в Лев 8 рассказывается, что Моисей, одевая Аарона в его одежды, возложил на него наперсник и на наперсник положил урим и туммим. По всей вероятности, урим и тумим имеются в виду также в тех местах, где говорится о том, как через ефод вопрошали Господа (1Цар 23:9, 1Цар 30:7 и дал.). Что это были за предметы и как через них давалось откровение — неизвестно. Предположение, что это были камни или изображения с написанными на них словами: «да» и «нет» или что-либо подобное, и что они употреблялись для бросания своего рода жребия, нашло некоторые подтверждение в греческом переводе 70 толковников 1Цар 14:41: «И сказал Саул: «Господи Боже Израилев! Отчего Ты ныне не отвечал рабу Твоему? Моя ли в том вина, или сына моего Ионафана? Господи Боже Израилев, дай знамение (свет)! Если же она в народе Твоем Израиле, дай ему освящение!» В двух местах упоминается только урим (Чис 27:21, 1Цар 28:6); в последний раз урим и туммим упоминаются в Езд 2:63 и Неем 7:65.