Загрузка

Словарь Никифорова : вдова

Вдовы, вдовицы (Быт 38:11, Втор 16:11,14 и др.). Под сим словом обыкновенно разумеется женщина, лишившаяся своего мужа. Более чем за 200 лет до законодательства Моисеева, вдовы, оставшиеся по смерти своих мужей бездетными, имели право выходить замуж за младшего неженатого брата покойного мужа с тем, чтобы он восстановил семя почившему (Мф 22:24-30). Так Фамарь вышла замуж за двух старших сыновей Иуды, и даже ей был обещан в мужья и третий сын его, Шела (Быт 38). По закону Моисея подобные браки были заповеданы не без цели (Втор 25:5,6). Родственники в более отдаленном родстве могли поступать также, как то мы видим из истории Вооза и Руфи (Руфь 4). Так как чадородие считалось великим благословением Божиим, особенно в народе Еврейском, из которого должен был произойти обещанный Мессия, то пребывание во вдовстве, особенно в цветущем и среднем возрасте женщины, считалось великим посрамлением и бесславием (Ис 4:1, Ис 44:4). Впрочем вдовы царей могли оставаться в состоянии вдовства и признавались собственностью, хотя и не всегда, жен его преемника. и просить ту или другую из них себе в жены значило явно заявлять свои притязания на престол царский (3Цар 2:13,25). Постановления закона касательно вдов были почти одинаковы с постановлениями о бедных и неимущих вообще; они предоставлялись попечению частию родственников, частию всего общества (Исх 22:22, Втор 10:18 и др.); имели долю в жертвах и десятинах (Втор 14:29, Втор 16:11); им предоставлялись снопы, забытые в поле во время жатвы (Втор 24:19), остатки па деревьях маслин и винограда (ст. 21), запрещалось брать у вдов в залог одежду (Втор 24:17), дети вдовы не могли делаться рабами и нести рабскую работу (Лев 25:39,40). С особенною силою внушалось в законе не обижать вдов (Исх 22:22). В апостольской церкви вдовы содержались на общественный счет (Деян 6:1-6), и пособие выдавалось им ежедневно, под наблюдением особенных лиц, каковы были например диаконисы (1Тим 5:3-16, Рим 16:1. Деян 6:1-6). Ап. Павел дает особые наставления касательно вдовиц. Он повелевает, чтобы пособие давалось истинным вдовицам, одиноким, богобоязненным (1Тим 5:3-16, Рим 16:1).
Слово Вдова найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. В. и → сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исх 22:21; Втор 24:17; Втор 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Втор 16:11,14), их долю в десятине каждого третьего года (Втор 14:29; Втор 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Втор 24:19–21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исх 22:22; Втор 10:18). Господь — Отец сирот и судья В. (Пс 67:6; Пс 145:9; Притч 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Ис 1:17; Иер 7:6; Иер 22:3; Зах 7:10; ср. Иез 22:7; Мал 3:5). В. носили особую одежду (Быт 38:14,19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (→ Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Лев 22:13).

Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Лев 21:14; Иез 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руф 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (Лк 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Чис 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, которая, вероятно, рано овдовела (3Цар 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруии, имя же их отца в Библии не названо (2Цар 2:18,32). Хирам был сыном некоей израил. В., которая вышла замуж за тирянина (3Цар 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3Цар 17:8; Лк 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (Лк 18:1–8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (Мк 12:41–44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (Мк 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (Лк 7:11–17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деян 9:39,41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или → служителей (IV) (Деян 6:1). Забота о В. и сиротах — это «чистое и непорочное благочестие пред Богом» (Иак 1:27).

Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1Кор 7:39). По-видимому, это его пожелание превратили в догму (1Тим 5:11–13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, которые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у которых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1Тим 5:4,8,16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в котором она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деятельности В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (Тит 2:3–5).

Толковый словарь Даля :
ВДОВА ж. вдовка олон. вдовина, вдовица, вдовушка, вдовинка, вдовинушка, вдовиночка, вдовочка, вдовонька; бранное вдовища; жена, живущая по смерти мужа безбрачно. Шей, вдова, широки рукава: было б куда класть небылые слова. Победны (обидны, завидны, бедуют) в поле горох да репа, а в свете, вдова да девка. Водою плывучи, что со вдовою живучи. Не видал беды, кто не сватал молодой вдовы. Вольно было Фомушке жениться на вдовушке. Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери. С мужем нужа; без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой-хоть волком вой. Вдовица не девица: свои обычаи у всех. У вдовушки обычай не девичий. Вдову взять (за себя) спокойнее спать. Она ни вдова, на замужня жена. Без царя, земля вдова. | Своя вдова, одинокая: в учужных забойках, от берегов стоять вдовы, а на быстрине двойнички, накрест. Вдовец, муж, не женившийся снова по смерти жены. Вдовец деткам не отец, а сам круглый сирота. По третьей вдовец - без огня кузнец. Вдовий, вдовичий, вдовский, вдовиный, принадлежащий, свойственный вдове, вдовам. Вдовье дело горькое. Вдовье сиротское дело. Обычай вдовичий, не девичий. Вдовин, вдовицын, вдовушкин, ей принадлежащий. Вдовственый, относящийся ко вдовам, либо ко вдовцам. Вдовцев, вдовецкий, принадлежащий вдовцу. Это сирота, вдовецкий сын. Вдовый, овдовевший, живущий во вдовстве. Не плачет малый, не горюет убогий, плачет да горюет вдовый. Без хозяина двор и сир и вдов. Вдовье ср. вдовья часть, что по закону принадлежит вдове, из мужнина именья. Вдовьи мн. жалованье, пенсия, вдовьи деньги. Вдовство ср. безбрачное состояние одного из супругов, по смерти другого. Вдовины ж. мн. годовщина смерти одного из супругов. Вдовствовать, вдовничать или вдоветь, жить вдовым, пребывать во вдовстве; | вдовничать более употребляется в знач. жить во временной разлуке с супругом; | вдоветь также лишаться супруга. В войну много жен вдовеет. С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать. Вдоветь, вдовье (вдовью часть) терпеть. Не дай Бог ни вдоветь, ни гореть. Кто не вдовел, тот беды не видал. Она сорок лет вдовела, жила вдовою. Лучше погореть, чем овдоветь. У нас все жены повдовели. Навдовелся я, намаялся. Вдовствование ср. пребывание, житье во вдоветве. Вдович, вдовишник м. вдовишна ж. сын и дочь вдовы, безотний сирота.
Словарь Нюстрема :
евр. альмана. По древнему обычаю, утвержденному потом законом (Быт 38:8, Втор 25:5 и дал.), брату мужа или его ближнему родственнику следовало жениться на вдове, если она осталась бездетной (Мф 22:24, Руфь 3:12, Руфь 4:1 и дал.). Согласно закону, вдовы должны были получать пропитание из десятины от всех произведений, отделяемой через каждые три года (Втор 14:28 и дал.), из остатков от жатвы (Втор 24:19 и дал.), или от праздничной трапезы (Втор 16:11 и дал.). Напоминание об этом встречается часто (Ис 1:17, Иер 22:3). Об особенном попечении и заботах Божиих о вдовах и сиротах часто упоминается в Священном Писании. Первосвященнику было запрещено жениться на вдове (Лев 21:14). В апостольской общине бедные вдовы содержались на общий счет (Деян 6:1 и дал.), по поводу чего Ап. Павел и дает различные советы в 1Тим 5:3 и далее; в ст. 9 говорится: «вдовица должна быть избираемая не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа и т.д. Из этого видно, что уже тогда было положено начало тому порядку, который существовал в первые века христианства до времени Константина Великого, именно, избрание старых, известных общине женщин для присмотра за молодыми, подобно тому, как пресвитеры имели надзор за более молодыми мужчинами. По словам Тертуллиана, вдовицы сидели с непокрытыми головами на скамьях пресвитеров во время богослужения. Ср. Тит 2:3 и далее.

Слово вдова в симфонии
В Библии слово "вдова" упоминается в 17 стихах.

Лев 22 : 13
когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.
Втор 14 : 29
и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
Втор 16 : 11
и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;
Втор 16 : 14
и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих;
2Цар 14 : 5
И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: я [давно] вдова, муж мой умер;
3Цар 17 : 10
И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.
Плач 1 : 1
Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.
3Езд 2 : 2
Мать, которая родила их, говорит им: "идите, дети; ибо я вдова и оставлена.
3Езд 2 : 4
Ныне же что сделаю для вас? Я вдова и оставлена: идите, дети, и просите у Господа милости".
Мк 12 : 42
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Мк 12 : 43
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
Лк 2 : 37
вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Лк 7 : 12
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Лк 18 : 3
В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
Лк 18 : 5
но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
Лк 21 : 3
и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
Откр 18 : 7
Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"