Словарь Никифорова : вефиль
Вефиль («дом Божий»):
1) место, где Иаков увидел во сне лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божьи, после чего он установил там памятный камень и назвал это место В. (Быт 28:11–19). Позже Иаков, по велению Господа, устроил в В. жертвенник за помощь, явленную ему Богом (Быт 35:1). Прежнее название города было Луз, а В. сначала именовалось близлежащее святилище. В наст. время город называется Бейтин, а святилище вост. него — Бурдж-Бейтин. Поэтому во время установления границ Луз и В. представлялись разными городами (Нав 16:2). Еще во времена Авраама В. являлся свящ. местом, где Авраам установил жертвенник Господу (Быт 12:8; Быт 13:3). Согласно 1Цар 7:16, во времена пророка и судьи Самуила В. также был важным религ. центром, а позже в нем находилась большая школа пророков (4Цар 2:3).
Иеровоам превратил В. в центр поклонения золотым статуям быков, которые Библия пренебрежит. называет тельцами (3Цар 12:28), причем город стал «святыней царя и домом царским» (Ам 7:13). Видимо, золотые быки мыслились не как божества, а как престолы незримо восседавшего на них Яхве. Поскольку в В. совершалось идолослужение, город называли также → Беф-Авен. Вефильское святилище было разрушено Иосией в ходе проводившихся им реформ (4Цар 23:15–18). В. стоял на горе Ефремовой (Суд 4:5), на границе удела колена Ефрема (Нав 18:13), юго-зап. Силома, на дороге, ведущей в Сихем (Суд 21:19), зап. Гая (Нав 7:2) и сев.-вост. Рамы (Суд 4:5). Столь точное описание местоположения города позволяет идентифицировать его с совр. Телль-Бейтином (в араб. яз. конечное «л» часто переходит в «н»), располож. в 19 км сев. Иерусалима. Раскопки в В. сделали возможной подробную реконструкцию строений среднего периода бронзового века;
2) → Бефуил.
Вефиль (בֵּית־אֵל = дом Божий; Βαιτήλ; Bethel; Веѳиль):
а) город на север от Иерусалима (бывший Луз). Здесь Иаков видел во сне лестницу и на ней Ангелов Божиих и Господа и, устрашившись, назвал это место Вефилем (Быт 28:19) (но оно, видимо, так называлось уже и раньше — см. Быт 12:8). Этот город среди прочих давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Цар 30:27). После раздела царств Иеровоам установил здесь одного из своих истуканов (3Цар 12:29), а во времена Илии здесь, видимо, была школа пророков (4Цар 2:3); (см. Беф-Авен)
б) (1Цар 30:27) — см. Бефуил.