Словарь Никифорова : вениамин
1. Младший из 12 сыновей Иакова, родной брат Иосифа. Иаков назвал его Вениамином («сын моей правой руки»), после того как его умирающая мать Рахиль, назвала его Бенони («сын моей печали», Быт 35:18).
Когда Иосиф был продан в Египет сводными братьями, их отец Иаков считал, что Иосиф мертв, и стал усиленно оберегать Вениамина. Позже Иосиф, занявший высокое положение, использовал Вениамина, чтобы Иаков и все его 12 сыновей встретились вместе в Египте (Быт 42-45).
В пророчестве о своих сыновьях Иаков говорил о воинском умении Вениамина и предсказал военную славу его потомкам: «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт 49:27). Смотрите: колено Вениамина.
2. Сын Билгана, правнук Иакова (1Пар 7:10).
3. Член рода Харима, живший после изгнания и женатый на язычнице (Езд 10:32).
4. человек, восстановивший участок стены Иерусалима возле собственного дома (Неем 3:23).
5. Один из иудеев, принимавших участие в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:34).
Может быть тем же лицом, что и №4.
Вениамин [еврейское Бен-Ямин/Биньямин, «сын правой руки, счастья»]:
1) младший сын Иакова от Рахили, брат Иосифа. Рахиль, умершая при рождении сына, назвала его Бенони («сын моего несчастья»), но Иаков изменил имя на Бен-Ямин («сын счастья») (Быт 35:16–20). После того как Иаков потерял Иосифа, его любимым сыном стал В., что сыграло особую роль во время двух путешествий остальных сыновей Иакова в Египет. Будучи младшим ребенком в семье, В. был окружен любовью братьев. В благословении Моисея В. назван «возлюбленным Господом» (Втор 33:12), а в благословении Иакова — «хищным волком», что, вероятно, является указанием на его храбрость и способность к воен. делу (Быт 49:27). Оба этих достоинства были присущи его потомкам, которые перечислены в Быт 46:21; Чис 26:38–41; 1Пар 7:6–12; 1Пар 8:1–28;
2) колено В., потомки младшего сына Иакова и занимаемая ими область. Число способных воевать потомков В. возросло за время между двумя исчислениями народа с 35 400 до 45 600 человек. Тем самым, колено В. среди двенадцати колен переместилось с предпоследнего на седьмое место (Чис 1:37; Чис 26:41). Во время странствования по пустыне вениамитяне располагались на западе израил. стана, рядом с коленами Ефрема и Манассии, а выступать они должны были вслед за скинией и левитами (Чис 2:18,22). В Ханаане колену В. была выделена область, граничащая на севере с уделами колен Ефрема и Манассии, на юге — с уделом колена Иуды, на западе — с уделом колена Дана и на востоке — с рекой Иордан. Удел колена В. был невелик, но имел влияние благодаря своим городам: Иерихону, Вефилю, Гаваону, Раме, Мицпе (Массифе) и Иерусалиму (Нав 18:11–28). Гаваон вместе с тремя другими городами колена В. был передан во владение левитам (Нав 21:17). В Кн. И.Нав подробно повествуется о завоевании земли, выделенной вениамитянам, а о завоевании уделов других колен дается лишь краткая информация общего характера.
Колено В. было знаменито своими лучниками и пращниками, часть которых могла метать камни левой рукой, а другая часть — обеими руками (Суд 20:16; 1Пар 8:40; 1Пар 12:2; 2Пар 14:8; 2Пар 17:17).
Из колена В. происходили судья Аод, обеспечивший Израилю 80 лет мира с моавитянами (Суд 3:12–30), и первый царь Израиля Саул. Правда, уже во время правления судей вениамитяне были почти полностью истреблены. Это явилось следствием того, что они встали на сторону жителей Гивы, которых народ хотел наказать за их преступление (Суд 19–21).
После смерти Саула вениамитяне вместе с другими коленами пожелали видеть своим царем его сына Иевосфея (2Цар 2:9). И когда царем всего Израиля стал Давид, давняя вражда колен Иуды и В. разгорелась с новой силой (2Цар 16:5–13; 2Цар 20:1–22; Пс 7:1). Но все же Иерусалим, располагавшийся на границе их уделов и провозглашенный Давидом главным городом Израиля, оставался таковым вплоть до нового разделения колен при Ровоаме. И с тех пор Иуда и В. объединились для борьбы с десятью другими коленами (3Цар 12:21). Вениамитяне вернулись из плена вместе с коленом Иуды (Езд 4:1; Езд 10:9), в то время как часть их оставалась жить в рассеянии (Есф 2:5). В НЗ образ типичного вениамитянина, посвятившего всего себя служению Господу, являет собой апостол Павел (Флп 3:5).
В Иерусалиме именем В. назывались одни из ворот при доме Господнем (Иер 20:2) и одни из гор. ворот (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10), через которые, вероятно, гнали овец. В пророчествах Иезекииля говорится о том, что колену В. перейдет во владение часть земли обетованной юж. Иерусалима, принадлежащая левитам (Иез 48:23). В числе 144 тыс. запечатленных из 12 колен Израилевых названы 12 тыс. вениамитян (Откр 7:8);
3) второй сын вениамитянина Билгана (1Пар 7:10);
4) израильтянин, потомок Харима, взявший в жены язычницу (Езд 10:32). Возможно, это то же лицо, что и В., участвовавший в восстановлении и освящении стен Иерусалима (Неем 3:23; Неем 12:34).
ВЕНИАМИН (сын десницы, то есть крепости, счастия):
а) Быт. 35:18 и др. — младший сын Иакова от Рахили, родоначальник колена Вениаминова.
б) 1 Пар. 7:10 — сын Белгана, Вениамитянин.
в) Езд. 10:32 — сын или потомок Харима при Ездре, женатый на иноплеменнице.
г) Неем. 3:23 — одно из лиц, восстанавливавших Иерусалимскую стену.
д) Неем. 12:34 — один из начальствующих в Иудее при освящении Иерусалимской стены.
Известные люди с именемВениаминВениамин (XV век) — переводчик некоторых книг славянской Библии.Вениамин (1871—1946) — патриарх Константинопольский (1936—1946).Вениамин — правитель Хазарского каганата (880-е — 900-е).Вениамин Тудельский (XII век) — средневековый путешественник.Вениамин (Агольцов) (ум. 1962) — епископ Древлеправославной церкви Христовой, епископ Клинцовско-Новозыбковский.Вениамин (בִּנְיָמִין ,בִּנְיָמִן = сын десницы, т. е. сын крепости, силы, счастья, или сын дней, т. е. сын старости; Βενιαμίν; Beniamin; Веніамíнъ):
а) последний, двенадцатый сын Иакова и второй Рахили, названный Бенони умирающей матерью, но переименованный Вениамином отцом (Быт 36:16-18). Хищный волк — по определению отца (Быт 49:27), он стал родоначальником Вениаминова колена (см. колена Израилевы), которое едва не было полностью истреблено после насилия в Гиве (Суд 19-21), но затем возродилось и окрепло. После разделения царств осталось верным дому Давида (3Цар 12:21). Саул и ап. Павел происходили из этого колена (о сыновьях и потомках Вениамина см. Быт 46:21; Чис 26:38-40; 1Пар 7:6; 1Пар 8:1; 1Пар 9:7; 1Пар 9:34). Удел этому колену был дан на север от удела Иудина с Иерусалимом на их общей границе;
б) (1Пар 7:10) — аналог. Ахишахар;
в) (Езд 10:32) — израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Харима, имевший жену иноплеменку;
г) (Неем 3:23) — один из чинивших стену Иерусалима напротив своего дома;
д) (Неем 12:34) — один из начальствующих, принявших участие в освящении стены (возможно, предыдущий).