Словарь Никифорова : вера
Вера проявлялась в строгом повиновении заповедям Бога. Люди отвечали верой на верность Господа, и отклик этот был коллективным. Существовали также заповеди, требовавшие индивидуальной веры. Тема веры подчеркивается не только в законе и повествовании ВЗ, но и в поэтических и пророческих произведениях. В Псалтири много говорится о личной вере в Господа даже в трудные времена. Аввакум указывает, что «праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4).
Отсюда понятно, что Господь воспитывал Израиль и вера из веры в преданность Бога постепенно превращалась в индивидуальный, личный отклик. У пророков такая личная вера представляет собой смесь из нескольких составляющих: доверия, повиновения, страха Божьего и уверенности. Вера в Новом Завете. В отличие от ВЗ, где акцент ставится на верности Бога, в НЗ акцент — на активной вере человека, услышавшего обещанное, последнее откровение в Мессии, Иисусе. и глагол, и существительное обозначают адекватный отклик людей на слова Иисуса и Евангелие. Синоптические евангелия. Самая поразительная особенность синоптических евангелий — это использование слова «вера» без указания на объект: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно...» (Мф 17:20); «Иисус, видя веру их...» (Мк 2:5); «Вера твоя спасла тебя» (Лк 7:50).
Иисус изображается как личность, деяния и слова которой открывают дорогу вере и делают веру возможной. Вопрос не в том, является ли эта вера верой в Иисуса или в Отца; предполагается, что это вера в Них Обоих, но в случае с каждым истинным носителем Слова Божьего глаза веры обращаются на Того, Кто послал его. Иисус неоднократно отрицает необходимость чудес для подтверждения Его слов (Мф 12:38-39; Мф 16:1-4).
Вера — это отклик на Слово, и только на Слово, его ничем не нужно подкреплять. Никакого знамения не должно быть дано, кроме знамения Ионы. В истории о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) Иисус отрицает необходимость зрелищ и настаивает на том, что слушатель должен откликнуться на данное ему слово (см. Ин 20:29).
Слово требует повиновения и верности. Следовательно, сама природа Слова и веры становится препятствием для гордых и могущественных. Вера — это средство, с помощью которого Божья сила становится зримой. Она сдвигает горы, исцеляет больных, она — средство вступления в царство. Она может нести в себе некоторое сомнение, как в случае с отцом, который просил исцелить своего сына («Верую, Господи! помоги моему неверию», Мк 9:24), или с Иоанном Крестителем в темнице, которого, несмотря на его сомнения, Иисус назвал величайшим из рожденных женщиной (Мф 11:2-15).
Петр (как и другие ученики) воспринимал происходящее неверно, но Иисус называет Петра краеугольным камнем церкви. В синоптических евангелиях вера учеников, при всей ее ограниченности и слабости, — это все же вера, потому что они откликнулись на слова и деяния Иисуса. Евангелие от Иоанна. Понятие веры особо важно в Евангелии от Иоанна, хотя этот корень (по-гречески) присутствует там только в виде глагола. Достаточно часто речь идет о принятии чего-то истинного, то есть веровании: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14:11); «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Ин 5:46).
Более значимо использование выражения «верить в кого-то» в смысле «доверять кому-то». До Евангелия от Иоанна этого конкретного выражения не встречалось. Речь идет о личном доверии к вечному Слову, ставшему плотью. В Ин 3:16 тот, кто верит Иисусу, получает жизнь вечную. Те, кто верит в Него, становятся сыновьями Бога — рождаются от Бога (Ин 1:12).
Они никогда не почувствуют жажды (Ин 6:35); они будут жить, несмотря на то что умрут (Ин 11:25).
В других местах Иоанн говорит о доверии или вере в абсолютном значении, то есть без указания на того, в кого верят. В Ин 11:15 Иисус приходит после смерти Лазаря и радуется, что Его там не было, «дабы вы уверовали». Результат произошедшего — вера. Подобным же образом во вступлении (Ин 1:7) Иоанн Креститель свидетельствует, чтобы через него все уверовали. Когда Иисус удовлетворяет любопытство сомневающегося Фомы после Своего воскресения, Он говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).
В этом и других местах результат свидетельства Иисуса о Себе — вера. Вера и знание тесно связаны. В Ин 6:69 Петр говорит: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого». В Своей молитве священника Иисус утверждает, что вечная жизнь — это знание «Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3).
Бога можно увидеть глазами веры. Никто никогда не видел Бога, но Единородный Сын Его явил (Ин 1:18).
Тот, кто видел Иисуса, видел и Отца (Ин 14:9). «Верить» — это также синоним слова «принимать». Те, кто принимает Христа, получают власть быть сыновьями Божьими (Ин 1:12).
Вера — это разновидность познания или видения, посредством которого проявляется слава Бога (Ин 1:14; Ин 17:4).
Послания Павла. В посланиях Павла вера рассматривается с разных точек зрения. Он противопоставляет веру «делам закона» как единственную подлинную основу праведности (Рим 1-4; Гал 1-4) и обращается к примеру Авраама для доказательства своей мысли: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт 15:6; см. Рим 4:3; Гал 3:6).
Закон здесь совершенно ни при чем (Рим 3:21); праведность — это дар Божий через веру во Христа, в особенности в Его искупительные деяния. Убежденность Павла основана на осознании преобладающей и всепроникающей греховности людей, которая делает всех нас беспомощными. Человечество мертво во грехе, но оживает через веру в слово и деяния Иисуса, переданные в Евангелии. Вера, таким образом, — это вера в Иисуса Христа. Павел использует ряд метафор для описания следствий веры. Верой христиане оправданы (Рим 5:1), примирены (2Кор 5:18), искуплены (Еф 1:7), воскресли (Еф 2:5), приняты в семью Бога (Рим 8:15-16), сотворены заново (2Кор 5:17), попадают в новое Царство (Кол 1:13) и освобождаются (Гал 5:1).
Вера для Павла — это непременное условие всех аспектов спасения, от благодати, которая убеждает, до принятия наследства во всей полноте в момент пришествия Господа. В посланиях Павла вера граничит с любовью, поэтому великое оправдание верой сопровождается проявлениями христианской любви. Сказать, что вера необходима для спасения, — это только часть истины, потому что вера проявляется в любви: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5:6); «Если... имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор 13:2).
Любовь — это и начало веры, и ее конечное выражение. Следовательно, для Павла полное разграничение веры и дел невозможно. Любовь, о которой говорит Павел, — это по сути своей плод Духа, посредством которого человек живет в вере. Только с помощью пребывающего в человеке Духа вера может найти выражение в любви. Общие послания. Иаков говорит о том, что вера должна дополняться делами (Иак 2:22).
Он считает, что вера — это не просто определенное верование, убежденность в истинности чего-либо. Иаков, как и Павел, говорит о приоритете веры, но предостерегает против неверных выводов. Вера без дел — это не вера; она бесплодна (Иак 2:20).
Практическая сторона веры — вот тема данного послания. Автор Послания к евреям признает, что вера всегда была свойственна Божьему народу и в особенности его вождям-помазанникам. Вера делает определенным то, что без нее туманно и неясно; она делает очевидным незримое. Вера дает народу Божьему фундамент для жизни и поведения, который виден для окружающего мира (Евр 11:10).
Великое множество свидетельств (Евр 12:1) показывает их веру и преданность Богу. Вера становится возможной благодаря Слову Божьему, проявляется через Святого Духа, данного человеку, и свидетельствует о господстве Иисуса Христа.
1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. — это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, — нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» (Быт 15:5). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»;
2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв — это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона — доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. → Аминь) — «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [еврейское эмет, произв. от аман] (Пс 145:6), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» (Пс 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. — это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить — значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке — именно в этом заключается В., основа которой — упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;
3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога — значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. — это не простое признание существования некоей объективной реальности — наряду с познанием Бога В. предполагает и определ. образ жизни, который подразумевает повиновение Господу (Чис 32:12), преданность Ему «вполне» (3Цар 8:61), «всем сердцем, всей душой» (Втор 6:5). В. — это отношение к Богу, определяющее все человеч. поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить — это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16–19; Евр 4:2). В этот грех израил. народ впадал неоднократно;
4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18–21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5; Пс 118:140,162 и др.);
5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. «Повстречать Бога» — значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы — даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: «Если вы не верите, то не устоите» (Ис 7 — в пер. М.Лютера);
6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, «поверив» Господу, обетовавшему ему многочисл. потомство, проникся надеждой. Надежда — это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, которое Им обещано. Эта В. была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. словами: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис 40:31). Одноврем. с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, который будет славным. Тогда закончатся все страдания. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис 12:1,2). Душа верующего уже «здесь и теперь» ликует в ожидании этого дня, на наступление которого она уповает (Ис 25:9; Ис 26:8; Иер 29:10; Иер 31:16,17; Мих 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, — это радостная весть, основ. на верности Бога (Ис 40:27–31).
ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк): а) понимание В. евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. — это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9:24). Такая В. возносится к Богу через молитву (Лк 18:1), и возможности ее безграничны: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22; Мк 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10; Мф 9:2,22; Мф 15:28; Мк 2:5; Мк 5:34; Лк 7:9). Такая В. способна двигать горами (Мф 17:20; Мф 21:21; Мк 11:22; о В. и молитве → Молитва (II,2), особенно п. «в»), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26; Мф 14:31; Мк 4:40; Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке (Мф 6:30); б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В. не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к «духовенству» Израиля с вопросом: «Почему же вы не поверили ему?» [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди] (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11) или к сомнению (Лк 1:20; Лк 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1:15);
2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА: а) в Ев. от Иоанна с наиб. силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, — это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42; Ин 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22; Ин 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса — на Бога Отца. «Верить Писанию» (Ин 2:22; Ин 5:47) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует (Ин 5:24,39; Ин 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете...» (Ин 5:38,39). Таким образом, выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира.
Божие Слово, по Иоанну, — это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла;
б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» (Ин 3:18), тот «перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36; Ин 5:24,25; Ин 6:47; Ин 20:31).
Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. — это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» (Ин 6:40). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», — говорит Иисус (Ин 12:46). «Неверующий уже осужден» (Ин 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24);
в) В. как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин 8:31). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36; Ин 15:4–7). кроме того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса — «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1). Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1), движущая сила этого служения — любовь;
г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи — согласно Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19,20,30; Ин 6:38; Ин 8:26,38,40). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44,65); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием — лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. — это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда — ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение;
3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его — гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, — «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согласно книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» (Деян 5:31), «соделал Его Господом и Христом» (Деян 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему.
Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления «ради нас». Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею — значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14; Деян 8:37; Деян 11:17; Деян 13:38; Деян 16:31). Верить в Него — значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11; Деян 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею (Деян 6:5; Деян 11:24) — такова цель каждого христианина;
4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:
а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. для Павла — это В. в Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа (Гал 2:16). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета: Евангелие есть «сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает В. в том деянии, которое Бог совершил во Христе;
б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения — она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был «мертвым по преступлениям и грехам своим» (Еф 2:1). Его «члены» становятся «орудиями праведности», тогда как раньше они были «орудиями неправды» (Рим 6:13). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3:17); если раньше он жил для себя, то теперь — для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор 10:12). «Иметь веру» (Рим 14:22; Флм 1:5), «стоять в вере» (1Кор 16:13; 2Кор 1 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), «стоять в Господе» (1Фес 3:8), «стоять в благодати» (Рим 5:2), «утвердиться в Евангелии» (1Кор 15:1) — все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим — значит жить, сознательно «покоряясь вере» (Рим 1:5; Рим 14:25). Поэтому Павел говорит о «возрастании» В. (2Кор 10:15; 2Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19; Рим 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23; Кол 2:5,7). Целью же увещевания каждого верующего является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим 1:5);
в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он — Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1Кор 15:55), что Он — Господь над всеми силами «небесными, земными и преисподними» (Флп 2:10). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес 4:14). Соединенные со Христом «подобием смерти Его», будут соединены с Ним и «подобием воскресения» (Рим 6:5,8; 1Кор 15:12; 2Кор 4:14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок — в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18–23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;
г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5; Рим 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9,20; Рим 4:15; Гал 2:21; Гал 3:2,10,19,24), а единственно через В. (Рим 3:22,28), рождающуюся «от слышания слова Божиего» (Рим 10:17). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согласно которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим 4:7). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б);
5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания: а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель; б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:12); в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает (Евр 11); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.;
6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования (Деян 15:1; Деян 21:18; Гал 1:19; Гал 2:9). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым В. достигнет совершенства и без которых она останется мертва (Иак 2:22,26; Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15,16), по мнению Павла, отрекся от В. (1Тим 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал 5:6; ср. Иак 2:13), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим 2:11; Гал 3:28). Иаков оп-ровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание (Иак 2:14–26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1).
Верный, верующий, веровать. Слово.
Существительное означает на древнееврейском языке, собственно, благонадежность, верность.
В отношении к Богу: Ос 2:22. Пс 145:56 и Пс 6:1. Ис 11:5 (о Мессии).
О человеческой верности: 1Цар 26:23. Авв 2:4.
Прилагательное как на древнееврейском, так на греческом языке может означать и того, кто заслуживает доверия, человека надежного и того, кто доверяет.
Верный, надежный: Чис 12:7. Пс 100:6. Мф 25:21. Лк 16:10; 2Тим 2:13; 1Тим 1:15; Тит 1:9.
Верный — верующий: 2Кор 6:15. Кол 1:2. В этом смысле и во многих других местах.
Глагол может означать: Кому-нибудь что-либо доверить, вверить: Гал 2:7; 1Тим 1:11; 2Тим 3:14.
Или вообще верить, доверять кому-нибудь: 1Цар 10:7; Притч 14:15; Мих 7:5; Ин 9:18. В Новом Завете существительное в греч. оригинале гораздо чаще означает собственно веру и лишь в некоторых местах — верность. Рим 3:3. Там, где сущ. «вера» передает полностью смысл оригинала, следует разуметь веру религиозную: в Бога и Его Слово, в Господа Иисуса и Его благую весть о спасении.
Что есть вера?
Предмет веры есть Бог и все божеское (Его Слово и дело, Его дар и Его воля, Его Царство).
Первое, что требуется для стяжания дара веры, это убеждение в действительности существования Бога, следовательно доверие к слову тех, кто нам свидетельствует о Его бытии, Его естестве и Его действиях. Евр 11:6; Ис 43:10; Мк 1:15; 1Ин 1:2.
Но простое убеждение в бытии Божием еще не есть то отношение веры к Богу, к которому хочет нас привести Св. Писание. Иак 2:19. Важно, чтобы сознание действительности бытия Божия охватывало и направляло всю нашу жизнь, следовательно:
Раз Св. Писание свидетельствует о Боге, что Он наш Властелин, Единый в Своей совершенной святости и Своем величии, то веровать в Него означает: преклоняться пред Ним всей душой, добровольно Ему подчиниться, как своему Господу, и только Ему одному служить: Пс 94:6; Нав 24:14; 1Цар 3:18; Мф 6:10. Обрати особенное внимание на Лк 17:6−8, где Господь Иисус с наибольшим обетованием вере соединяет притчу о рабе, который, вернувшись домой, должен прежде всего служить своему господину.
Раз нам сказано, что Господь всемогущ и одновременно Он — вечная Любовь, то вера выражается ожиданием от Бога всего благого, ибо для Него нет ничего невозможнаго: Он — Вседержитель. Лк 1:37. Иер 17:7. Пс 22:1; Пс 61:1; Пс 72:23.
Так как Бог открывается нам в Своем Слове — Священном Писании, то верить — значит: всегда относиться к Его слову с открытым сердцем и безусловным доверием к Его обетованиям. Пс 32:4; Пс 118:1. Авв 2:3.
В этом смысле всегдашнее устремление духовного взора на Бога и есть вера. Пс 120:1 и т. д.
Так понимаемая вера находит свое особое выражение в Новом 3авете, где Бог в полной мере открывается в Сыне Своем и благовестии совершенного Им дела спасения, т. е. в Евангелии.
Бог послал Сына Своего в мир, чтобы привести нас, людей, к полному жизненному общению с Ним. 2Кор 5:19. Во Христе нам стали доступны, явились нам, Божия слава и Божия благодать т. е. милосердие. Ин 14:9. Поэтому вера в Бога заключает в себе веру в Иисуса.
Разумеется, Иисус прежде всего привел Своих учеников и Своих слушателей к вере в Бога, Его небесного Отца, научив их краткой, но объемлющей все человеческие нужды молитве «Отче наш» Мк 11:24, где Он призывает к молитвенному упованию на Бога, или порицая их маловерие. Мф 8:26; Мк 11:22; но Его мысль ясна: Эта вера Божия должна проявляться в совершенном доверии к Нему, Христу, как к Тому, Кто послан в мир Богом Отцом и уполномочен не только нести именем Божиим всякую внешнюю помощь, но и даровать прощение грехов, действительное в очах Божиих. Ин 14:1; Мк 5:36; Мф 9:22, Мф 9:28, Мф 9:2, Мф 9:6; Лк 7:48−50.
Особенно сильно и убедительно требование Иисуса, в Евангелии от Иоанна, веровать в Его Личность, как в Того, от Которого зависит все спасение нас, людей. Он постоянно указывает на то, что Его чудеса и слова имеют цель возбудить веру в Его Личность, ибо Он и Отец — одно Ин 10:30, и через Него верующие получают вечную жизнь, т. е. участие в жизни Бога. Ин 14:11, Ин 10:37 и далее; Ин 6:29; Ин 8:24, Ин 11:25−26; Ин 3:36, Ин 5:24, Ин 6:40, Ин 6:35.
Бог послал Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него Ин 3:17. Это дело спасения Иисус совершил отдачей Своей жизни для примирения людей с Богом, Поэтому при вере в Иисуса взор прежде всего обращен на Его искупительную смерть; этот факт ап. Павел особенно выдвигает в своих поучениях Церкви Христовой. Но и другие Апостолы в своих посланиях постоянно указывают на тот же факт. 1Ин 2:1 ... ; 1Пет 1:18 ... Евр 9:1 и Евр 10:1.
Следствием искупительной смерти Иисуса является наше оправдание; на нем основано наше жизненное общение с Богом.
Оправдание есть дар благодати, достающийся тем, кто верует в Иисуса, как в Спасителя, и состоящий в том, что, пребывая во Христе, принадлежа Ему, как нашему Господу, мы праведны перед Богом, ибо нам отпущены грехи: Рим 3:23−26, Рим 3:28; Гал 2:16; Еф 1:5, 7; Рим 4:16.
Оправданным Бог дарует в сердце Духа Своего, Который преобразует их обновлением ума по образу и подобию ума Божия; и тогда плодом веры бывает мир с Богом, послушание, любовь, твердая надежда. Рим 5:1, Рим 5:2, Рим 5:5, Рим 8:14; Евр 11:1; Рим 6:17, Рим 1:5 (покорность вере). У тех, кто принадлежит Христу, вера настолько определяет и направляет все их действия, что ап. Павел может сказать: «Все, что не по вере, грех». Рим 14:23.
Примечание: Если ап. Иаков (гл. 2, 14 и далее) опровергает тот взгляд, что вера сама по себе ставит нас в правильное отношение к Богу, то это объясняется тем, что в этом месте он говорит о вере в другом смысле, чем ап. Павел, а именно в смысле простого признания фактов, а не в смысле полной самоотдачи Иисусу с полным к Нему доверием. Но что он знает и ту веру, которая тождественна с полным доверием, видно из гл. 5, 15: «И молитва веры исцелит болящаго».
Как получить веру?
Через проповедь Слова Божия при внутреннем озарении силою св. Духа. Это Божий дар, но дар, о ниспослании которого мы можем, имеем право, молиться. Рим 10:17; Гал 3:2; Ин 4:42; 2Кор 4:6; Деян 16:14, 15; Мк 9:24; Лк 17:5; Еф 3:17.
Восприимчивы к вере люди правдивые и жаждущие и алчущие правды, готовые внимать слову Истины, стремящиеся познавать чрез него волю Божию и поступать по ней: Ин 18:37, Ин 7:17; Мф 5:6.
Вера есть убеждение в вещах невидимых. Евр 11:1, Евр 11:27.
Вера делает настоящим ожидаемое. Евр 11:1.
Вера заповедана. 2Пар 20:20; Мк 1:15, Мк 11:22; Ин 6:29, Ин 12:36, Ин 14:1; 1Ин 3:23.
Предметы веры
Бог. 2Пар 20:20; Мк 11:22; Ин 14:1; 1Пет 1:21; 1Фес 1:8; Евр 11:6.
Иисус Христос. Ин 6:29, Ин 14:1, Ин 17:8, Ин 20:31; Деян 16:31, Деян 19:4, Деян 20:21; 1Пет 1:8; 1Ин 3:23, 1Ин 5:13; Гал 2:16; Флп 3:9; Кол 1:4, Кол 2:5; Флм 1:5; Откр 14:12.
Писания Моисеевы. Лк 16:29. Ин 5:46. Деян 24:14.
Писания пророческие. 2Пар 20:20. Ин 2:22. Деян 26:27.
Евангелие. Мк 1:15; Еф 1:13; Флп 1:27; 1Тим 1:15; Евр 4:2.
Обетования Божии. 2Пет 3:13; Рим 4:20−21; Гал 3:22; Евр 11:11, 13.
Воля и заповедь Божия состоит в том, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа. Ин 6:29; 1Ин 3:23.
Вера во Христа есть единственное средство ко спасению. Ин 3:16, 36; Деян 15:11, Деян 16:31; 1Ин 5:10−13; Рим 10:9.
Вера в Бога неразлучна с верой во Христа. Мф 10:40; Мк 9:37; Лк 9:48; Ин 3:33, Ин 5:23, Ин 12:44, Ин 13:2, Ин 14:1; Деян 16:31, Деян 16:34; 1Пет 1:8, 1Пет 1:20, 1Пет 1:21; 1Ин 2:23, 1Ин 4:15, 1Ин 5:10; 2Ин 1:9.
Есть одна вера Еф 4:5.
Вера во Христа
Есть дар Божий. 2Пет 1:1; Рим 12:3; Еф 2:8, Еф 6:23; Флп 1:29.
Есть дело Божие. Деян 11:21; 1Кор 2:5, 1Кор 3:5; Еф 1:19; Кол 2:12; 2Фес 1:11; 1Тим 1:14.
Есть дар Святого Духа. 1Кор 12:9. Гал 5:22.
Иисус Христос есть Глава и Совершитель веры Евр 12:2.
Чрез веру получается:
Отпущение грехов. Деян 10:43, Деян 26:18; Рим 3:24.
Оправдание. Быт 15:6. Ин 5:24. Деян 13:39. Рим 3:25−27, Рим 4:5, Рим 5:1; Гал 2:16, Гал 3:8, Гал 3:21; Флп 3:9.
Освящение. Деян 15:9, Деян 26:18.
Усыновление. Ин 1:12; 1Ин 5:1; Гал 3:7, 26.
Дар Святого Духа. Ин 7:38-39; Деян 11:15−17, Деян 19:2, Деян 19:6; Гал 3:14; Еф 1:13.
Доступ к Богу. Рим 5:2; Еф 3:12; Евр 11:6.
Духовная жизнь. Ин 20:31. Гал 2:20.
Спасение. Мк 16:16; Ин 3:15, Ин 3:16, Ин 6:47; Деян 16:31; 1Пет 1:5,9; Рим 1:16, Рим 10:9; Еф 2:8; 2Фес 1:10, 2Фес 2:13; Евр 10:39.
Вечная жизнь. Ин 3:15, Ин 3:16, Ин 3:36, Ин 5:24, Ин 6:40, Ин 6:47, Ин 11:25; Деян 13:48; 1Ин 5:13; 1Тим 1:16.
Наследие обетований. Рим 4:13; Гал 3:14, 22; Евр 6:12.
Вечный покой. Евр 4:3.
Верующий в Иисуса Христа
Не будет постыжен. Ис 28:16; 1Пет 2:6; Рим 9:33, Рим 10:11.
Не будет осужден. Ин 3:18. Рим 8:1.
Не умрет никогда. Ин 11:26.
Не погибнет. Ин 3:15, 16.
Не живет во тьме. Ин 12:46.
Рожден от Бога. 1Ин 5:1.
Любим Богом. Ин 16:27.
Имеет уверенность в своем спасении. 1Ин 5:10, 13.
Соблюдается ко спасению чрез веру 1Пет 1:5.
Праведный верой жив будет. Авв 2:4; Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38.
Блажен уверовавший. Лк 1:45. Ин 20:29.
Вера производит
Послушание Богу. Ин 6:28-29. Деян 11:21. Откр 14:12.
Любовь ко Христу. 1Пет 1:7−8.
Общение со Христом. Гал 2:20. Еф 3:17.
Любовь к братьям. 1Пет 1:21−22; 1Ин 5:1; Еф, 1, 15; Кол 1:4; 2Фес 1:3; Флм 1:5.
Надежду. Рим 5:2, Рим 15:13; Гал 5:5.
Упование. Ис 28:16; 1Пет 2:6; Рим 9:33; Еф 3:12.
Мир. Рим 5:1, Рим 15:13.
Радость. Деян 16:31; 1Пет 1:8; Рим 15:13.
Назидание. 1Тим 1:4.
Победу над диаволом и над миром. 1Ин 5:4, 5; Еф 6:16.
Смелость для проповедывания слова. Пс 115:10; 2Кор 3:12, 2Кор 4:13.
Вера вменяется в праведность. Быт 15:6; Иак 2:23; Рим 4:5, Рим 4:9, Рим 4:22−24; Гал 3:6.
оправдание чрез веру
Называется правдою, которая чрез веру Рим 3:22, Рим 4:13, Рим 9:30, Рим 10:6; Флп 3:9.
Исключает гордость и собственную праведность. Рим 3:26; Гал 2:16, Гал 5:4; Еф 2:8.
Не уничтожает закона. Рим, 3, 30.
Вера должна быть от сердца. Деян 8:37; Рим 10:9, 10.
Вера действует любовью. Гал 5:6; 1Фес 1:3; 1Тим 1:5; Тит 3:15; Флм 1:5.
Вера неразлучна с любовью. 1Ин 3:23, 1Ин 5:1; Еф 6:23; 1Фес 5:8; 1Тим 1:14; 2Тим 1:13.
Вера величайшая без любви тщетна. 1Кор 13:2.
Вера обнаруживается делами. Иак 2:21−25.
Вера без дел мертва. Иак 2:17, Иак 2:20, Иак 2:26.
Вера без дел не может спасти. Иак 2:14.
Вера без дел подобна вере демонов. Мф 8:29. Мк 1:24. Иак 2:19.
Невозможно угодить Богу и приблизиться к Нему без веры Пс 77:21, 22; Евр 11:6.
Все то, что не по вере есть грех. Рим 14:23.
Вера необходима
Для того, чтобы быть услышанным в молитвах. Мф 21:22. Мк 11:24. Ин 11:22. Иак 1:6, Иак 5:15. Рим 10:14. Евр 10:22. для того, чтобы выдержать борьбу христианской жизни. 1Ин 5:4; Еф 6:16; Флп 1:27; 1Тим 1:18, 1Тим 1:19, 1Тим 6:12.
Для того, чтобы совершать чудеса. Мф 17:20, Мф 21:21; Мк 16:17; Ин 14:12; Деян 3:16, Деян 6:8.
Для того, чтобы быть избавленным чрез чудеса. Мф 8:13, Мф 9:2, Мф 9:28, Мф 13:58; Мк 2:5, Мк 6:5, Мк 6:6, Мк 9:23, Мк 9:24; Лк 5:20, Лк 8:50; Деян 14:9.
Пусть будет тебе по твоей вере Мф 8:13, Мф 9:29.
Вера твоя спасла тебя. Мф 9:22; Мк 5:34, Мк 10:52; Лк 7:50, Лк 17:19, Лк 18:42.
Христианская жизнь называется добрым подвигом веры. 1Тим 6:12; 2Тим 4:7.
Вера уподобляется броне. 1Фес 5:8. — щиту. Еф 6:16.
Нет ничего невозможного для веры Мф 17:20, Мф 21:21; Мк 9:23, Мк 11:23; Лк 17:6; Евр 11:33−37.
Чудеса, совершенные верой Евр 11:7−38.
Вера испытывается чрез скорбь. Мк 4:16, 17; 1Пет 1:6−7.
Испытание веры производит терпение. Иак 1:3; Рим 5:2, 3.
Верою живущие
Живут. Рим 1:17. Гал 2:20.
Пребывают твердыми. Рим 11:20; 2Кор 1:24.
Ходят. Рим 4:12; 2Кор 5:7.
Бывают терпеливы. Пс 26:13; 1Тим 4:10.
Утешаются. Рим 1:12.
Противостоят диаволу. 1Пет 5:9; Еф 6:16.
Побеждают мир. 1Ин 5:4, 5.
Верующие бывают соединены одною верою Деян 4:32; 2Пет 1:1; Рим 1:12; 2Кор 4:13; Еф 4:13.
Верующие умирают в вере Евр 11:13.
Авраам назван отцом верующих. Рим 4:11, 16; Гал 3:7.
Верующие должны
Быть искренными в вере 1Тим 1:5; 2Тим 1:5.
Быть исполнены верой Деян 6:5, Деян 11:24; 1Кор 8:7; Кол 2:7.
Жить в вере Гал 2:20.
Возрастать в вере 2Кор 10:15; Флп 1:25; 1Фес 3:10; 2Фес 1:3.
Быть здравы в вере Тит 1:13, Тит 2:2.
Утверждаться в вере Деян 16:5; Рим 4:20; Кол 2:7; 1Фес 3:2.
Пребывать твердыми в вере 1Пет 5:9; 1Кор 16:13; 2Кор 1:24; Кол 1:23, Кол 2:5; 2Фес 1:4.
Хранить веру с чистою совестью. 1Тим 1:19, 1Тим 3:9; Евр 10:22.
Совершать подвиг за веру и чрез веру Флп 1:27; 1Тим 6:12; 2Тим 4:7; Иуд 1:3.
Иметь твердую уверенность в вере Рим 8:38, 39; Еф 3:12; 2Тим 1:12; Евр 10:22.
Исповедывать открыто свою веру Мф 10:32−33; Мк 8:38; Лк 9:26, Лк 12:8, Лк 12:9; Рим 10:9; 2Тим 2:12.
Подражать вере Святых. Рим 4:12; Флп 3:17; Евр 13:7.
Пребывать в вере Деян 14:22; 1Тим 2:15; 2Тим 4:1 2Тим 7:1; Евр 10:39.
Увещания к вере Мк 5:36; Ин 6:29, Ин 12:36, Ин 14:1, Ин 14:11, Ин 20:27; 1Кор 16:13; 2Кор 8:7; Кол 1:23, Кол 2:7; 1Фес 5:8; Иуд 1:20. Достигайте веры 1Тим 4:12, 1Тим 6:11; 2Тим 2:22.
Испытывайте, находитесь ли вы в вере 2Кор 13:5.
Молитесь об умножении вашей веры Мк 9:24; Лк 17:5.
Вера называется
Святейшею верою. Иуд 1:20.
Драгоценною верою. 2Пет 1:1.
Верою избранных Божиих. Тит 1:1.
Верою святых. Откр 13:10.
Верою евангельскою. Флп 1:27.
Вера рождается чрез посредство
Писаний. Ин 20:31; Деян 13:48, Деян 17:11, Деян 17:12; Рим 10:17, Рим 16:26; 2Тим 3:15; 1Ин 5:13.
Проповедывания. Ин 1:7, Ин 17:20; Деян 4:4, Деян 8:12, Деян 14:27; Рим 1:5, Рим 10:8, Рим 10:14, Рим 16:26; 1Кор 3:5; Еф 1:13; Гал 3:2, 5; 2Фес 1:10.
Чудес. Ин 2:11, Ин 2:23, Ин 6:30, Ин 7:31, Ин 20:30, Ин 20:31.
Слышания. Деян 4:4; Рим 10:17; Евр 4:2.
Священнослужители должны увещавать к вере Деян 14:22; 1Кор 16:13; 1Фес 3:2.
Евангелие есть сила ко спасению тех, которые имеют веру Рим 1:16; 1Кор 15:1−3; 1Фес 2:13.
Гордость бывает препятствием для веры Ин 5:44.
Великая вера, похваленная Христом. Мф 8:10, Мф 9:29, Мф 15:28; Лк 7:9.
Недостаток веры, осужденный Христом. Мф 6:30, Мф 8:26, Мф 14:31, Мф 16:8, Мф 17:20; Мк 4:40; Лк 8:25, Лк 12:28, Лк 24:25; Ин 20:27.
Вера, сопровождаемая обращением. Мк 1:15. Деян 11:21, Деян 20:21.
Не принадлежащие Христу не имеют веры Ин 10:26.
Нечестивые
Отвращаются от веры Лк 8:13; 1Тим 6:10, 21.
Отвергают, что касается веры 2Тим 3:8.
Не имеют веры Ин 5:38, Ин 6:36, Ин 8:45, Ин 10:25, Ин 12:37, Ин 16:9; Деян 19:9; 2Кор 4:4; 2Фес 3:2.
Возстанут против веры в последние времена. Лк 18:8; 2Фес 2:3; 1Тим 4:1.
Тот, кто не имеет веры во Христа
Не верует в Бога. Лк 10:16. Ин 5:23, 1Ин 5:10; 2Ин 1:9.
Представляет Бога лживым. Ин 3:33, Ин 5:38; 1Ин 5:10.
Будет осужден. Мк 16:16; Ин 12:48; 2Фес 2:12;. Евр 12:25.
Бывает уже осужден. Ин 3:18.
Умрет в своих грехах. Ин 8:21, Ин 9:41.
Погибнет. 2Кор 4:3, 4.
Не войдет в вечный покой. Евр 3:19, Евр 4:5−11.
Примеры: Авраам. Быт 15:6. Иак 2:23. Рим 4:18−21. Евр 11:8, 17. Израильтяне. Исх 14:31. Иов. Иов 19:25−27. Давид. Пс 51:9, Пс 70:5. Седрах, Мисах и Авденого. Дан 3:16−18. Даниил. Дан 6:23. Прокаженный. Мф 8:2. Мк 1:40. Сотник. Мф 8:8−10. Лк 7:9. Народ Капернаумский. Мф 9:2. Мк 2:5. Лк 5:20. Иаир. Мф 9:18. Кровоточивая женщина. Мф 9:21, 22. Мк 5:34. Лк 8:48. Два слепца. Мф 9:28−29. Хананеянка. Мф 15:28. Мк 7:29. Петр. Мф 16:16. Мк 8:29. Лк 9:20. Ин 6:69. Отец бесноватого. Мк 9:24. Вартимей. Мк 10:52. Лк 18:42. Грешница. Лк 7:50. Прокаженный. Лк 17:19. Нафанаил. Ин 1:4, 50. Ученики. Ин 2:11, Ин 16:30. Самаряне. Ин 4:39. Царедворец. Ин 4:50, 53. Жители Иерусалима. Ин 7:31, Ин 8:30. Слепорожденный. Ин 9:35−38. Иорданский народ. Ин 10:42. Марфа. Ин 11:22,. 27. Иудеи из Вифании. Ин 12:44. Фома. Ин 20:28. Иудеи из Иерусалима. Деян 4:32, Деян 5:14, Деян 11:21. Стефан. Деян 6:5, 8. Священники. Деян 6:7. Ефиопский евнух. Деян 8:37, Варнава. Деян 11:24. Сергий Павел. Деян 13:12. Иконийские Иудеи и Еллины. Деян 14:1. Темничный страж гор. Филипп. Деян 16:31, 34. Верийцы. Деян 17:10−12. Дионисий и Дамарь. Деян 17:34. Римляне. Рим 1:8. Ефесяне. Еф 1:15. Колоссяне. Кол 1:4, Кол 2:5. Фессалоникийцы. 1Фес 1:3, 1Фес 3:6; 2Фес 1:4. Тимофей и Лоида. 2Тим 1:5. Павел. Рим 8:37, 38; 2Тим 1:12, 2Тим 4:7. Филимон. Флм 1:9. Авель. Евр 11:4. Енох. Евр 11:1 Евр 5:1. Ной. Евр 11:7. Сарра. Евр 11:11. Исаак. Евр 11:20. Иаков. Евр 11:21. Иосиф: Евр 11:22. Моисей. Евр 11:24−27. Раав. Евр 11:31. Гедеон, Варак, Иеффай и проч. пророки. Евр 11:32−39. Пергамская Церковь. Откр 2:13. Церковь Фиатирская. Откр 2:19.