Загрузка

Словарь Никифорова : вифезда

(Дом милосердия; Ин 5:2) — купальня, или бассейн, находившийся у так называемых овчих ворот, с пятью крытыми ходами для больных. В нее по временам сходил Ангел и возмущал воду, и первый больной, входивший в воду по возмущении оной, выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. С сею-то овчею купелью соединено евангельские повествование (Ин 5:2-15) о чудесном исцелении Господом человека расслабленного, болевшего 38 лет. В настоящее время на месте чудесной купальни находится один высохший глубокий ров, внутри городских стен, — вблизи ворот св. Стефана, называемый туземцами Биркет-Израиль, поросший на дне травою и кустарником.
Слово Вифезда найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Bethesda) Название водоема в Иерусалиме, куда приходило множество больных (Ин 5:2).

Вифезда — это арамейское слово, транслитерированное на греческий язык. Так назывался пруд в Иерусалиме, который в дни Иисуса был которых можно было прогуливаться. Вифезда находилась близ Овечьих ворот, и туда приходили калеки и больные, надеясь на чудесное исцеление, для чего необходимо было в определенный момент коснуться воды. В разных рукописях встречаются другие названия этого пруда. Среди них Вифсаида («дом рыбы»), Велзефа и Везафа — два последних названия, по-видимому, представляют собой варианты от «Вефзаифа». Еще один вариант — Веф-Зафа, что значит «дом олив». Недавние исследования, в особенности изучение Медного свитка и Кумранского свитка из пещеры три, показали, что правильное название — Вифезда. Кроме того, это форма двойственного числа, а значит, там находилось два водоема. Такое прочтение показывает, что прежняя теория, согласно которой Вифезда переводится как «дом милости», неверна. Археологические изыскания отцов-францисканцев из церкви Св. Анны у ворот Стефана в старом городе помогли исправить старые версии и прояснить, где на самом деле находился пруд. Их исследования показали, что пруд Вифезда не следует отождествлять с Биркет Израэль, водоемом размерами примерно 360 на 126 футов (109,7 на 38,4 м), расположенным между церковью Св. Анны и храмовой зоной на юге; это и не большие водохранилища на территории монастыря Сестер Сиона в нескольких сотнях ярдов к западу от Св. Анны на Крестном пути; и не пруд возле Гиона, еще дальше на юг, чем Биркет Израэль, на склонах Офила. Водоем Вифезда, скорее всего, находился среди руин, обнаруженных во дворе Св. Анны, где было найдено два довольно больших водоема. Изначально окружавшие их арочные портики хорошо сохранились под 25-30 футами (7,5-9 м) земли. Теперь они раскопаны и могут служить примером прекрасного памятника поразительного архитектурного мастерства. Архитектурный стиль сооружения и надпись на нем свидетельствуют, что оно относится к периоду Ирода, то есть является одним из многих замечательных строительных достижений времен Ирода Великого. Руины строений и мусор, скопившиеся за много столетий, заполнили пространство вокруг сохранившейся колоннады. Позже этот участок разровняли и в V веке по Р.Х. построили на нем византийскую церковь. Так, благодаря длительным литературным и археологическим исследованиям, Вифезда теперь правильно воспринимается как «место двух прудов», которое находилось возле Овечьего рынка у ворот Св. Стефана.

Смотрите: ВИФЗАФА; Вифсаида.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Вифезда («дом милосердия»), купальня возле Овечьих ворот на сев.-вост. окраине Иерусалима (Ин 5:2). Возле церкви св. Анны (сев. храмовой площади) были найдены остатки пруда, окруженного со всех сторон галереями и разделенного еще одной галереей на два бассейна (в Ин 5:2 также говорится о пяти крытых галереях вокруг купальни). «Совпадения данных НЗ и раннехрист. предания, с одной стороны, и результаты раскопок — с другой, дают основание отождествлять двойную купальню при церкви св. Анны с Овечьей купальней, о которой говорится в Ев. от Иоанна. Вновь найденная Вифезда стала еще одним доказательством того, что Живой Бог являлся людям в конкретных историч. местах» (Й.Иеремиас). Название В. вызывало у ученых сомнение, однако находки в Кумране подтвердили правильность названия: на медных табличках упоминаются купальня Бейт-Эшдатайин (форма двойств. числа от «Вифезда») и меньший из двух бассейнов.

Словарь собственных имен :

Вифезда (Βηθεσδά – на халдейском или арамейском בֵּית־חַסְדָּא = дом милосердия; Bethsaïda; Виѳезда; Bethesda): Ин.5:2. – Это купальня, или бассейн, водоем в Иерусалиме, у так называемых овечьих ворот, имевший пять крытых галерей для больных, в котором некогда ангел по временам возмущал воду, и первый, входивший в нее по возмущении, получал исцеление. Но о местоположении этой купальни мнения несогласны. Предание полагает, что этот бассейн или водоем находился внизу северо-восточной стены Храма, у овечьих ворот (Неем.8:1, 32), где теперь лежит глубокий ров, почитаемый доселе природными жителями за пруд Вифезда, и называемый у них Биркет Израиль. На этом месте путешественники находят и теперь развалины пруда и глубокий ров, поросший травой. Но другие, как Робинсон, полагают его на юго-восточной стороне города, в долине Кедронской, недалеко от Силоамского источника, где так называемый теперь источник Девы, принимаемый ими за одно с водоемом царским Неемии (Неем.2:14) и прудом Соломоновым у Флавия (о Войн. Иуд. V. 4, 2). В подтверждение последнего мнения приводят то, что в этом источнике доселе в неопределенное время от неизвестных причин бывает повышение и понижение воды (Herz. 2. p. 117–118). Но такое мнение может нравиться только тем, кои не любят чудесного. Местоположение этого источника не соответствует евангельскому повествованию. Источник этот находится в тесном месте, идет во мрак канала, и трудно отыскать здесь пять притворов. Избегая чудесности, иные ныне хотят даже заподозрить подлинность и неповрежденность самого текста о чудесности и целительности Вифезды (Ин.5:4), или, по крайней мере, чудесную целебность ее объяснить натуральным образом – то грунтом земли и подобием теплиц, то кровью омывавшихся здесь жертвенных животных. Но без этого терялась бы связь речи и вся история об этом не имела бы своего значения. Что касается до объяснения естественным образом чудесной целительности Вифезды, то принимать это значило бы произвольно уклоняться от прямого и ясного сказания евангельского. «Болезни ожидавших здесь возмущения воды были такого рода, что к излечению их недостаточны все известные врачующие силы природы. Можно ли и подумать, чтобы слепой, хромой, или сухой получали исцеление от одного минутного погружения в воду, смешанную с кровью животных?.. Или чтобы какие-либо теплицы или воды могли вливать жизнь в иссохшие члены тела, или возвратить зрение слепому, или совершенно исправить хромого, и одинаково быть целительными для всяких недугов, при одном мгновенном в них погружении?.. И что значит, что не каждый входивший в купальню по возмущении воды получал исцеление, а только первый?.. Все это показывает, что купальня Вифезда отлична была от всех целебных вод природы. В нее сходил ангел и возмущал воду; небесная сила изливалась в земной источник». Ныне здесь один высохший глубокий ров, поросший на дне травой и кустарником. Воскр. чт. 1839 г. № 4. стр. 32–34. Zell. 1. р. 159.

Словарь Вихлицкого :
(Дом милосердия) (Ин 5:2) — купальня, то есть небольшой бассейн, который находился, как полагают, у северной стены Иерусалима.

Слово вифезда в симфонии
В Библии слово "вифезда" упоминается в 1 стихах.
Другие формы слова : вифезда.

Ин 5 : 2
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.