Загрузка

Словарь Никифорова : вифиния

(Деян 16:7) — область в Малой Азии, граничившая на в. Пафлагониею, на с. Черным морем, на ю. Фригиею и Галатиею, на з. Пропонтом и Фракийским Босфором. В ней находились г. Олимп и города: Никея, Никомидия, Гераклея, Халкидон и др. Христианство появилось здесь еще во времена апостольские (Ср. Деян 2:9, 1Пет 1:1). В церковной истории находится замечательное свидетельство о чистоте и твердости веры вифинских христиан в конце 1-го и начале 11-го века. Во времена Плиния, бывшего правителем означенной области, и Траяна (98 по 117 г. по Р.Х.) здесь находилось уже очень много христиан, не только в городах, но и в селениях и деревнях, так что языческие храмы почти опустели. В Никее, главном городе Вифинии, был созван первый Никейский собор в 325 г. по Р.Х., а в Халкидоне IV-й вселенский Халкидонский собор в 451 г. по Р.Х.
Слово Вифиния найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Яростный прорыв» (Bithynia) Римская провинция на северо-западе Малой Азии. Апостол Павел и Сила хотели проповедовать Благую Весть в Вифинии во время второго миссионерского путешествия Павла, но Святой Дух велел им туда не ходить (Деян 16:7).

Возможно, апостол Петр бывал в Вифинии и других провинциях Малой Азии, так как свое первое послание он отправил верующим этих мест (1Пет 1:1).

Каким-то образом Вифиния обратилась в христианство; вероятно, через Петра. Вифиния была захвачена фракийским племенем, создавшим там процветающее царство в III веке до Р.Х. В 75 г. до Р.Х., когда последний царь Вифинии Никомед III завещал свое царство римскому народу, оно вошло в состав Римской империи. Для административных целей оно было причислено к провинции Понт на востоке.Во времена НЗ Вифиния сыграла важную роль в истории церкви. В начале II века ее римский губернатор Плиний Младший побудил императора Траяна впервые в истории начать политику гонений на христиан. Позже в двух из городов на западе Вифинии проводились Никейский (325 по Р.Х.) и Халкидонский соборы

(451).

Никейский собор провозгласил полную Божественность Христа; на Халкидонском были сделаны заявления о природе личности Христа и каноничности 27 новозаветных книг. Римская провинция Вифиния на севере ограничивалась Черным морем, на западе — Пропонтисом (современное Мраморное море), на юге — провинцией Азия, а на востоке — Галатией и Понтом. Вифиния была горным районом, на юге ее находилась гора Олимп высотой 7600 футов (2315,5 м), но приморские территории и внутренние долины были очень плодородны. Помимо фруктов и зерна эта провинция давала изысканный мрамор, хороший лес, чудесный скот. Основная река провинции — Сангарий (современная Сакария), которая течет с юга на север и впадает в Черное море. Транспортные пути в основном проходили по долинам рек.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Вифиния, рим. провинция на сев.-западе Малой Азии. Придя в Мисию, Павел решил отправиться дальше в В., но Св. Дух воспрепятствовал этому (Деян 16:7). Тем не менее вскоре после этого там были образованы первые христ. общины (1Пет 1:1).

Словарь собственных имен :

Вифиния (Βιθυνία; Bithynia; Виѳѵніа; Bithynien): Деян.16:17. 1Пет.1:1. – Провинция Малой Азии. Граничила на севере с Черным морем, на западе с Пропонтом, Фракийским Босфором и Мизией, с востока – с Пафлагфнией, с юга – с Галатией и Фригией. В ней находились горы Олимпийские, и города: Никея, Никомидия, Гераклея, Халкидон, и др. При Крезе она была присоединена к Лидии; потом досталась персам; после Александра Македонского сделалась независимой, но потом перешла к римлянам (Слов. Толля, т. 1). Христианство появилось здесь еще во времена апостольские. Сначала, когда ап. Павел, во время второго путешествия своего для проповеди евангельской, намеревался было посетить эту провинцию, Дух Святой удержал его. «Очевидное доказательство, присоединяет при этом один из отечественных наших пастырей, как все великое дело распространения христианской религии зависело от невидимого управления Духа Божия. Один только сей Водитель, испытующий сердца и утробы, мог безошибочно видеть, где труды проповедников Евангелия не останутся без плода. Азия и Вифиния, конечно, еще не были тогда способны к тому, чтобы для них воссиял свет славного благовествования о Христе» (Жизн. ап. Павла, 1828 г. стр. 105–106). Но из первого послания Петрова видно, что впоследствии времени были уже здесь верующие (1Пет.1:1). Из писем Плиния младшего видно, что в его времена и времена Траяна (98–117 по Р. Хр.) здесь уже очень много было христиан, не только в городах, но и в селах и деревнях, так что языческие храмы почти опустели (Plin. L. X. Ер. 97). Herz. 2. p. 248. Zell. 1, p. 169.

Словарь Вихлицкого :
(Деян 16:7; 1Пет 1:1) — провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря. Позже в ее городах Никее и Халкидоне собирались первый (в 325 г.) и четвертый (в 451 г.) Вселенские соборы.
Словарь Нюстрема :
Самая северная область в Малой Азии, около Черного моря, к северо-востоку от Мисии. Ап. Павел предполагал отправиться туда из Мисии, но не был допущен Св. Духом (Деян 16:7). Впоследствии там были христиане, к которым Петр обращается в 1Пет 1:1.