Словарь Никифорова : захария
Захария [еврейское Зехарья и Захарьяху, «Господь вспомнил, подумал (о ком-то)»]:
1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена → Давида (1Пар 27:21);
2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 1Пар 26:2). Он считался разумным советником;
3) левит, певец и привратник, современник Давида (1Пар 15:18,20; 1Пар 16:5);
4) священник, современник Давида (1Пар 15:24);
5) левит, сын Ишшии и внук Озиила, современник Давида (1Пар 24:25);
6) левит, сын Хосы из рода Мерари, привратник, современник Давида (1Пар 26:10−11);
7) левит, отец певца Иозиила, современника Иосафата (2Пар 20:14);
8) один из вождей колена Иуды во времена Иосафата (2Пар 17:7);
9) сын царя Иосафата (2Пар 21:2);
10) сын первосвященника Иодая. Исполненный Духа Божьего, З. предостерег царя и народ, когда Иоас, после смерти Иодая, отступил от Господа. Но против З. был составлен заговор и по приказу царя его побили камнями во дворе храма (2Пар 24:20−21). Именно это убийство Иисус подразумевает в Мф 23:35; Лк 11:51. Упоминание в этом контексте имен Авеля и З. указывает на то, что уже во времена Иисуса книги Паралипоменон стояли на последнем месте в евр. ВЗ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Мф 23 тот З. назван сыном Варахии, как пророк З. Этому давались различные объяснения. Напр., высказывалось предположение, что З. был внуком Иодая, сыном которого был Варахия;
11) пророк, поучавший царя Озию «страху Божию» (2Пар 26:5);
12) сын Иеровоама II, который в 747 г. до Р.Х. в течение шести месяцев был израил. царем в Самарии. Он, как и его предшественники, делал неугодное в очах Господа и не отступал от грехов Иеровоама I — поклонения идолам (тельцу). Против него составил заговор Селлум; убив З., он воцарился вместо него. Так исполнилось предсказание о том, что потомки Ииуя будут занимать израил. престол только до четвертого колена (4Цар 15:8–12);
13) один из вождей колена Рувима в то время, когда оно было уведено в плен ассирийским царем Тиглатпаласаром III (1Пар 5:7);
14) отец Ави (Авии) и дед царя Езекии (4Цар 18:2; 2Пар 29:1);
15) сын Варахии, которого пр. Исаия, по повелению Господа, призвал в свидетели вместе со священником Урией, начертав на большом свитке слова: «Магер-шелал-хаш-баз» (Ис 8:1–4);
16) левит из рода Асафа, современник Езекии (2Пар 29:13);
17) левит из рода Каафа, современник Иосии (2Пар 34:12);
18) священник, современник Иосии (2Пар 35:8);
19–21) два израильтянина из колена Иуды, а также священник — их потомки жили в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:4,12);
22–23) два израильтянина, вернувшиеся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:3,11);
24) один из израил. начальников, которых Ездра направил в Касифье, чтобы те привели в Иерусалим служителей для храма (Езд 8:16). Возможно, он же стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);
25) израильтянин, который взял себе иноплем. жену (Езд 10:26);
26–27) левит и священник, принимавшие участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:35,41);
28) вениамитянин, сын Иеила, «отца гаваонитян» (1Пар 9:35,37). Возможно, он же упомянут в 1Пар 8 как → Зехер;
29) пророк, автор одной из книг ВЗ; → Книга пророка Захарии;
30) отец → Иоанна Крестителя, священник из Авиевой чреды. Его жену звали Елисаветой. Эти праведные пред Богом люди были бездетны. Однажды в храме, во время совершения З. жертвы каждения, ему явился архангел Гавриил и предрек, что у Елисаветы родится сын, который подготовит путь для Мессии. З. усомнился, т.к. его жена была уже в преклонном возрасте. Бог наказал его за неверие. Когда З. вышел к ожидавшему его благословения народу, то не мог говорить, т.к. был поражен немотой. После рождения сына З. написал на дощечке имя младенца: «Иоанн», после чего к нему вернулся дар речи. Исполнившись Св. Духа, З. восславил Господа, а затем, ссылаясь на ветхозаветные обетования, предсказал предназначение Иоанна (Лк 1:5–25,57–80).
ЗАХАРИЯ (воспомянутый Господом):
а) 1 Пар. 5, 7 — один из вождей колена Рувимова.
б) 1 Пар. 9:21 — сын Мешелемии, один из привратников у дверей скинии собрания во времена Давида.
в) 1 Пар. 9:37 — один из сыновей Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне.
г), д) 1 Пар. 15:20, 24 — один из левитов и один из священников.
е) 1 Пар. 24:25 — левит, сын Ишшии, из рода Азиила, сына Каафы.
ж) 1 Пар. 26:11 — левит, сын Хосы, из рода Мерари.
з) 1 Пар. 27:21 — отец Идду, вождь полуколена Манассиина в Галааде, во времена Давида.
и) 2 Пар. 17:7 — один из князей, поставленных царём Иосафатом для наставления народа в законе Господнем.
к) 2 Пар. 20:14 — отец Иозиила, левит из потомков Асафовых.
л) 2 Пар. 21:2 — один из сыновей Иосафата, царя Иудейского.
м) 2 Пар. 24:20, 22 — сын Иодая, священника в царствование Иоаса, царя Иудейского.
н) 2 Пар. 26:5 — муж, живший в царствование Озии, царя Иудейского.
о) 2 Пар. 29:1 — отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии.
п) 2 Пар. 29:13 — один из сыновей Асафовых в царствование Езекии, помогавших в очищении храма Иерусалимского.
р) 2 Пар. 34:12 — один из прозорливцев во времена царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия.
с) 2 Пар. 35:8 — один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом всё, необходимое для великой жертвы пасхальной во времена царя Иосии.
т) Езд. 8:11 — глава сыновей Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона.
у) Езд. 8:3 — глава сыновей Пароша.
ф) Езд. 8:16 — один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы.
х) Езд. 10:26 — один из сыновей Елама.
ц) Неем. 11:4 — предок Афайи, один из сыновей Иудиных.
ч) Неем. 11:5 — предок Маасии, оставшийся жить в Иерусалиме.
ш) Неем. 11:12 — предок Адаии.
щ) Неем. 12:16 — священник, бывший главою поколения Иддо.
э) Ис. 8:2 — сын Варахиин, сопровождавший пророка Исаию к пророчице.
ю) Лук. 1:5 — отец Иоанна Крестителя, муж Елизаветы, человек, праведный пред Богом, священник из Авиевой чреды.
я) Зах. 1:1 — один из двенадцати меньших пророков, живших после Вавилонского плена.
Известные люди с именемЗахарияЗахария — хазарский каган, правивший в IX веке.Захария Вьенский (ум. 106) — священномученик, епископ Вьенский.Захария Митиленский (VI век) — христианский монофизитский деятель, богослов, историк.Захария Михайлович (ум. 1335) — новгородский посадникЗахария Саркаваг (1626—1699) — армянский историк.Захария Схоластик (ум. 560) — древнехристианский писатель.Захария Хризополитан (ум. ок. 1155) — экзегет Западной церкви.Захарий (папа римский) (в качестве папы 741—752)Захария זְכַרְיָהוּ ,זְכַרְיָה = Бог помнит, памятный, незабвенный у Бога; Ζαχαριας; Zacharias; Захарiа; L: Sacharia):
а) (4Цар 14:29; 4Цар 15:8, 4Цар 15:11) — сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;
б) (4Цар 18:2; 2Пар 29:1) — отец (предок) Ави (Авии) (см. пункт п ниже);
в) (1Пар 5:7) — аналог. Беера, а;
г) (1Пар 9:21; 1Пар 26:2, 1Пар 26:14) — аналог. Авда, б;
д) (1Пар 9:37) — аналог. Авдон, г (в 1Пар 8:31 назван Зехер);
е) (1Пар 15:18, 1Пар 15:20; 1Пар 16:5) — аналог. Азария, а;
ж) (1Пар 15:24) — аналог. Амасай, в;
з) (1Пар 24:25) — левит из рода Каафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;
и) (1Пар 26:11) — левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;
к) (1Пар 27:21) — отец (предок) Иддо;
л) (2Пар 17:7) — один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;
м) (2Пар 20:14) — отец (предок) Иозиила;
н) (2Пар 21:2) — один из братьев Иорама, царя иудейского, убитых им;
о) (2Пар 24:20; Мф 23:35; Лк 11:51) — священник, сын Иодая, первосвященник при царе иудейском Иоасе, побитый камнями по его приказу (в Мф 23:35 назван сыном Варахииным);
п) (2Пар 26:5) — мудрый и благочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте б или гг);
р) (2Пар 29:13) — аналог. Азария, р;
с) (2Пар 34:12) — один из левитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;
т) (2Пар 35:8) — один из начальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см. Иодай, о);
у) (Езд 5:1; Езд 6:14; Зах 1:1, Зах 1:7; Зах 7:1) — сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо, г), один из малых пророков, современник пророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1:1 и Зах 1:1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9:13 Греции (Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда в связи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;
ф) (Езд 7:4) — аналог. Авиуд, б (в 1Пар 6:6, 1Пар 6:51 назван Зерахия);
х) (Езд 8:3) — аналог. Евед, б;
ц) (Езд 8:11) — аналог. Евед, б;
ч) (Езд 8:16) — аналог. Ариэл (возможно, один из двух предыдущих);
ш) (Езд 10:26) — аналог. Авдий, г;
щ) (Неем 8:4) — один из глав народа или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;
э) (Неем 11:4) — аналог. Амария, ж;
ю) (Неем 11:5) — аналог. Адаия, ж;
я) (Неем 11:12) — аналог. Амций, б;
аа) (Неем 12:16) — аналог. Адна, в;
бб) (Неем 12:35) — аналог. Азариил, д;
вв) (Неем 12:41) — аналог. Езер, д (возможно, упомянутый в пункте аа);
гг) (Ис 8:2) — сын (потомок) Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт п выше);
дд) (Лк 1:5, Лк 1:12, Лк 1:18, Лк 1:21, Лк 1:59, Лк 1:67) — священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.
1) Четырнадцатый царь израильский, сын и наследник Иеровоама 2-го; после шестимесячного правления царством был убит Селлумом в 772 г. до Р.Хр. (4Цар 14:28, 4Цар 15:8).
2) Сын Варахин, один из двух верных свидетелей со стороны пророка Исайи (Ис 8:2).
3) Советник царя Озии; после его смерти царя стали постигать неудачи (2Пар 26:5). Может быть этот Захария, или предыдущий, является отцом Авии жены царя Ахаза, матери Езекии (4Цар 18:2, 2Пар 29:1).
4) Сын священника Иодая, бесстрашно обличал идолослужение во времена Иоаса; по повелению царя он был побит камнями во внутреннем дворе храма (2Пар 24:20, Лк 11:51);
5) Набожный левит, который вместе с другими поддержал царя Езекию (2Пар 29:13).
6) Пророк, сын Вархаиин и внук Адды (Зах 1:1); у Езд 5:1 назван сыном Адды. Возвратившись из Вавилона с Заровавелем, он, будучи еще молодым, начал пророчествовать (Зах 2:4), на втором году в восьмом месяце воцарения Дария Гистаспа, два месяца спустя после пророка Агея (520 г. до Р.Хр.). Вместе с Зоровавелем он ободрял и побуждал народ к возобновлению постройки храма. Их старание увенчалось успехом (Езд 6:14).
7) Священник из Авиевой чреды во времена Ирода. Ему явился в храме ангел и возвестил, что его престарелая жена Елисавета родит ему сына. Так как он не поверил слышанному от ангела, то сделался немым (Лк 1:5). Когда Елисавета родила сына, то они оба, как бы по согласию, дали ребенку одно и то же имя. После этого уста его разрешились и он прославил Бога (Лк 1:57).