Словарь Никифорова : заклинатели
Заклинатели (Ἐξορκισταῖ; Exorcistae; Заклинатели; L: Beschwörer): Деян.19.:13. – Упоминаемые здесь Заклинатели были скитающиеся иудеи, которые выдавали себя обладающими знанием и искусством повелевать нечистым духам и изгонять их. Суеверные обычаи изгонять злых духов издревле существовали у разных народов. Флавий свидетельствует, что искусство заклинать нечистых духов было в великой силе между его соотечественниками, которые употребляли для этого разные обаяния и чародейства, и искусство это производили от Соломона (Древн. к. 8. гл. 2. § 5). Но тогда как издревле у разных народов господствовали такие суеверные обычаи (сн. Втор.18:11–14. Ис.47:12), Господь наш Иисус Христос, пришедший разрушить царство диавола (1Ин.3:8), изгонял злых духов силою Духа Божия, и это было одним из очевиднейших свидетельств Божественного Его посольства (Мф.12:22–28, Мк.3:22–30), и, изгоняя сам духов, Он преподал потом и апостолам силу и власть изгонять их (Мф.10:8. Мк.3:15. Лк.9:1), обещав этот дар и всем верующим (Мк.16:17), и история показывает, что апостолы действительно изгоняли их (Мк.6:13. Лк.10:17. сн. Мф.17:16–21. Лк.10:49–50. Деян.5:16, 8:7, 19:12. и др.); и из практики древней христианской Церкви видно, что верующие изгоняли злых духов силой и действием молитв, именем Христовым и возложением рук на одержимых нечистыми духами; и дар этот, как чудодейственный дар Духа Божия, принадлежал не одному клиру или одному какому либо чину его, но и всякому верующему, ибо зависел не от воли человеческой, а от воли Божией. В Постановлениях апостольских пишется, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Св. Духа» (Кн. 8. гл. 1. 2. и 26). Тертуллиан пишет, что всякий истинно верующий христианин имеет такую власть над демонами (Apolog. с. 23). Ориген (Прот. Цельс) пишет, что и мирские люди изгоняют бесов молитвой и заклинанием (μόνη εὐχῆ καὶ ὁρκώσεσιν). Но с течением времени образовался особенный чин заклинателей с постоянной должностью заклинания (Соб. Лаод. пр. 26). Впрочем, заклинание совершались не над одними бесноватыми, но и над обращающимися к Церкви от язычества, и вообще над приготовляемыми к таинству Крещения, и здесь должность заклинания соединялась с наставлением оглашенных в вере (Кирил. Иерус. Поуч. предоглас. Поуч. оглас. XVI. и Поуч. Тайнов. 1). И потому заклинание, как дело церковное, требующее для себя и прав законных, и орудий чистых, имеет нужду в избрании достойных для совершения его лиц, в начальственном утверждении их и церковном освящении: и потому Собор Лаодикийский запрещает не освященным от епископа принимать на себя должность заклинания (Лаод. прав. 26). Ныне дело это совершается, по церковному чиноположению, самими пресвитерами. Сн. Опыт курса Церк. Зак. Ар. Иоан. вып. 1. стр. 444. Ветр. Пам. Хр. др. т. 1. 1829 г., стр. 206–210. Herz. IV. р. 290–292.