Царство мертвых, куда соберутся все люди после их смерти (Иов 30:23), изображается расположенным внутри земли (Чис 16:30 и дал., Иез 32:18), это страна тьмы и тени смертной (Иов 10:21) с жилищами (Притч 7:27) и воротами (Ис 38:10, Мф 16:18), земля молчания и забвения (Пс 93.17, Пс 87.13), где мертвые соединяются по коленам и племенам (Быт 37:35, Иез 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и тот вид, который имели на земле (1Цар 28:14, Иез 32:27), но где не существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный покой (Иов 3:13, Еккл 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его имени (Пс 6:6, Пс 29:10, Пс 87.11 и дал., Ис 38:18 и дал.), хотя Всемогущий и там присутствует (Пс 138:8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним (Иов 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов 3:13 и дал.). Саул и сыновья его встречаются там с Самуилом (1Цар 28:19). Из этого царства мертвых никто никогда не возвращается обратно (Иов 16:22), оно называется вечным домом человека (Еккл 12:5) и смерть называется вечным сном (Иер 51:39, Иер 51:57, сравни Ис 26:14). Все это однако не препятствовало поэтическому воображению рисовать сцены посреди умерших; так, напр., Исайя описывает, как цари в преисподней встают со своих престолов для того, чтобы с глумливым смехом встретить царя Вавилонского, вверженного в царство мертвых (Ис 14:9 и дал.).
С другой стороны в этот мрак преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых отдельных верующих о жизни после смерти, напр., Пс 72.23 и далее, торжественные слова Иова об «Искупителе (Иов 19:25 и дал.) и некоторые ясные пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Ис 25:8, Ис 26:19, Дан 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Дан 12:2) воскресение мертвых должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи; там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их. В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (Лк 16:23 и далее).
Кроме упомянутых слов, шеол и гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна — греческая форма еврейского слова гехенна или гехинном (см. Енномова долина). Слово это употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово встречается в Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых Евангелиях (Мф 5:22, Мф 5:29, Мф 5:30, Мф 18:9, Мф 10:28, Мф 23:15, Мф 23:33, Мк 9:43, Мк 9:45, Мк 9:47, Лк 12:5) и один раз у Иак 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна огненная», т.е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная» (Мф 13:42, Мф 13:50) — вечный огонь или «мука вечная» (Мф 25:41, Мф 25:46), «тьма внешняя» (Мф 22:13, Мф 25:30).
»Врата адовы» в Мф 16:18, т.е. власть и совет ада. Срав. «Ворота».