Словарь Нюстрема : агарь
Агарь [еврейское Хагар], египтянка, рабыня Сарры, возможно, одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она «стала притеснять» А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от которого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, которого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, который, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8–21). В Гал 4:22–31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры.
Агарь – (הָגָר – от גּוּר, может быть, значит бегство, странствование, временное пребыванье где-либо, (Быт.12:10, 19:9. Исх.6:4. Лев.17:12, 18:26, 19:34), отсюда = пришлая, странствующая, временно приютившаяся; Ἀγαρ; Agar; Агарь; Hagar): Быт.16:1, 3–4, 15–16, 21:9, 14–21, 25:12–16. Вар.3:28. Гал.4:25. – Служанка Сарры, египтянка. Ее бездетная и неплодная Сарра дала в жены Аврааму, чтобы иметь от него обещанное ему Богом потомство. Но Агарь стала после сего с презрением смотреть на госпожу свою, и потом, считая себя обижаемой от Сарры, бежала от дома их. Но ангел Господень, явившись ей на пути, повелел возвратиться и покориться госпоже своей, предсказав ей, что она родит сына Измаила и от него произойдете большое потомство. Агарь возвратилась, и Авраам рожденного от нее сына назвал Измаилом (Быт.16). После сама Сарра родила сына Исаака, и видя, что Измаил с презрением насмехался над ним, требовала от Авраама, чтобы Агарь с Измаилом удалены были, и по повелению Божию Агарь с сыном своим отпущены были Авраамом. Она отправилась с Измаилом по пути к Египту, но, заблудившись в пустыне Вирсавийской, и видя истаивающим от жажди сына своего, оставила его под одним кустом, и отошедши от него, чтобы не видеть его смерти, сидела и плакала. Здесь Ангел Божий явился ей и повелел ей взять сына, обещая произвести от него великий народ; и в это время Агарь увидела поблизости колодезь с живой водой; утоливши жажду свою, и наполнивши мех свой водой, они продолжали потом путь свой далее, и поселились в пустыне Фаран (Быт.21:1–21). Ап. Павел применяет историю Агари к показанию различия духа закона синайского и религии христианской. Как родившийся у Авраама от Агари сын, посредством естественного рождения, не был собственно его наследником, но рабом, и потому наследство дано ему единственно по милости: так от Синая как бы родившийся Богу народ есть народ Его только по внешности, по плоти, а не по духу, и потому он не наследник обетования. Не закон, а только Евангелие производит свободных чад и наследников. Посему как Агарь, по повелению Божию, должна была быть удалена из дома Авраамова: так и иудеи, которые хотят оставаться под игом закона, не могут участвовать в благословениях царства Мессии. Сн. Слов. Яцк. и Благ. 1 стр. 36. Zell 1. р. 543. Herz. V. р. 469–470.