Загрузка

Словарь Нюстрема : ангел господень

евр. малах Иегова, который выступает в некоторых местах Ветх. Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия (Ис 63:9), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам — русск перевод); Исх 33:14 и далее, «Мое Имя в Нем» (Исх 23:21). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал 3:1). Следовательно, Вечное Слово-Иисус, который явил Бога (Ин 1:18), в этом образе до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, приблизительно, в двух местах — Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Быт 21:17, Быт 31:11).

Так открылся этот Ангел Завета Агари (Быт 16:7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: «Ты Бог, видящий меня»; затем в Быт 21:17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари... «Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Быт 22:11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» и т.д. Этот Ангел также явился Иакову (Быт 31:11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею (Исх 3:2, Исх 3:6) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста... и сказал: «Я Бог отца твоего... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деян 7:30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае. Также срав. Нав 5:13 и далее о «Вожде воинства Господня»; Суд 2:1, Суд 13:3 и далее. В других местах слово «ангел Господень» обозначает сотворенные существа, напр., пророков (Агг 1:13), священников (Мал 2:7) или служебных ангелов (Лк 1:11), которые ополчаются вокруг боящихся Его (Пс 33:8) и поражают Его врагов (4Цар 19:35, Ис 37:36).
Слово Ангел господень найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
Ангельское создание, упоминаемое в Библии. Правильнее было бы перевести эти слова как «посланник Господа». В ВЗ ангел Господень, как личный посланник Бога, играет особую роль в критические моменты истории Израиля. В ВЗ упоминаются разные его деяния, объединенные общей целью: благодатным вмешательством Господа в историю Своего народа, иногда на индивидуальном, иногда — на общенациональном уровне. Ангел был для Израиля наставником и защитником (Исх 14:19), помогал в период блужданий по пустыне (Исх 23:20; Исх 33:2; Чис 20:16) или, напротив, выполнял функции разрушителя и губителя (2Цар 24:16), однако всегда его действия были направлены на сохранение святости завета Бога и Израиля. С Божьим посланником встречались и отдельные люди, такие как Агарь (Быт 16:7; Быт 21:17), Валаам (Чис 22:21-22) и слуга Авраама (Быт 24:7,40; смотрите также 1Цар 29:9; 2Цар 14:20; 2Цар 19:27; 3Цар 19:7; 4Цар 19:35; 1Пар 21:15; 2Пар 32:21).

В некоторых текстах практически невозможно отличить Ангела Господня от самого Господа (Быт 16:7-13; Быт 21:17; Быт 22:11-18; Быт 24:7,40; Быт 31:11-13; Быт 48:16; Исх 3:2-10; Суд 6:12-14; Суд 13:21-22).

Иногда ангел изображается как действующий от имени Господа, но при этом к нему обращаются как к Господу. Бог говорит: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20).

Однако Агарь (Быт 16:13), Иаков (Быт 32:30) и Моисей (Исх 33:11) видели Бога «лицом к лицу», если учесть, что они встречались с этим ангелом. Бог обещает, что Его присутствие будет среди Израильтян, и с ними путешествует ангел (Исх 23:23).

Вождь воинства Господня почитаем не меньше, чем Сам Бог (Нав 5:13-6:2).

Нам представляется, что этот ангел обладает всей полнотой власти и разделяет с Богом Его качества. Присутствие посланника Господня, в котором пребывает Божье имя (Исх 23:20), убеждает слушателя или читателя в том, что только Бог направляет все течение истории (Быт 16:7; Быт 31:11; Исх 3:2).
Словарь Никифорова :
(Быт 16:7) — есть одно из общих наименований в Ветхом Завете Второго Лица св. Троицы, имевшего воплотиться Сына Божия (Исх 23:20, Деян 7:38).