Апостол, апостолы (Ἀποστολος – от ἀποστέλλω – посылаю, посланник; Apostolus; Апостолъ; Apostel): Мф.10:2–4. Мк.3:14–19. Лк.6:13–16, 10:1, Деян.1:13–26, 9:15. Рим.1:1, 11:13. и пр. и пр. – Слово это, в обширном смысле, употребляется в Св. Писании о разных посланниках Божиих. Так, 1) сам Господь называется посланником Божиим (Евр.3:1), и Ангелом Завета (Мал.3:1); потому что он послан был от Отца (сн. Ис.48:16, 61:1. Мф.10:40. Ин.6:29, 40, 17:8, 20:21). 2) В особенности апостолами называются двенадцать избранных учеников Господа, которые Им Самим призвны и уполномочены были для проповедания Евангелия во вселенной и для распространения и утверждения Церкви Его на земле. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев брат Иакова Алф., иначе называемый Леввеем или Фадеем, и Иуда Искариотский (Мф.10:1–4. Мк.3:13–19. Лк.6:12–16). По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием избран и причислен был к апостолам Матфий (Деян.1:15–26). Впоследствии времени самим Господом призван и причислен к ним Савл или Павел, который по преимуществу был апостолом языков, и, по собственным словам его, более всех потрудился в деле благовестия (сн. Деян.9:3–20, 25–28, 13:2. Рим.11:13, 15:15–21. 1Кор.15:10. Гал.2:7–9 и др.). 3) Кроме 12-ти ап. и Павла называются апостолами 70 учеников, избранных Господом, по числу, может быть, 70-ти членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70-ти старейшин израильских (Числ.11), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Господа, и не во всей полноте облечены были той властью и силой, какою облечены были первые (Лк.10:1–20). Сн. о 70-ти ап. Четьи-Мин. 4 января. Арх. Сер. Полн. Мес. Вост. Т. 2. Замет. стр. 4–8. – 4) Называются в Св. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия. См. наприм. 2Кор.8:16–19, 22–24. Флп.2:25–30. Рим.16:7. 1Кор.12:28–29. – 5) Наконец, апостолами или равноапостольными называются в хр. Церкви еще некоторые лица, которых избрание и служениё приближало к служению апостольскому. Таковы, напр. равноапостольная Мария Магдалина (22 июля), св. равноапостольные цари Константин и Елена (21 мая), св. равноап. Нина, просветительница Грузии (14 янв), св. Мефодий и Кирилл, иначе Константин, епископы Моравские, просветители Славян (11 мая), св. равноапостольный В. Князь Владимир, просветивший Россию христианской верой (15 июля), и др. – О 12 апостолах в особенности заметим здесь, что все они избраны были из людей простых и необразованных, все были галилеяне, и занимались большей частью рыболовством, и призваны к своему служению непосредственно самим Господом. Сперва они призваны были порознь для последования за Христом, а потом – совокупно для апостольства. С этого времени они были неотлучными спутниками и свидетелями великих дел и учения Иисуса Христа, Его жизни, Его проповеди, Его чудес и благотворений, Его страданий и смерти, Его воскресения и вознесения. Хотя они были из людей простых, бедных, неученных и незнатных, не знакомых со школьной мудростью книжников; но они способны были к тому великому служению, к которому Господь призвал их. Они имели здравый рассудок, не зараженный сильными предрассудками и предубеждениями, и способны были к принятию истины. Простые и добрые сердца их не были также заражены грубыми пороками, и способны были к восприятию всего доброго. Чтобы соделать их достойными просветителями вселенной, Господь Сам воспитывал и приготовлял их к тому. Хотя некоторые из них пользовались особенной Его близостью и доверием, как например Петр, Иаков и Иоанн; но это не давало ни одному из них особенного какого-либо преимущества и первенства пред другими; все они были равны пред Ним (Мф.23:8–12). Обращение Его с ними было простое, натуральное, непринужденное, которое делало их всегда близкими и откровенными к Нему, и они постоянно с Ним обращались. Они сопровождали Его во время Его путешествий по городам иудейским для проповеди Евангелия (Лк.8:1). Они ходили вместе с Ним в Иерусалим на великие праздники. Они слушали Его учение и наставления к простому народу и Его беседы с учеными книжниками и фарисеями. Они следовали за Ним и в уединение. Постоянное обращение их с Господом и близкое отношение их к Нему давало им возможность и удобство не только видеть и знать все обстоятельства земной Его жизни, но открывать пред Ним и собственное свое сердце и лучше и правильнее видеть и познавать самих себя. Впрочем, при всех добрых своих качествах, и несмотря на постоянное обращение с Господом, они имели и свои слабости и недостатки, которые Господь терпеливо сносил и исправлял с мудрой постепенностью. Так, они многого не могли еще понимать в Его учении; об ином нельзя было прямо и говорить им (Ин.16:12, Лк.24:25–26). Снисходя их слабости, Господь употреблял для этого сравнения, притчи и иносказания (Ин.16:25, 29), которые, скрывая истину от недостойных и неспособных принимать ее, тем впечатлительнее действовали на добрые, простые и восприимчивые сердца, возбуждая в них любознательность и желание проникнуть в смысл их (Мф.13:10–18. cн. Мф.7:6). Высот истины христианства Он не вдруг и не прямо сообщал им, но мало-помалу, постепенно вводил в них. Так, о Своих страданиях, об искупительной смерти, о возрождении и пр. Он сначала говорил прикровенно (Ин.2:19, 21–22, 3:3, 5–6, 14–15) и уже после, когда приближалось время их, раскрывал яснее (Мф.16:21–23. Лк.18:31–34. Мк.8:32). Многому они могли научиться из общих бесед Его к народу; но многое раскрывал Он им одним, наедине (Мф.17:19–23, 20:17, 24:3. и др.). Великая нагорная беседа Его, по избрании апостолов, обнимала собой множество предметов, которые равно относились и к ним, так как и разные другия беседы Его (Лк.6:12–20. Мф.5, 6, 7). Особенным и ближайшим наставлением для них в деле их служения были наставления Господа, преподанные им по случаю посольства их с проповедью по городам иудейским. Вся великая беседа эта исключительно относилась к великому делу их служения благу и спасению человеков, и служения не в настоящем только приготовительном и местном, так сказать, их посольстве, но и в будущем – всемирном, не в Иудее только, но и среди народов языческих, ибо Он прямо говорил им, что их поведут к правителям и царям земным для свидетельства пред ними и пред язычниками. Наставляя их проходить это великое служение с полным бескорыстием и самоотвержением, с великой мудростью и с непорочностью и незлобием сердца, Он не скрыл от них и предстоящих им трудностей и скорбей и страданий, и укрепил силой чудотворений и особенным содействием и покровительством Промысла (Мф.9:35–38, и гл. Мф.10. Мк.6:7–13. Лк.9:1–6). Но воспитание и руководствование их в великом их служении продолжалось и после сего посольства во всю земную жизнь Господа. Тайны царствия Господь полнее и яснее раскрыл им уже по Своем воскресении, а иное предоставил будущему времени – действию Духа Святого, которого Он обещал послать им (Ин.14:16, 26, 15:25, 16:12–14. Лк.24:49. Деян.1:5, 8). Равн. обр. и в их характере и в нравственных качествах, во время земной жизни Христа проявлялись еще нередко слабость и недостатки. Так, хотя они имели уже от Господа разные духовные дарования, творили чудеса, но, по слабости веры, иногда не имели в этом успеха (Мф.17, 16–20), и Господь нередко обличал их в этом (Мф.16:8, 17:20). Они имели великую любовь к Господу, и готовы были положить и жизнь свою за Него; но когда наступило время страданий, они, по страху человеческому, все оставили Его. Любовь их к ближним также была несомненна; но иногда и здесь обнаруживалась слабость (Лк.9:54). Их самоотвержение простиралось до того, что они от всего отказались, все оставили для Христа; но иногда в них обнаруживалась еще привязанность к земному; они иногда состязались еще о земных преимуществах, домогались высших почестей в царстве Христовом (Мф.20, 20–28. Мк.9:34. Лк.22:24). Некоторые слабости и предубеждения оставались у них даже и после того, как они уже неоднократно слышали от Него о Его высшем духовном царстве. Так даже в самое последнее время земной Его жизни, пред самым Его вознесением, они все еще мечтали о земном (Деян.1:6–7). Но другое видим мы в них со времени сошествия на них Св. Духа в день Пятидесятницы (Деян.2). Облеченные силой свыше и исполненные дарами Духа, они совершенно изменились в душе своей и стали новыми людьми; и с этого-то собственно времени началось великое служение их благу и спасению человеков. С этого-то времени, получив высшее озарение, они стали возвещать учение о Боге самое возвышенное и совершенное, понятия о Мессии самые чистые и спасительные правила нравственности, бесконечно превышающие все нравоучения человеческие. С этого-то времени они совершенно изменились в нравствен. своих качествах: любовь их к Богу и ближним достигла в них самой высшей степени. Они с полным самоотвержевием идут теперь на все труды и опасности; ради славы Евангелия и спасения ближних, не щадят теперь никаких усилий и пожертвований, не щадят и самой жизни; простые галилеяне, они смело вступают теперь в состязания с учеными книжниками, и глубокомысленными философами, и красноречивыми ораторами, и силой простого слова своего посрамляя силу и премудрость мудрых века сего приобретают Христу многочисленных последователей, несмотря на все препятствия. Чистота и высота учения, непорочность и святость жизни, дары чудес и исцелений – вот орудия, которыми они побеждали вселенную, торжествуя над всеми врагами своими. Дар чудотворений обнаружился в них в многочисленных и разнообразных чудесах и знамениях. Они исцеляли больных, изгоняли злых духов, воскрешали мертвых; даже самая тень Петра, самые платки и полотенца Павла, производили исцеления (Деян.3, 5:12, 15–16, 9:38–42, 16:18, 25–26, 19:11–12 и др.). – Сначала проповедь их ограничивалась только Иерусалимом (Деян.2–6); но вскоре потом, когда, по смерти первомучен. Стефана (Деян.7), верующие должны были рассеяться по разным странам, стали образоваться многие христианские общества и вне Иерусалима. Так, вскоре образовалась Церковь в Самарии, и потом в Кесарии и Антиохии (Деян. 8, 10, 11). Вскоре потом христианство не ограничивалось уже пределами Иудеи и Палестины, но быстро стало распространяться и в Сирии, и в Аравии, и в Месопотамии, и в Малой Азии, и в Македонии, и в Греции, и в Риме, и в других странах (см. Деян.13 и далее). Согласно повелению Господа апостолы, действительно, проповедовали всюду и были свидетелями Его даже до последних земли (Мф.28:19. Лк.24:47. Деян.1:8. Мк.16:20). Св. ап. Павел о себе пишет, что он благовествованием своим наполнил все места от Иерусалима до Иллирика (Рим.15:19), и о прочих апостолах пишет: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим.10:18). Об апостольской деятельности их мы познаем из Деяний Ап.; но здесь только вначале упоминается о совокупной их деятельности в Иерусалиме, далее же преимущественно говорится о деятельности Петра и Павла, и частью Иоанна и Иакова, о прочих же апостолах мы узнаем уже из предания. Предание говорит, что ап. Андрей проповедовал Евангелие в Греции, в Скифии, и был в пределах нашего отечества; Филипп проповедовал в Скифии и Фригии; Фома – у парфян и персов; Варфоломей в Индии, Матвей – у ефиоплян; Симон Зилот – в Мавритании и других местах Африки; Иуда Иаковлев – в Месопотамии; Иаков Малый постоянно пребывал в Иерусалиме (Деян.12:17, 15:18, 21:18), Иаков старший, Зеведеев – в Иерусалиме и его окрестностях (сн. Деян.12:1–3); Матфий, причисленный к 12-ти апостолам, вместо Иуды, проповедовал в Иудее и Эфиопии. И все они запечатлели служение свое мученической смертью, кроме одного ап. и ев. Иоанна Богослова, который оставался в живых долее прочих апостолов, и скончался натуральной смертью; но и он разделял с другими страдания за Господа; и он был в заточении; и он сожигаем был, но не сожжен в горячем масле; и он принимал яд, но остался невредим от него (см. в Четьи-Минеи). – Таковы св. апостолы Христовы! Они имеют самое высокое значение для всех христиан. Они высоки и досточтимы для нас – а) и по их высокому призванию и великому служению в мире, б) и по их высоким духовным дарованиям и силам, которыми наделены были от Господа, в) и по их беспредельной любви, верности и преданности Господу до совершеннейшего самоотвержения, г) и по их величайшей любви к человечеству, по которой, для блага и спасения человеков, они отреклись от всех земных выгод и преимуществ, не щадя для них никаких трудов и пожертвований, ни самой даже жизни; д) и по их высоким другим нравственные качествам, в которых они представали миру образцы христианских добродетелей; е) и по их, наконец, святым и Боговдохновенным писаниям, которые служат главным источником спасительного учения веры и нравственности для всего Христианского мира и в которых они остаются для нас неумолкающими свидетелями Божественной истины (2Пет.1:12–19. Еф.2:20–22, 4:11–12. Откр.21:14). Сн. Митр. Филар. Ист. Новозав. Ц. Пер. 1. Дост. Лица, и 2-го Пер. В. 1. Дост. Лиц.; Библ. Слов. Михайл. 1869 г. Апостолы; Дни Богосл. Деб. ч. 2. 1840 г. стр. 53–109; Meth. Twerens. Lib. Hist. 1805 an. p. 113–130.; Воскр. Чт. 1840 г. № 12.; Zell. 1. p. 74–76.; Введ. в прав. бог. ахр. Макария 1847 г. стр. 336–362.