Словарь Нюстрема : арета
1. Имя нескольких арабских царей, называемых наватеями и считавшихся потомками Наваиофа, старшего сына Измаила (Быт 25:12-16; 1Пар 1:29).
Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, потомки Измаила населяли всю территорию от Евфрата до Красного моря, которую называли Наватеей. Их столица Села в новозаветные времена получила название Петра.
2. Арета из 2Мак 5:8, перед которым был обвинен священник Иасон; правил ок. 170 г. до Р.Х. Очевидно, наватеи дружески относились к маккавеям (1Мак 5:24-28; 1Мак 9:35).
Иосиф Флавий упоминает еще двух царей по имени Арета. Во время правления Ареты III, которого изначально звали Овод, наватеи расширили свои территории и овладели Дамаском (87-62 до Р.Х.).
3. В НЗ упоминается еще один Арета. Апостол Павел вынужден был бежать из Дамаска в корзине, которую спустили через бойницу в стене, потому что градоправитель царя Ареты приказал схватить его (2Кор 11:32-33).
Этот Арета — Эней, принявший титул Ареты IV и правивший с 9 г. до Р.Х. по 40 г. по Р.Х. Он нанес поражение Ироду Антипе, разрешив спор о границах и также отомстив ему. (Антипа развелся с дочерью Ареты, чтобы жениться на представительнице рода Ирода.).
Арета («добродетельный»), имя нескольких араб. царей Набатейского царства (→ Наваиоф), которые правили в Петре, прежней столице идумеев, находившейся юго-вост. Мертвого моря. А. IV (9 г. до Р.Х. — 40 г. по Р.Х.) был тестем Ирода Антипы. Когда Ирод отверг свою жену, дочь А., чтобы жениться на Иродиаде, жене своего брата (Мк 6:17), А. в 36 г. по Р.Х. нанес ему военное поражение. Римляне пришли на помощь Ироду, но их карат. экспедиция была прервана сообщением о смерти имп. Тиберия (Иосиф Флавий. Иуд древности. XVIII.5,1–3). В период правления имп. Калигулы А. на короткое время, между 36 и 40 гг. по Р.Х., получил власть над Дамаском. Павел упоминает областного правителя (наместника) А. в Дамаске (2Кор 11:32; ср. Деян 9:24); подчиненность Дамаска А. подтверждается и найденными монетами того времени.
Арета (Ἀρέτας, Areta, Арета, Ареѳа):