Словарь Нюстрема : астарта
Астарта, Астарты (мн. ч.):
1) в сочетании с Ваалом или Ваалами — общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; Суд 10:6; 1Цар 7 и след.; 1Цар 12:10; 1Цар 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в → Библия называет «божеством Сидонским» (3Цар 11:5,33) или презрительно — «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавилонско-ассирийская богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее — женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) — как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя — как звезда любви.
В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синодальном переводе — «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; Иер 44:17–19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. — об А.
В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города → Аштероф-Карнаим — «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:17; 3Цар 14:24; → Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);
2) [еврейское Ашера], богиня, имя которой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива → Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как «владычица моря». Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Таким образом, Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3 — мн. ч. — МТ: «служили Ашерам»; 3Цар 15 — МТ: «идол Ашеры»; 4Цар 24:4,6−7 — МТ везде: «Ашера»; 2Пар 33 — МТ: «сделал Ашеры»; Синод. пер.: «устроил дубравы»). В 3Цар 18 аряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синодальном переводе — «пророки дубравные»), которые содержались Иезавелью.
1 Еврейское слово келев, «пёс», означало также мужчину, занимающегося проституцией. — Прим. пер.
Астарта, (в еврейском тексте читается различно, и именно: а) עַשְׁתֹּרֶת – Asthoreth и עַשְׁתֶּרֶת Asthereth: Нав.24:36. 3Цар.11:5. 4Цар.23:13; б) עַשׁתָּרוֹת – Astharoth и עַשְׁתְּרוֹת Суд.2:13, 10:6. 1Цар.7:3–4, 12, 10:31, 10; в) אֲשֵרָה Aschera: 3Цар.15:13. 4Цар.21:7. 23:4.; г) אֲשֵרוֹת – Ascheroth: Суд.3:7. 2Пар.33:3; д) אֲשֵרִים Ascherim: 4Цар.17:10. 2Пар.33:19. Ис.17:8, 27:9. Иер.17:2; у LXX: Ἀστάρτη, Ἀστάρται, Ἀσταρώθ, Ἄλσος, Δένδρα; в Вульгате: Astarte, Astaroth, lucus, nemus, ligna. – Женское главное божество финикиян и сирийцев, почитаемое и филистимлянами и другими народами. Египтяне обожали ее под именем Астарату; вавилоняне – под именем Мелиты; ассирияне – под именем Иштар; у греков Астарте соответствует Афродита, или Венера. В земле Ханаанской почитание сего божества слишком распространено было еще до Моисея, и потому-то евреям строго предписывалось не вступать в союз с ханаанскими народами и истреблять их идолов, и жертвенники, и изваяния, и рощи, которые насаждались в честь их (Исх.34:12–16. Втор.7:2–6). Но, несмотря на все внушения, евреи, увлекаясь примером язычников, часто предавались этому идолослужению. Уже во времена Судей они служирли Ваалу и Астартам (Суд.2:13, 3:7, 10:6. сн. 1Цар.12:10). Пророк Самуил истреблял это идолослужение (1Цар.7:3–4). Но со времен Соломона, который сам служил этим идолам (3Цар.11:5, 33), до самых последних времен царства Иудейского, оно являлось в обоих царствах (4Цар.17:10, 21:3–7, 23:4, 13. Ис.17:8. 2Пар.33:3, 19). Во время Ахава и в царствование Манасии, в самом храме Иерусалимском был поставлен истукан Астарты, и были жертвенники Ваалу и другим божествам (4Цар.21:3–7). По смерти Иосии, который, подобно Асе (3Цар.15:13), старался об истреблении сего идолослужения (4Цар.23:13), оно снова, по-видимому, появилось под именем служения царице небесной (Иер.7:18, 44:17–19...). –В объяснении этимологии и значения слова «Астарта» толкователи не согласны. Иные, производя от еврейского אָשֵׁר – счастливый, дают ему значение счастья; другие от אָשַׁר или יָשַׁר = прямым быть, честным – значение прямоты и честности, подобно как у Греков Ὀρθία, Ὀρθώσια. Другие, объясняя то с санскритского, то с персидского, то с греческого, дают значение звезды, и в особенности Венеры. Еще иные, производя от עָשַׁר – соединенным быть, усвояют значение сожительницы, супруги, а другие от עָשַׁר – быть богатым, изобиловать, дают значение умножения, прибавления, плодородия, изобилия. Под именем Астарты поклонники ее почитали Луну. Так как Ваал, который часто в Библии поставляется вместе с Астартой, почитаем был за символ божества солнца, как царя неба; так и под именем Астарты почитали луну, усвояя ей название царицы небесной (4Цар.23:4–7. сн. Иер.7:18, 44:17–19...). Лукиан прямо принимаете ее за луну и свидетельствует о великолепнейшем храме ее в Финикии в Сидоне (de Dea Syra § 4). Геродот описываете знаменитый храм ее в Аскалоне (Herod. 1, .105. сн. 1Цар.31:10). Множественное «Астарты» указывает на различные изображения и различных искусственных идолов этой богини. Как множество было Ваалов, так много идолов и изображений и Астарты (Суд.2:11, 13, 3:7, 10:6). Как богиня луны, она изображалась с серпом луны на голове, или лучами или рогами, отсюда рогатая Астарта (сн. Быт.14:5. 1Макк.5:43). В филистимских городах – Иоппии, Аскалоне, Азоте, изображалась в виде женщины с хвостом рыбы вместо ног, в соответствии мужскому филистимскому божеству Дагона. У вавилонян соответствующее финикийской Астарте женское божество известно под именем Мелитты или Мени – богини любви и плодородия (Ис.65:11), у греков – Афродиты или Венеры, у ассириян – Нанеи или Дианы (2Макк.1:13–15). Как богиня луны и как царица неба она почиталась богиней любви, счастья, войны, охоты, плодородия, и пр. – Что касается до слов Ашера, Ашерот, Ашерим, то они правильно переводятся у LXX ἄλσος, в Вульг. lucus, nemus, в слав. Дубравы, у Лют. Haïn. (Исх.34:13. Втор:7:5, 12:3, 16:21. Суд.3:7, 6:25–26, 28:30. 30. 3Цар.14:15, 23, 15:13, 18:19. 4Цар.13:6, 17:10, 16, 18:4, 21:3, 7, 23:4, 6–7, 15. 2Пар.14:3, 15:16, 17:6, 19:3, 24:18, 31:1, 33:19, 34:3–4. 7. Ис.17:8. Иер.17:2. Мих.б:13–14). Такой перевод показывает, что богиню эту чтили в лесах, деревьях и деревянных столбах. Из многих из указанных мест видно, что Ашеры или Астарты были идолы – из дерева, искусственно обделывались и украшались листьями и ветвями, были переделываемы и сжигались. Рощи, дубравы, леса и деревья, посвящаемые этой богине, давали видеть в ней богиню плодородия, и они часто поставляются вместо самой Астарты, нередко соединяясь со словами: Ваал, Ваалы (напр. Суд.3:7, 2:18. 4Цар.21:7, 23:4, 6, 7 и др.). Отсюда в русском переводе слова «Ашера, Ашерот, Ашерим», согласно с греческим переводом, то заменяются словами: Астарта, Астарты (Суд.3:7. 3Цар.15:13, 4Цар.21:7. 23:4–6. 7), то: роща и рощи (Втор.7:5, 12:3, 16:21. Исх.34:13 и др.), то: дубравы (2Пар.33:3. 3Цар.16:33, 18:19. 4Цар.13:6, 18:4), то: священное дерево или просто дерево (Суд.6:25, 26–28, 30), то: статуи, кумиры, изображения Астарты (Ис.17:8. 4Цар.17:10. 2Цар.23:19), и все эти выражения означают одну и ту же богиню. – В чем, собственно, состояло служение этой богине, и какие при этом наблюдались обряды, из Св. Писания не видно. Говорится, впрочем, о жертвах, курениях, возлияниях в честь ее (Иер.44:17–19, 25); говорится о пророках и жрецах идольских, о блудниках, блудницах и домах блудничных (4Цар.28:4–7. Сн. Иез.23:42–44). Св. Писание называет Астарту мерзостью Сидонской (4Цар.23:13), и самый истукан ее מִפְלֶצֶת (3Цар.15:13. 2Пар.15:16), с еврейского означающий ужас, страшилище, может быть, выражает что-нибудь гнусное и постыдное, так как и действительно некоторые так свидетельствуют об этом. Сн. Vulg. на указанные места, Герод. 1, 144. Schleusn: σύνοδος. Fürst 1. p. 771. Как бы то ни было, но из Св. Писания видно, что служение Астарте соединялось и с безнравственными действиями. Сн. 4Цар.23:6–7. Ис.57:7–-8. Ос.4:13–14 и др. Сн. Евсев. Ж. Конст. 111, 55. Ges. р. 805. Für. 2, р. 195, Ackerm, Arch. § 396. p. 458–459. Herz. 1. p. 565–566. Zell, 1. p. 102–103. Keil и Del. на Суд. p. 214. Слов. Верх. 1. стр. 157–159.