Загрузка

Словарь Нюстрема : едем

евр. Ган-Эден. Едем, т.е. приятность. Место на Востоке, где Бог насадил сад, который отдал Адаму для жительства (Быт 2:8). Из Едема вытекала река, которая орошала сад и, выходя из него, разделялась на 4 реки: Фисон, которая «обтекала всю землю Хавила»; Тихон, которая «обтекает всю землю Куш»; Хиддекель или Тигр (Дан 10:4) и Евфрат (Быт 2:10 и дал.). В этом саду Бог поселил Адама (Быт 2:8, Быт 2:15), чтобы «возделывать его и хранить его». «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла». Но когда люди согрешили, съев запретный плод, Бог изгнал их из Едемского сада «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». О местоположении этого сада делали много предположений, но напрасно стремятся в точности установить действительное его положение; из четырех упомянутых рек известны только две — Тигр и Евфрат, две другие, Фисон и Тихон, трудно определить. Так как Тихон протекает через Куш (это название в других местах тождественно с именем Ефиопия), то и думали, что Тихон есть река Нил. Страна Хавила, которая орошалась Фисоном, согласно другим толкователям, должна находиться вблизи Персии или Индии, — поэтому полагали, что Фисон-река Ганг. По этим приметам Едем искали около Персидского залива. Так думали Иосиф Флавий и отцы церкви. Другие же предполагали, что река Тихон — Араке, которая протекает в местности, называемой Куш, у Каспийского моря; Фисоном же считали ту реку, которая турками называется Фаш и древним известна под именем Фасис, протекающую в стране золота Колхиде (Хавила), к востоку от Черного моря. Едем был бы тогда расположен в нынешней Армении. Вообще, полагают, что реки, которые раньше были соединены друг с другом, впоследствии, благодаря сильным изменениям земной поверхности, частью разделились, частью совсем исчезли и передали свои названия новым рекам в других странах.

Из первоначального описания Едемского сада или рая, позднейшие авторы Библии брали много символов и образов. см., напр., Быт 13:10, Ис 51:3, Иоиль 2:3, где Едем, или сад Господень изображается, как символ приятного и покойного. Про Тирского царя сказано, что он жил в Едеме, Божьем саду (Иез 28:13). Ассирия и другие великие державы называются у Иез 31:8 и дал. деревами Едемскими, и в 16 стихе этой главы мы видим фараона, которого Бог низвел в преисподнюю присоедененного к этим «деревьям». Окончательная слава востановления рисуется теми же красками, что и Едемский сад (Иез 36:35).
Слово Едем найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Едем [еврейское Эдем], местность, в которой Бог насадил сад (Быт 2:8). Это означает, что сад занимал не весь Е., а лишь огранич. часть его тер. Название «Е.» ассоциировалось у древних евреев с созвучным словом, означающим наслаждение («сад удовольствий»); однако многие соврем. исследователи не склонны считать Е. именем собств., рассматривая его как имя нарицат., заимствов. непосредственно из шумер. языка (эдин — «равнина», «степь») или через посредство аккад. (эдину); это означало бы, что речь идет о некой равнинной местности. Сам сад также назван Е. (в Синодальном переводе — «сад Едемский» — Быт 2:15; Быт 3 и след.; Иез 36:35; Иоиль 2:3), или «садом Божиим» (Иез 28:13; Иез 31:9), или «садом Господа» (ган-Яхве, Ис 51:3). Септуагинта передает слово ган (сад) в Быт 2 и след. и слово «Е.» в Ис 51 как парадейсос — искаженное древнеперситское паиридаеза. Это слово означает «парк», или «увеселительный сад» и соответствует русскому слову → рай.

Словарь собственных имен :

Едем (עֵדֶן – приятность, миловидность, сладость, услаждение; Ἑδέμ, τρυφή; Paradisus voluptatis, deliciae paradisi, hortus voluptatis; Едемъ, рай сладости, рай; L: Eden, Garten Gottes, Lustgarten): Быт.2:8, 15, 3:23–24, 4:16. Ис.51:3. Иез.28:13, 31:9, 16, 18, 36, 35. Иоиль.2:3. – Страна в Азии, где находился рай – блаженное жилище первых человеков, насажденный самим Богом и изобиловавший всякого рода плодовитыми деревьями. Название свое имеет от приятности местоположения. Но положение ее в настоящее время с точностью определить невозможно. Определяя ее положение, Бытописатель упоминает о 4-х реках, которые орошали сад эдемский; они суть: Фисон, Гихон (Геон), Хиддекель (Тигр), и Евфрат (Быт.2:10–14). Последние две известны, а первые составляют предмет самых разноречивых догадок и предположений. Не находя соответствующих им рек на земле, иные переносили рай на небо, в высшие страны воздуха, другие давали ему мистическое и аллегорическое значение; третьи, принимая слова Писания о положении его в буквальном историческом смысле, далеко расходятся между собой при своем желании и усилиях с большей точностью определить положение его. Так, иные полагали его в Африке – в Эфиопии и Абиссинии; другие – в разных местах западной Европы; иные – в Армении и на Кавказе; другие – в Сирии и Палестине; иные – в Месопотамии и Вавилоне; другие – в Индии, то в долине Гималаев, то на острове Цейлоне; иные – в Китае и даже в Америке, находя основание для себя то в соединении и расположении рек, то в сходстве названий разных местностей, то в характере и произведениях земель. Но все это одни догадки и предположения. Еще иные весь континент Азии, Африки и Европы соединяли в одно для означения местности рая эдемского, признавая четыре реки рая в Тигре, Евфрате, Ниле и Инде, и землю Хавила находя и в Африке, и в Европе, и в Азии (Сн. Флав. Древ. 1. 1, 3) – мнение лишенное всякого правдоподобия. Из новейших, имея в виду Тигр и Евфрат, многие полагают, что Едем и сад Едемский находился при слиянии этих рек в одну реку – Шат Эль-Араб, которая, приближаясь к Персидскому заливу, раздвояется на два русла и впадает в море двумя отдельными устьями, восточное русло ее принимая за Гихон, а западное – за Фисон, и землю Хавила полагая в северо-восточной части Аравии, а землю Куш – в Сузиане или Хузистане. Но и это одна догадка. Два устья Шат Эль-Араба слишком незначительны, чтобы принимать их за реки Гихон и Фисон, и существовали ли еще они в первобытное время, неизвестно. Равным образом землю Куш нельзя полагать в Сузиане, именем которой она никогда в Св. Писании не называется, и Хавила нельзя полагать в Аравии (Быт.10:7, 29, 15:18. 1Пар.1:9. 1Цар.15:7); от последней в евр. тексте первая отделяется определенным членом, и последняя не производит тех продуктов, какие усвояются первой (Быт.2:11–12). По сличении всех указанных мнений остается верным только то, что земля эдемская и рай находились в странах, лежащих близ Тигра и Евфрата. Библ. Ист. Филар. Пер. 1: Местопр. первоб. Цер. Библ. Слов. Верх. Т. 1, стр. 614–616. Herz. XX. р. 332... Zell. 1. р. 256–257. Сн. Хавила.

Толковый словарь Даля :
ЕДЕМ, (эдем) м. земной рай праотцев наших, до грехопадения Адама. Едемский, к едему относящийся.
Словарь Вихлицкого :
(Приятность) (Быт 2:8, Быт 2:10, Быт 2:15; Быт 3:23, Быт 3:24; Иез 28:13; Иез 31:9, Иез 31:16, Иез 31:18; Иез 36:35; Иоиль 2:3) — место на востоке, в котором находился райский сад и из которого вытекала река, разделяющаяся на четыре для орошения рая.
Словарь Никифорова :
(Приятность, сладость; Быт 2:8) — страна в Азии, в которой был насажден самим Богом Едемский сад (Рай — παραδεισος) для жительства первых человеков и которая находилась на Востоке. Означенное слово вообще употребляется также и для означения всякой местности, замечательной по своей красоте и плодородию. Положение Едемского сада в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на оное свящ. бытописатель упоминает о реке, вытекавшей из Едема для орошения Рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хиддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2:10-14). Последние две реки известны, а первые составляют предмет самых разноречивых догадок и предположений. Не находя соответствующих им рек на земле, иные переносили Едем на небо, другие давали ему аллегорическое значение; некоторые полагали Едем то в Африке (Ефиопии и Абиссинии), то в Армении и на Кавказе, то в Сирии и Палестине, то в Месопотамии и Вавилоне, и искали его даже в Индии в долинах Гималая и на о-ве Цейлоне. Но все это одни догадки и предположения; остается верным только то, что страна Едемская и Рай находились в местности лежащей близ рек Тигра и Евфрата. У различных народов, даже историков, хранилось и хранится много различных преданий об Едеме и блаженстве людей наслаждавшихся в нем. «Вскоре после сотворения человека, воспевает Гезиод, начался золотой век, бесценный дар бессмертных, признававших Крона своим владыкою. Человеческий род вел тогда жизнь богов, свободную от мучительных забот, чуждую труда и печалей. Старость была незнакома людям, болезненные явления также. Когда наступал смертный час, то смерть принимала на себя успокоительный вид сна, и никаких ужасов в минуты разлучения души с телом не существовало. Люди наслаждались полным блаженством; плоды земные произрастали в обилии и в самых разнообразных видах. Царствовал всеобщий мир и его постоянными спутниками были счастье и наслаждение.» Человеческий род всегда имел некоторое смутное представление о том счастии, которого он лишился через грех своего прародителя Адама, всегда хранил в своей душе некоторое стремление к возврату этого первобытного блаженства; но не уготовляется ли всем верующим во Христа и добродеющим высший, особенный Едем, много превосходящий тот, который процветал некогда на Востоке? Не имеют ли все они наследовать в будущей жизни наследие нетленное, непорочное, во веки не отпадающее!