Загрузка

Словарь Нюстрема : галатия

Область в Малой Азии, граничащая на севере с Пафлагонией и Вифинией, на востоке с Понтом и Каппадокией, на юге с Каппадокией и Фригией, на западе с Фригией и Вифинией. Она получила свое название от Галлов, — народа кельтского племени, которые в 389 г. до Р. Хр. сожгли Рим, 100 лет спустя они вышли из своих селений (на левом берегу реки Рейна) и проникли вдоль Дуная во Фракию и Грецию, произведя там ужасное опустошение. Около 280 года до Р. Хр. они вторглись в Малую Азию, где, смешались с коренными обитателями, получили название галатов или галлогреков. Они пользовались самостоятельностью до 26 г. до Р. Хр, после чего Галатия сделалась римской провинцией. Главными городами были Анкира, Тавиум и Песинус. Свой прежний кельтский язык они сохранили до времен Иеронима, хотя греческий язык был также в употреблении между ними. По отзывам современников, это были храбрые, вспыльчивые, но непостоянные люди. (Срав. Гал 4:15, Гал 5:7). После покорения римлянами они более и более стали предаваться мирному труду и сделали свою страну одною из самых цветущих. Евангелие Христово проповедывалось среди них Павлом около 51-52 г. по Р. Хр., незадолго до его первого путешествия в Европу (Деян 16:6). Он посетил их вторично (Деян 18:23) и позднее послал к ним Крискента (2Тим 4:10). Срав. также 1Кор 16:1, 1Пет 1:1.
Слово Галатия найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Галатия

I. ОБЛАСТЬ

Плоскогорье в Малой Азии, тянущееся по обе стороны от реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), в эпоху НЗ населенное кельтскими племенами — галатами, обосновавшимися здесь в III в. до Р. Х. По одной из версий, сюда было направлено → Послание к Галатам. Важнейшие галатийские города — Пессинунт — на западе, Анкира (совр. Анкара) — в центре и Тавий — на востоке области.

II. РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Галатия (с 25 г. до Р. Х.) включала, помимо собств. Галатии, Ликаонию, Писидию и Фригию. Здесь Павел проповедовал во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:14, 14:24, 16:1–5).

Словарь собственных имен :

Галатия, Галатийский, Галаты (Γαλάτια, Γαλατικός, Γαλάται; Galatia, Galaticus, Galatae; Галатія, Галатійский, Галате): Деян.16:6, 18:23. 1Макк.8:2. 2Макк.8:20. 1Пет.1:1. 1Кор.16:1. Гал.1:2, 3:1. 2Тим.4:20. – Небольшая, гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. В древности была частью Фригии и других смежных областей. Название получила от галатов – воинственных племен гальского или кельтического происхождения, которые, вместе с кельтами, странствуя по разным землям в 3-м веке до Р. Хр. вторглись во Фракию, и отсюда чрез Македонию и Грецию пробрались в Малую Азию, и после многих кровопролитных сражений заняли небольшую область во Фригии, и здесь образовали небольшое государство, дав стране свое имя. Сделавшись оседлыми и смешавшись здесь с греками, они стали усваивать себе греческую образованность, говорили греческим языком. с примесью своих TOC \o «1–5» \h \z племенных выражений, и, следуя большей частью религии и обычаям азиатских греков, сохраняли простоту и грубость нравов, свойственною варварам. Занимались преимущественно войной и земледелием; разделялись на округи и управлялись тетрархами, судьями и воеводами. Из городов их замечательны были: Анкира, Тавия и Пессинунт. Но в 183-м году до Р. Хр. Галатия покорена была римлянами (1Макк.8:1–2) и в 26-м году по Р. Хр. обращена в римскую провинцию (Сн. о галатах Всем. Ист. Шлосс. Т. 1. 1868 г. стр. 469–473). Так как в Галатии и греки имели свою колонию, то она иначе называлась Галло-Грецией. Были здесь и другие колонии, и много было иудеев (Древн. Флав. К. 16. гл. 6. § 2). Когда ап. Павел во время второго апостольского своего путешествия в первый раз прибыл сюда с проповедью Евангелия, галаты слушали его, как ангела Божия, или как самого Христа (Деян.16:6. Гал.4:12–15). В третье свое путешествие апостол в другой раз был в Галатии, утверждая в вере учеников своих (Деян.18:23), и Церковь Галатийская была благоустроена (1Кор.16:1). Проповедовал там Евангелие и ап. Петр, как можно видеть из его послания (1Пет.1:1). Учил здесь и Кресцент, ученик и спутник ап. Павла (2Тим.4:10). Но разноплеменность обитателей Галатии и привязанность иудействующих христиан к обрядовому закону Моисееву были причиною того, что Галатийская Церковь, вскоре после вторичного посещения ее апостолом, возмущена была ложным учением христиан иудействующих, которые, по привязанности своей к древним обрядам, старались возложить это иго и на христиан из язычников (Гал.4:17, 5:1...) и, чтобы успешнее достигнуть этого, старались унижать достоинство ап. Павла (Гал.1:2), утверждая, что он не самовидец И. Хр. и принял учение Евангельское чрез других апостолов, и что он не так учит, как первейшие апостолы, которые, проповедуя Евангелие, не отвергают и Ветхого завета. Многие из верующих увлечены были на их сторону (Гал.1:6, 3:1, 5:7–9). Этому немало благоприятствовало и то обстоятельство, что, прикрываясь именем обрезанных, надеялись избежать гонений за веру во Христа (Гал.6:12). Стали распространяться так. обр. между ними превратные понятия о Законе и вере Евангельской (Гал.1:6, 3:1); вкрались при этом и другие пророки (Гал.4:9–11, 5:13, 15, 25–26). По этому случаю написано было апостолом послание к галатам, в котором он защищает свое апостольское достоинство от клевет, обличат заблуждение касательно обрядового закона, объясняет сущность оправдания чрез веру во Христа, а не от дел Закона, и дает разные нравственные наставления (гл. Гал.5:6). Послание это писано в Ефесе, в 56-м году, собственной рукой апостола (Гал.6:11). Академ. Лекции Преосв. Митр. Исид. о послании к Галат. Иван. Руков. к чт. ап. посл. изд. 2. 1875 г. стр. 278 и д. Zell. 1. р. 406–407. Herz. IV. р. 637.

Словарь Вихлицкого :
(Деян 16:9; Деян 18:23; 1Пет 1:1; 1Кор 16:1; Гал 1:2; Гал 3:1; 2Тим 4:10) — провинция (область) Малой Азии, заселенная переселившимися сюда и смешавшимися с местным населением кельтами (галлами). Их племена в 389 г. до РХ напали на Рим и сожгли его, затем, 100 лет спустя проникли вдоль Дуная во Фракию и Грецию, произведя там страшное опустошение, и, наконец, пришли в Малую Азию, где и осели. В 26 г. по РХ их область была покорена римлянами и обрела более упорядоченную и даже процветающую жизнь. Ап. Павел проповедовал здесь Евангелие во время своих второго и третьего миссионерских путешествий.
Словарь Никифорова :
Или Восточная Галлия (Деян 16:6) — область в Малой Азии, лежавшая на в. от Фригии и получившая название Галатии от Галатов, воинственных племен галльского или кельтического происхождения, здесь живших, так как они около 280 года до Р.Х. переплыли Геллеспонт и водворились в Малой Азии. После непродолжительного сопротивления Галатия смирилась пред Римскими легионами и сделалась Римскою провинциею в 26 году по Р.Х. По причине смешанности Кельтов с Греками, составлявших ее население, она иногда называлась Галло-Грециею, 'гак как Галлы, Кельты, Галатяне суть только различные формы одного и того же наименования. Христианство в Галатии насаждено ап. Павлом, бывшим здесь однажды с Силою и Тимофеем (Деян 16:6) около 53 г. по Р.Х., и в другой раз спустя 4 г. или 5 лет по его возвращении из Коринфа (Деян 18:23). Галатийская церковь вскоре после вторичного посещения ее ап. Павлом возмущена была ложным учением иудействующих христиан, которые по своей привязанности к древним обрядам старались возложить это иго и на христиан из язычников (Гал 4:17, Гал 5:1), и чтобы успешнее достигнуть этого, старались унижать достоинство ап. Павла (Гал 1:11). Многие из верующих были увлечены на их сторону (Гал 1:6, Гал 3:1, Гал 5:1-9). Этому не мало способствовало и то обстоятельство, что, прикрываясь именем обрезанных, они надеялись избежать гонений за веру во Христа (Гал 6:12). Чрез это стали распространяться превратные понятия о законе и вере евангельской (Гал 1:6 Гал 3:1), вкрались при этом и другие пороки (Гал 4:9-11 Гал 5:13-15). В следствие-то сих обстоятельств ап. Павел и написал послание к Галатам в Ефесе в 56 году собственною своею рукою (Гал 6:11). В этом послании ап. Павел защищает свое апостольское служение от клеветы, делает очерк своей жизни по своем обращении, объясняет заблуждения касательно обрядового закона, объясняет сущность оправдания чрез веру во Христа, а не от дел закона, и преподает разные нравственные наставления (5 и 6). Послание состоит из 6-ти глав и занимает одиннадцатое место в ряду посланий апостольских. В нем между прочим с особенною силою говорится об искуплении рода человеческого крестными страданиями Господа Иисуса в следующих словах: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Ибо написано: проклят всяк висящий на древе» (Втор 21:23); равным образом и о воплощении Сына Божия: «Когда пришли полнота времени, Бог послал Сына своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтоб искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Втор 4:4-5).