Словарь Нюстрема : хлеб
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; Быт 14:18; Быт 21 и др.). В 2Цар 9 под «Х.» подразумевается еда в целом, так же как и в молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; Пс 103:15; Ис 30:20; Ис 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд 7:13; 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, которые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар 8:13; Ос 7:4); так, в Иер 37 упоминается «улица хлебопеков».
II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБАХ. выпекали, как правило, женщины (Быт 18:6; 1Цар 8:13; Иер 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно ( → Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исх 12:8,17; Исх 23:15; Исх 34:18; Втор 16 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30–50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Мф 14:19). кроме того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже.
III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБАПростейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. «печеная лепешка» в 3Цар 19:6), или в горячую золу (Ис 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, которые через некоторое время переворачивали (Лев 2:5; Лев 6:21; Ос 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБАВ Пс 103 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или «хлебом жизни, Который сходит с небес» (Ин 6:33,35,41,50,58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Таким образом, выражение «вкушать хлеб» (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Мф 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуемое (1Кор 10:16; 1Кор 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова «отпускай», «дели хлеб свой» выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Екк 11:1; Ис 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исх 16:8; Исх 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.
Дан Богом. Руфь 1:6. Мф 6:11.
Дан из земли. Иов 28:5. Ис 55:10.
Сделан из пшеницы. Исх 29:2. Пс 80:17.
Сделан из ячменя. Суд 7:13. Ин 6:9.
Сделан из бобов, чечевицы и т. д. Иез 4:9.
Сделан из манны. Чис 11:8.
Сделан из вымолоченных зерен. Ис 28:28.
Месился. Быт 18:6. Иер 7:18. Ос 7:4.
Для месива употребляли квашни. Исх 12:34.
Обыкновенно кислый. Лев 23:17. Мф 13:33.
Иногда пресный. Исх 12:18; 1Кор 5:8.
Имел форму хлеба. 1Цар 10:3, 1Цар 10:4. Мф 14:17.
Имел форму лепешки. 2Цар 6:19; 3Цар 17:13. Исх 29:33.
Имел форму опреснока. Исх 16:31, Исх 29:23.
Испекали на горячих угольях. Ис 44:19. Ин 21:9.
Испекали в печи. Лев 26:26. Ос 7:4−7.
Предмет торговли. Иер 37:21.
Обыкновенно называется простым. 1Цар 21:4.
Особенный называется священным. 1Цар 21:4, 1Цар 21:6.
Сытный и подкрепляющий. Пс 103:15.
Старый хлеб — сухой и заплеснелый. Иис. Нав 9:5, Нав 9:12.
Часто служит единственною пищею человека. Быт 3:19, Быт 39:6. Мф 6:11.
В древния времена главная пища. Быт 18:5, Быт 21:14, Быт 27:17. Суд 19:5.
Преломляли для еды. Мф 14:19.
Сохраняли в корзинах. Быт 40:16.
Продавался публично. Мф 14:15, Мф 15:33.
Во время скудости продавался весом. Лев 26:26. Иез 4:16.
Скудость хлеба — наказание. Пс 104:16. Ис 3:1. Иез 5:16.
Послушным обещано обилие хлеба. Лев 26:5.
Часто давали как подарок. 1Цар 25:18; 2Цар 16:2; 1Пар 12:40.
После похорон не ели хлеб. Иез 24:17−22.
Хлеб с водою пища заключенных. 3Цар 22:27.
Крохи хлеба падали под стол. Мф 15:27. Лк 16:21.
Начатки теста возношение Господу. Чис 15:19, Чис 15:20.
Приносили в жертву. Исх 29:2, Исх 29:23. Чис 28:2.
Хлеб предложения полагали на стол. Исх 25:30.
Множество народа чудесным образом накормлено Христом. Мф 14:19−21, Мф 15:34−37.
В переносном смысле о:
Христе. Ин 6:33−35. Смерти Христа. Мф 26:26; 1Кор 11:23−24. Общении святых. Деян 2:46; 1Кор 10:17. Отсутствие крайней бедности. Притч 12:9. Ис 3:7; 1Цар 2:36. Пс 36:25; (изобилие) — богатстве. Иез 16:49. Втор 8:9; утешении в тяжелой печали. Ис 30:20; — слезах печали. Пс 79:6; беззаконии. Притч 4:17, Притч 20:17; праздности. Притч 31:27.