Загрузка

Словарь Нюстрема : иоав

1) Сын Сераия (Царуи), «родоначальник долины плотников», местности в колене Вениамина (1Пар 4:14).

2) Сын Саруи, сестры Давида (2Цар 2:13; 2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Он первый поразил иевусеев, за что и был поставлен Давидом главою военачальников, кем и пробыл почти во все время царствования его (1Пар 11:6). Иоав был хорошим воином и начальником; иногда он давал полезные советы, как, напр., в решении вопроса относительно Авессалома (2Цар 14:1) или при исчислении народа (2Цар 24:3). Он отличался жестокостью и мстительностью, что видим из его предательского убийства Авенира и Амессея (2Цар 3:20); из его беспощадного поступка с Давидом (2Цар 3:39; 2Цар 19:5), из его убийства Авессалома (2Цар 18:14 и дал.) и, наконец, из его предательского заговора с Адонией (3Цар 1:15 и дал.), за все это, согласно завещанию Давида (3Цар 2:5 и дал.), он был умерщвлен по приказанию Соломона (3Цар 2:28 и дал.).
Слово Иоав найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Иоав (евр. «Господь — отец»):

1) сын Сераии и внук → Кеназа, «родоначальника долины плотников» (1Пар 4:13,14);

2) один из трех сыновей единокровной сестры Давида Саруии, брат Авессы и Асаила (2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Имя отца И., похороненного в Вифлееме (2Цар 2:32), неизвестно. Трое братьев были соратниками Давида, возможно, уже во время его бегства от Саула, хотя в этой связи прямо назван только Авесса (1Цар 26:6). И. оставался преданным своему дяде и царю на протяжении всей жизни. Но он, верный военачальник, не мог до конца осознать тот путь, которым шел помазанник Божий → Давид. И. действовал расчетливо, стремясь к собств. выгоде. Его благочестие — это благочестие доблестного воина; осознавая необходимость борьбы за Божий народ, он полагался в ней на собств. силы, но последнее слово оставлял за Богом (2Цар 10:12). И. мудро предостерегал Давида от исчисления народа, но царь не послушался его (2Цар 24:3; 1Пар 21:3,6). И. отомстил Авениру за смерть своего брата Асаила в сражении при Гаваоне (2Цар 2:12–23) и тем самым устранил возможного соперника (2Цар 3:22–39).

Убийство Авенира было довольно вероломным, т.к. произошло во время переговоров с ним, но Давид не был уверен в своих силах, чтобы судить И. своим цар. судом. И. отличился при взятии Иерусалима, после чего стал начальником войска, т.е. возглавил народное ополчение (2Цар 8:16; 1Пар 11:6). Вместе с Авессой он успешно воевал против арамеев (сирийцев) и аммонитян (2Цар 10:7–14; 1Пар 19:8–15), а также против эдомитян (2Цар 8:13,14; 3Цар 11:15,16; 1Пар 18:12,13; Пс 59:2). И. руководил осадой Раввы и овладел «водой города», подготовив тем самым окончат. завоевание города Давидом (2Цар 12:26–29). И. проявил готовность помочь своему царю и в убийстве Урии (2Цар 11:14–25). Он помог возвращению изгнанного Авессалома (2Цар 14), но не принял участия в восстании цар. сына.

В решающей битве И., невзирая на приказ Давида, убил Авессалома и, угрожая царю новым предательством, прервал его плач по сыну (2Цар 182Цар 19:9). В ответ на это Давид вместо И. назначил начальником войска Амессая. Но вскоре восстание Савея дало И. возможность, убив Амессая, занять свое прежнее место (2Цар 20:7–22). Давид ничего не предпринял против этого. Адония же, противившийся планируемой царем передаче трона Соломону, нашел у И. поддержку (3Цар 1:5,7). Помазание на царство Соломона послужило причиной заговора, в котором И. принял участие, однако и на этот раз он остался безнаказанным. Но в своем завещании Давид все же поручает Соломону совершить над И. правый суд за убийства Авенира и Амессая, на что у него самого не хватило сил (3Цар 2:5,6). С падением Адонии нашел свою погибель и И.: по приказу Соломона он был убит Ванеем (ср. Исх 21:14), который после этого занял его место (3Цар 2:35);

3) город в окрестностях Вифлеема, называемый Атрот-Бет-Иоав (1Пар 2:54, в Синодальном переводе — «венец дома Иоавова»). Возможно, под И. здесь подразумевается сын Сераии;

4) израильтянин, потомки которого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Езд 8:9; Неем 7:11).

Люди в Библии :

ИОАВ (Господь есть Отец):

а)  2 Цар. 2:18 — один из трёх племянников Давида и его военачальник, которого Давид высоко ценил за его советы.

б)  1 Пар. 4:14 — сын Сераии из сыновей Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников.

в)  Езд. 2:6; 8:9; Неем. 7:11 — предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным из прочих, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

Словарь собственных имен :

Иоав (יוֹאָב = Бог есть отец; Ἰωάβ, Ἰωβάβ, Ἰαάβ; V. и L: Ioab; Іѡа́въ):

Словарь Вихлицкого :
(Иегова Отец)

а) сын Саруи, сестры Давида (брат Авессы и Азаила — 1Пар 2:16), военачальник во время царствования Давида. В самом начале, видимо опасаясь соперничества, он коварно убил Авенира, который приходил в Хеврон и был тепло встречен Давидом (2Цар 3:20-34). Иоав объяснял это местью за убийство Азаила, своего брата. Давид в ответ не предпринял ничего, хотя горько оплакивал смерть Авенира. Напротив, выполняя свое обещание, он сделал Иоава старшим военачальником за то, что тот первым вошел в Иевус при его покорении (1Пар 11:6). Впоследствии Иоав разделался еще с одним своим соперником — Амессаем (своим двоюродным братом, сыном сестры Давида Авигеи), который замешкал в подавлении бунта Савея. Оставаясь верным Давиду всю свою жизнь, даже и в дни возмущения Авессалома, своего друга, примирению которого с отцом он способствовал (2Цар 14:1-23), Иоав в конце все же изменил Давиду, войдя в сговор с Адонией, сыном Давида, который домогался престола (3Цар 1:5, 3Цар 1:7). Перед смертью Давид поручил Соломону не отпустить седин Иоава мирно в преисподнюю (3Цар 2:6);

б) (1Пар 4:14) — сын (потомок) Сераии из колена Иудина, основатель долины плотников;

в) (Езд 2:6; Неем 7:11) — один из предков Пахав-Моава;

г) (Езд 8:9) — предок Овадии.
Словарь Никифорова :
(Господь есть Отец): 2Цар 2:18 — один из трех племянников Давида и его военачальник (1Пар 2:16, 1Пар 11:6). Иоав в первый раз упоминается в кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно в виду самозащиты, убил его, несмотря на то, что Асаил отличался быстротою своего бега. Слова Авенира к Асаилу: «отстань от, меня, чтобы я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» (2Цар 2:22) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды. Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом Израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и с одной стороны желая отметить за смерть Асаила, а с другой опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в Еврейском, — ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. «Смертью ли подлого умирать Авениру? восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников» (2Цар 3:33-34). Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимою верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1Пар 11:20, 2Цар 10:10). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3Цар 2:34) и поля, засеянные ячменем (2Цар 14:30). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1Пар 11:8), Давид объявил: «кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою» (1Пар 11:6). Первое большое сражение Израильтян под предводительством Иоава произошло с Аммонитянами и Сириянами (2Цар 10:6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3Цар 11:15-16). Затем он снова предводительствовал во время войны с Аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2Цар 11:1). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия Хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (2Цар 4), и когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численностью 4,000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелою сердце возмутителя (2Цар 18:14), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (2Цар 20:1). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая, возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. На дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (ст. 9, 10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (ст. 20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (2Цар 24:3) и хотя уступил, но его доводы были на столько сильны, что он не исчислял левитов и Вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1Пар 21:6). Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав впоследствии присоединился к Адонии и помогал ему вместе с свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3Цар 1:7, 3Цар 2:27). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (3Цар 2:6). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника — Иоава. Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ — умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (ср. Исх 21:14). «И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит свящ. писатель 3Цар 2:28-34 и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема. в пустыне Иудейской. 1Пар 4:14 — Иоав, сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся вероятно близ Иерусалима, упоминается и в Неем 11:35. Езд 2:6, Езд 8:9, Неем 7:11 — предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

Слово иоав в симфонии
В Библии слово "иоав" упоминается в 77 стихах.
Другие формы слова : иоав.

2Цар 2 : 13
Вышел и Иоав, сын Саруи, со слугами Давида, и встретились у Гаваонского пруда, и засели те на одной стороне пруда, а эти на другой стороне пруда.
2Цар 2 : 14
И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют пред нами. И сказал Иоав: пусть встанут.
2Цар 2 : 18
И были там три сына Саруи: Иоав, и Авесса, и Асаил. Асаил же был легок на ноги, как серна в поле.
2Цар 2 : 24
И преследовали Иоав и Авесса Авенира. Солнце уже зашло, когда они пришли к холму Амма, что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской.
2Цар 2 : 27
И сказал Иоав: жив Бог! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих.
2Цар 2 : 28
И затрубил Иоав трубою, и остановился весь народ, и не преследовали более Израильтян; сражение прекратилось.
2Цар 2 : 30
И возвратился Иоав от преследования Авенира и собрал весь народ, и недоставало из слуг Давидовых девятнадцати человек кроме Асаила.
2Цар 2 : 32
И взяли Асаила и похоронили его во гробе отца его, что в Вифлееме. Иоав же с людьми своими шел всю ночь и на рассвете прибыл в Хеврон.
2Цар 3 : 23
Когда Иоав и все войско, ходившее с ним, пришли, то Иоаву рассказали: приходил Авенир, сын Ниров, к царю, и тот отпустил его, и он ушел с миром.
2Цар 3 : 24
И пришел Иоав к царю и сказал: что ты сделал? Вот, приходил к тебе Авенир; зачем ты отпустил его, и он ушел?
2Цар 3 : 26
И вышел Иоав от Давида и послал гонцов вслед за Авениром; и возвратили они его от колодезя Сира, без ведома Давида.
2Цар 3 : 27
Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоавова.
2Цар 3 : 30
Иоав же и брат его Авесса убили Авенира за то, что он умертвил брата их Асаила в сражении у Гаваона.
2Цар 8 : 16
Иоав же, сын Саруи, был начальником войска; и Иосафат, сын Ахилуда, -- дееписателем;
2Цар 10 : 9
И увидел Иоав, что неприятельское войско было поставлено против него и спереди и сзади, и избрал воинов из всех отборных в Израиле, и выстроил их против Сирийцев;
2Цар 10 : 11
И сказал Иоав: если Сирийцы будут одолевать меня, ты поможешь мне; а если Аммонитяне тебя будут одолевать, я приду к тебе на помощь;
2Цар 10 : 13
И вступил Иоав в народ, который был у него, в сражение с Сирийцами, и они побежали от него.
2Цар 10 : 14
Аммонитяне же, увидев, что Сирийцы бегут, побежали от Авессы и ушли в город. И возвратился Иоав от Аммонитян и пришел в Иерусалим.
2Цар 11 : 6
И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.
2Цар 11 : 11
И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.