2) Сын Саруи, сестры Давида (2Цар 2:13; 2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Он первый поразил иевусеев, за что и был поставлен Давидом главою военачальников, кем и пробыл почти во все время царствования его (1Пар 11:6). Иоав был хорошим воином и начальником; иногда он давал полезные советы, как, напр., в решении вопроса относительно Авессалома (2Цар 14:1) или при исчислении народа (2Цар 24:3). Он отличался жестокостью и мстительностью, что видим из его предательского убийства Авенира и Амессея (2Цар 3:20); из его беспощадного поступка с Давидом (2Цар 3:39; 2Цар 19:5), из его убийства Авессалома (2Цар 18:14 и дал.) и, наконец, из его предательского заговора с Адонией (3Цар 1:15 и дал.), за все это, согласно завещанию Давида (3Цар 2:5 и дал.), он был умерщвлен по приказанию Соломона (3Цар 2:28 и дал.).
Словарь Нюстрема : иоав
2) Сын Саруи, сестры Давида (2Цар 2:13; 2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Он первый поразил иевусеев, за что и был поставлен Давидом главою военачальников, кем и пробыл почти во все время царствования его (1Пар 11:6). Иоав был хорошим воином и начальником; иногда он давал полезные советы, как, напр., в решении вопроса относительно Авессалома (2Цар 14:1) или при исчислении народа (2Цар 24:3). Он отличался жестокостью и мстительностью, что видим из его предательского убийства Авенира и Амессея (2Цар 3:20); из его беспощадного поступка с Давидом (2Цар 3:39; 2Цар 19:5), из его убийства Авессалома (2Цар 18:14 и дал.) и, наконец, из его предательского заговора с Адонией (3Цар 1:15 и дал.), за все это, согласно завещанию Давида (3Цар 2:5 и дал.), он был умерщвлен по приказанию Соломона (3Цар 2:28 и дал.).
Иоав (евр. «Господь — отец»):
1) сын Сераии и внук → Кеназа, «родоначальника долины плотников» (1Пар 4:13,14);
2) один из трех сыновей единокровной сестры Давида Саруии, брат Авессы и Асаила (2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Имя отца И., похороненного в Вифлееме (2Цар 2:32), неизвестно. Трое братьев были соратниками Давида, возможно, уже во время его бегства от Саула, хотя в этой связи прямо назван только Авесса (1Цар 26:6). И. оставался преданным своему дяде и царю на протяжении всей жизни. Но он, верный военачальник, не мог до конца осознать тот путь, которым шел помазанник Божий → Давид. И. действовал расчетливо, стремясь к собств. выгоде. Его благочестие — это благочестие доблестного воина; осознавая необходимость борьбы за Божий народ, он полагался в ней на собств. силы, но последнее слово оставлял за Богом (2Цар 10:12). И. мудро предостерегал Давида от исчисления народа, но царь не послушался его (2Цар 24:3; 1Пар 21:3,6). И. отомстил Авениру за смерть своего брата Асаила в сражении при Гаваоне (2Цар 2:12–23) и тем самым устранил возможного соперника (2Цар 3:22–39).
Убийство Авенира было довольно вероломным, т.к. произошло во время переговоров с ним, но Давид не был уверен в своих силах, чтобы судить И. своим цар. судом. И. отличился при взятии Иерусалима, после чего стал начальником войска, т.е. возглавил народное ополчение (2Цар 8:16; 1Пар 11:6). Вместе с Авессой он успешно воевал против арамеев (сирийцев) и аммонитян (2Цар 10:7–14; 1Пар 19:8–15), а также против эдомитян (2Цар 8:13,14; 3Цар 11:15,16; 1Пар 18:12,13; Пс 59:2). И. руководил осадой Раввы и овладел «водой города», подготовив тем самым окончат. завоевание города Давидом (2Цар 12:26–29). И. проявил готовность помочь своему царю и в убийстве Урии (2Цар 11:14–25). Он помог возвращению изгнанного Авессалома (2Цар 14), но не принял участия в восстании цар. сына.
В решающей битве И., невзирая на приказ Давида, убил Авессалома и, угрожая царю новым предательством, прервал его плач по сыну (2Цар 18 — 2Цар 19:9). В ответ на это Давид вместо И. назначил начальником войска Амессая. Но вскоре восстание Савея дало И. возможность, убив Амессая, занять свое прежнее место (2Цар 20:7–22). Давид ничего не предпринял против этого. Адония же, противившийся планируемой царем передаче трона Соломону, нашел у И. поддержку (3Цар 1:5,7). Помазание на царство Соломона послужило причиной заговора, в котором И. принял участие, однако и на этот раз он остался безнаказанным. Но в своем завещании Давид все же поручает Соломону совершить над И. правый суд за убийства Авенира и Амессая, на что у него самого не хватило сил (3Цар 2:5,6). С падением Адонии нашел свою погибель и И.: по приказу Соломона он был убит Ванеем (ср. Исх 21:14), который после этого занял его место (3Цар 2:35);
3) город в окрестностях Вифлеема, называемый Атрот-Бет-Иоав (1Пар 2:54, в Синодальном переводе — «венец дома Иоавова»). Возможно, под И. здесь подразумевается сын Сераии;
4) израильтянин, потомки которого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Езд 8:9; Неем 7:11).
ИОАВ (Господь есть Отец):
а) 2 Цар. 2:18 — один из трёх племянников Давида и его военачальник, которого Давид высоко ценил за его советы.
б) 1 Пар. 4:14 — сын Сераии из сыновей Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников.
в) Езд. 2:6; 8:9; Неем. 7:11 — предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным из прочих, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.
Иоав (יוֹאָב = Бог есть отец; Ἰωάβ, Ἰωβάβ, Ἰαάβ; V. и L: Ioab; Іѡа́въ):
а) сын Саруи, сестры Давида (брат Авессы и Азаила — 1Пар 2:16), военачальник во время царствования Давида. В самом начале, видимо опасаясь соперничества, он коварно убил Авенира, который приходил в Хеврон и был тепло встречен Давидом (2Цар 3:20-34). Иоав объяснял это местью за убийство Азаила, своего брата. Давид в ответ не предпринял ничего, хотя горько оплакивал смерть Авенира. Напротив, выполняя свое обещание, он сделал Иоава старшим военачальником за то, что тот первым вошел в Иевус при его покорении (1Пар 11:6). Впоследствии Иоав разделался еще с одним своим соперником — Амессаем (своим двоюродным братом, сыном сестры Давида Авигеи), который замешкал в подавлении бунта Савея. Оставаясь верным Давиду всю свою жизнь, даже и в дни возмущения Авессалома, своего друга, примирению которого с отцом он способствовал (2Цар 14:1-23), Иоав в конце все же изменил Давиду, войдя в сговор с Адонией, сыном Давида, который домогался престола (3Цар 1:5, 3Цар 1:7). Перед смертью Давид поручил Соломону не отпустить седин Иоава мирно в преисподнюю (3Цар 2:6);
б) (1Пар 4:14) — сын (потомок) Сераии из колена Иудина, основатель долины плотников;
в) (Езд 2:6; Неем 7:11) — один из предков Пахав-Моава;
г) (Езд 8:9) — предок Овадии.