Загрузка

Словарь Нюстрема : итурея

Область на северо-восточной границе Палестины, названа по имени Иетура, сына Измаила (Быт 25:15). Срав. 1Пар 5:19. Народ этой страны был дик и склонен к грабежу. Ирод Великий дал сыну, своему Филиппу эту Итурею в наследство (Лк 3:1). Думают, что теперь это область Djedur (Дедяр) к юго-востоку от Ермона.
Слово Итурея найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Название И. связывают с именем Иетура, сына Измаила (Быт 25:15). В 1Пар 5 Иетуром названы его потомки, от этого слова в эллинистич. период произошло название «И.» (Лк 3:1). Греч. историк и географ Страбон описывает дикие племена итурейцев, разбойничавших в горах Антиливана. Главным городом итурейцев была Халкида в долине Бекаа. Во времена, предшествовавшие воцарению Ирода Великого, они образовали Итурейское царство (сев. Палестины), включающее также Трахонитскую область, Ватанею и Авран, которые позднее вошли в состав владений четвертовластника → Филиппа. В 24 г. до Р.Х. Август отнял эти области у покоренного Римом итурейского царя и подарил их Ироду. При разделе царства Ирода Великого они отошли к Филиппу. В Лк 3 Филипп именуется четвертовластником в И. и Трахонитской области. Эти названия можно перевести с греч. и как «Трахонитская Итурея». Можно также предположить, что Лука назвал только часть тер., находившейся под властью Филиппа. Во всяком случае, это свидетельствует о том, что евангелист был хорошо осведомлен о политич. событиях того времени.

Словарь собственных имен :

Итурея (Ἰτουραία, Ituraea, Iтуреа): Лк.3:1. – Итурея – одна из пяти провинций, на которые около времен И. Христа разделялся древний Васан. Название Итуреи происходит от Иетура, сына Измаила, коего потомки, здесь обитавшие, впоследствии времени покорены были потомками Рувима, Гада и Манассии, которые и заняли их земли от Вассана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона (Быт.25:15. 1Пар.1:31, 5:19–23). Впрочем, измаильтяне не были совершенно истреблены здесь. Впоследствии, около ста лет до Р. Хр., вел войну с ними Аристовул, старший сын Гиркана, царь Иудейский; покорив их, он заставил их принять обрезание и закон иудейский, если хотят оставаться в земле своей. Вследствие этого многие из них переселились в скалистые горы и ущелья Ермона (Древн. ХIII. 11, 3). У классиков Итурея причисляется к Келесирии, и изображается как гористая земля со многими оврагами и пещерами, дикие жители которой жили грабительством, впрочем, почитались и искусными стрельцами (Herz. VII. р. 116–117). Со времен Помпея она подпала под власть римлян. Август подарил ее вместе с Трахонитидою и другими некоторыми областями Ироду, который пред смертью своею завещал ее младшему своему сыну Филиппу (Древн. кн. XV. 10, 1 и кн. XVII. 8, 1 и 11, 4), известному в Св. Писании под именем тетрарха Итуреи и Трахонитской области (Лк.3:1). Итурея лежала по ту сторону Иордана на север от Васана, вдоль подошвы Ермона, между Тивериадой и Дамаском. С востока к ней прилегает Трахонитида, с юга – Гавланитида, с северо-запада – Ермон, и с севера Дамаск. Ныне местность эта известна под именем провинции Джедур, в каковом названии нельзя не видеть древнего еврейского названия Итуреи – Иeтур (יְטוּר). Fürst. 1. p. 508. Herz. VII. p. 116–117. Zell. 1. p. 742. Верх. 1 p. 901–902.

Словарь Вихлицкого :
(Лк 3:1) — область в северо-восточной Палестине на юго-восток от Ермона, названная по имени Иетура.
Словарь Никифорова :
(Лк 3:1) — область к ю.-в. от г. Ермона, свое название получила от Иетура, сына Измаила и в настоящее время называется Арабами Джедур. Итурийская область граничит к в. и ю. Трахонитидою и Гавланитидою. Древняя римская дорога из Дамаска в Тивериаду проходит через центр Итуреи. Восточные части оной вообще возвышенны и холмисты. На юге почва Итурея плодородна. Первое указание на Итурею находится в 1Пар 5:19-23 в форме Иетура, в повествовании о вторжении Агарян. Некоторые из Греческих и Римских писателей в своих творениях упоминают и об Итурее, как-то: Страбон, Плиний, Цицерон, Виргилий и др. Большинство означенных классиков отзывается об Итурейцах, как об известных стрелках и хищниках. Единственная ссылка в Н.З. на Итурею находится в Лк 3:1. Древнейшие писатели нередко смешивали Итурею с Авранитидою; но хотя обе означенные области и лежали одна от другой в близком соседстве, однако, без сомнения, были различны.