Израиль (евр. Божий герой).
1) Имя данное Богом Иакову после его борьбы с Ангелом в Пенуеле (Быт 32:28-30); «Возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом — и превозмог (Ос 12:4). По возвращении Иакова из Месопотамии, в Вефиле Бог вторично дал ему имя Израиль (Быт 35:10). Сам Иаков редко называет себя этим именем (Быт 46:1, Быт 46:2, Быт 46:5; Исх 6:14; Исх 32:13, «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих»; Ос 12:12 и дал.; см. Быт 33:20; Быт 45:27, Быт 45:28; Быт 48:2).
2) Гораздо чаще употребляется это слово, как общее наименование всего народа, происходящего от Иакова. Его обыкновенное название — сыны Израиля, народ Израиля или, просто, Израиль. Уже в Быт 34:7 говорится, что Сихем сделал безчестие в Израиле (русс. Библия: «безчестие сделал он Израилю»). В Исх 3:16 Господь повелевает: «Пойди, собери старейшин Израилевых». Дом Израилев называл хлеб, посылаемый ему Богом, «манною» (Исх 16:31 и дал.). Также вся населенная израильтянами земля Ханаан называется «землею израильскою» (1Цар 13:9) и народ называется общим именем — «израильтяне» (ст. 20 сравни Мф 2:20 и дал.).
3) После смерти Саула еврейский народ разделился: колено Иуды признало над собой царем Давида, а остальные колена признали сына Саула Иевосфея; эти 11 колен присвоили себе право на название израильтян (2Цар 2:9 и дал.). Это название стало более подчеркиваться после смерти Соломона, когда 10 колен навсегда отпали и создали особое царство — «царство Израиля». «И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня» (3Цар 12:19). Встречаемое название «земля Израилева» имеет, следовательно, более ограниченное значение, как отличие от Иудеи, напр.,: Иез 27:17. Но, с другой стороны, пророк Михей включает в это выражение «дом Израилев» также и царство Иуды (Мих 3:1, Мих 3:9).
4) После переселения словом «Израиль» снова называется весь народ. Ездра и Неемия говорит о Боге Израилевом, о сынах Израилевых и о 12 колен Израилевых в первоначальном значении этого слова; см., напр., Езд 6:16 и дал. Переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву 12 тельцов за весь Израиль, 96 овнов (Езд 8:35). Срав. Неем 7:7, Неем 7:61, Неем 7:73; Неем 12:47. Пророки также придерживаются старого имени «Израиль». Исайя говорит Господь называет Себя Отцом Израиля (Иер 31:9). И в Новом Завете о двух домах Израилевых (Ис 8:14). слова Израиль и израильтяне, как названия народа Божиего, имеют более глубокое значение, чем название иудей (Ин 1:47). Павел хвалился тем. что он был израильтянином 2Кор 11:22, но иудеями ему было дано 5 раз по сорока ударов без одного. Срав. Рим 9:4; Рим 11:2; Флп 3:5 и смысл перемены имени Иакова на Израиля в Быт 45:27; Быт 48:2.
5) В духовном значении все «ходящие по следам веры Авраама» (Рим 4:12): и евреи и язычники, — те, которые в Гал 6:16 называются «Израилем Божиим». Срав. Рим 9:6 не все те израильтяне, которые от Израиля» и пророчество Исайи в Рим 9:27; Ис 10:22.
1) Имя данное Богом Иакову после его борьбы с Ангелом в Пенуеле (Быт 32:28-30); «Возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом — и превозмог (Ос 12:4). По возвращении Иакова из Месопотамии, в Вефиле Бог вторично дал ему имя Израиль (Быт 35:10). Сам Иаков редко называет себя этим именем (Быт 46:1, Быт 46:2, Быт 46:5; Исх 6:14; Исх 32:13, «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих»; Ос 12:12 и дал.; см. Быт 33:20; Быт 45:27, Быт 45:28; Быт 48:2).
2) Гораздо чаще употребляется это слово, как общее наименование всего народа, происходящего от Иакова. Его обыкновенное название — сыны Израиля, народ Израиля или, просто, Израиль. Уже в Быт 34:7 говорится, что Сихем сделал безчестие в Израиле (русс. Библия: «безчестие сделал он Израилю»). В Исх 3:16 Господь повелевает: «Пойди, собери старейшин Израилевых». Дом Израилев называл хлеб, посылаемый ему Богом, «манною» (Исх 16:31 и дал.). Также вся населенная израильтянами земля Ханаан называется «землею израильскою» (1Цар 13:9) и народ называется общим именем — «израильтяне» (ст. 20 сравни Мф 2:20 и дал.).
3) После смерти Саула еврейский народ разделился: колено Иуды признало над собой царем Давида, а остальные колена признали сына Саула Иевосфея; эти 11 колен присвоили себе право на название израильтян (2Цар 2:9 и дал.). Это название стало более подчеркиваться после смерти Соломона, когда 10 колен навсегда отпали и создали особое царство — «царство Израиля». «И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня» (3Цар 12:19). Встречаемое название «земля Израилева» имеет, следовательно, более ограниченное значение, как отличие от Иудеи, напр.,: Иез 27:17. Но, с другой стороны, пророк Михей включает в это выражение «дом Израилев» также и царство Иуды (Мих 3:1, Мих 3:9).
4) После переселения словом «Израиль» снова называется весь народ. Ездра и Неемия говорит о Боге Израилевом, о сынах Израилевых и о 12 колен Израилевых в первоначальном значении этого слова; см., напр., Езд 6:16 и дал. Переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву 12 тельцов за весь Израиль, 96 овнов (Езд 8:35). Срав. Неем 7:7, Неем 7:61, Неем 7:73; Неем 12:47. Пророки также придерживаются старого имени «Израиль». Исайя говорит Господь называет Себя Отцом Израиля (Иер 31:9). И в Новом Завете о двух домах Израилевых (Ис 8:14). слова Израиль и израильтяне, как названия народа Божиего, имеют более глубокое значение, чем название иудей (Ин 1:47). Павел хвалился тем. что он был израильтянином 2Кор 11:22, но иудеями ему было дано 5 раз по сорока ударов без одного. Срав. Рим 9:4; Рим 11:2; Флп 3:5 и смысл перемены имени Иакова на Израиля в Быт 45:27; Быт 48:2.
5) В духовном значении все «ходящие по следам веры Авраама» (Рим 4:12): и евреи и язычники, — те, которые в Гал 6:16 называются «Израилем Божиим». Срав. Рим 9:6 не все те израильтяне, которые от Израиля» и пророчество Исайи в Рим 9:27; Ис 10:22.