Словарь Нюстрема : кипр
Кипр, большой остров в вост. части Средиземного моря, юж. Киликии и зап. Сирии. Остров с востока на запад пересекают две горные цепи, на склонах которых жители выращивали виноград, масличные и рожковые деревья. Между горными цепями расположена плодород. долина, а на юге простирается узкая прибрежная равнина. Остров издревле славился плодородием и богатыми рудными залежами. Медь добывалась здесь уже в бронзовом веке (лат. сuprum, «медь», происходит от названия острова Кипр). (→ Киттим). Еще во II тысячел. у К. были тесные торг. связи с Египтом (упоминаемая в письмах архива → Телль-Амарны Алашиа, по-видимому, означала Кипр; ср. → Елиса, (1). К грекам, проникшим сюда прим. в 1350 г. до Р.Х., с IX в. до Р.Х. присоединяются финик. колонисты, которые принесли с собой культ плодородия. Впоследствии остров находился под властью ассирийцев, египтян, персов и греков. В 58 г. до Р.Х. К. овладели римляне.
В НЗ К. упомянут как родина Варнавы (Деян 4:36) и Мнасона (Деян 21:16). Первыми, кто проповедовал здесь Евангелие, были христиане, изгн. из Иерусалима, но они обращались исключит. к иудеям (Деян 11:19). Однако именно с деятельностью христиан, выходцев с К., связано образование Антиохийской церкви, основу которой составили обратившиеся язычники. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава прошли через весь остров (Деян 13:4–13). Варнава и Иоанн Марк посетили его еще раз, после того как в начале второго миссионерского путешествия расстались с Павлом (Деян 15:39).
Кипр (Κύπρος; Cyprus; Кѵ́пръ; L: Суpern, Cyprus): 1Мак.15:23, 2Мак.4:29, 10:13, 12:2. Деян.4:36, 11:19, 20, 13:4, 15:39, 21:3, 27:4. – Остров – в восточной части Средиземного моря, между берегами киликийским и сирийским, гористый, в древности весьма плодородный, особенно богатый пшеницей, виноградом, маслом, гранатовыми яблоками, смоквами, садовыми произрастаниями, хлопчатой бумагой, льном, благовонною смолою, воском и медом, так что плодородием своим не уступал Египту. И в позднее время шелк и хлопчатая бумага считались главными произведениями земли. Особенно в славе были леса кипрские, кедровые, кипарисные, дубовые, буковые, доставлявшие хороший материал для кораблестроения. Находили также здесь разного рода драгоценные камни и металлы – железо, свинец, олово, особенно в древнее время славилась кипрская красная медь. Такое богатство острова, равно как и положение его между Малой Азией, Сирией, Египтом и Грецией, весьма благоприятствовали его торговле, и это вместе с рудниками и всякого рода фабриками и мануфактурными произведениями делало жителей богатыми и питало роскошь. Отсюда их упрекали в изнеженности, сладострастии и распутстве; и этим объясняется и то обстоятельство, что здесь распространено было служение Венере, которая по преданию произошла на берегу Кипра из пены морской, и оттого получила прозвание Кипрской (Cypria Venus), также Пафской – от города Пафа (Paphia Venus). Первые жители Кипра, вероятно, были финикияне, и ими построены были многие города. О финикийском населении свидетельствуют надписи, найденные здесь в Кициуме. Впрочем, с давних времен и греки имели здесь по берегам свои колонии. Потом, при Амазисе, они покорены были египтянами, и вскоре – персами, под владычеством коих имели своих правителей. Потом, после победы над Дарием при Иссе, перешли под власть Александра Македонского, и по смерти его попали под власть египтян, и наконец, в 57-м году до Р. Хр. – под власть римлян. В Св. Писании В. Зав. Кипр упоминается во времена Маккавейские (1Мак.15:23). Во 2Мак.4:29 упоминается начальник Кипра Сострат, коего преемником был Кратес, и потом и другие (2Мак.10:13, 12:2). Из Деянии Ап. известно, что Кипр был отечеством ап. Варнавы (Деян.4:36) и потом одного из давних учеников – Мнасона (Деян.21:16). Христианство насаждено здесь членами Церкви Иерусалимской, рассеявшимися от гонения, бывшего по смерти первомученика Стефана (Деян.11:19). От кипрян и киринейцев благовестие о Христе проникло к грекам в Антиохии (Деян.11:20). Во время путешествий ап. Павла для проповеди Евангелия остров Кипр первый удостоился слышать благовестие ап. Павла и Варнавы. Огласив синаноги саламинские, они прошли потом весь остров до Пафа. Здесь обращен ко Христу проконсул острова Сергий Павел (Деян.13:4–12. Сн. на сие место Деян. Толк. апост. Мих). Более ап. Павел здесь не был. Когда после 3-го путешествия он возвращался в Иерусалим, остров оставался в леве, в стороне (Деян.21:3). Равн. обр., когда апостол, будучи уже узником, отправлялся в Рим, корабль их приставал только здесь на пути из Сидона, находя здесь при северном береге некоторую защиту от противных ветров (Деян.27:4). По разделении Римской Империи на Восточную и Западную, остров Кипр попал под власть Греческого царства и в церковном отношении принадлежал к Восточной епархии. Из святителей кипрских особенно известны: Епифаний, архиеп. Кипрский 4-го века и Софроний, архиеп. Кипрский 6-го века. О дальнейшей судьбе Кипра из истории известно, что в средние века с 1192–1473 г. он имел своих королей; с 1489-го года достался венецианам, а с 1571 года покорен полководцем Селима II-го и навсегда присоединен к Турции (Herz. III. р. 215). Из древних городов острова особенно известны: Кициум, Саламис, Пафос, Амаф, Арсиное, Солое. Теперешний главный город его – Никозиz (Nicosia). Но ныне древнего богатства и роскоши и следов никаких здесь нет; с тех пор, как остров подпал под владычество турок, земля остается в запустении, и жители в бедности. Zeli. 1. р. 209. Толля: Кипр. Herz. III. p. 214–215.