Кирпичи (черепки), на которых народ сжигал фимиам (Ис 65:3), вероятно, представляли маленькие жертвенники из кирпича или просто сложенные кирпичи на кровлях, где под открытым небом приносили жертвы идолам (Иер 19:13, Иер 32:29, Соф 1:5, 4Цар 23:12). Возможно также, что это были особые кирпичи, с написанными на них изречениями, подобные тем, которые находят в развалинах Вавилона. Глиняными табличками также пользовались, как материалом для писания: Иезекиль начертал на кирпиче «город Иерусалим» (Иез 4:1). В Вавилоне и Ниневии найдены целые библиотеки из таких табличек. Живописные картины производства кирпича в древнее время нашли на надгробном рисунке, близ г. Фив в Египте. Этот рисунок дает удивительно яркую иллюстрацию к рассказу Библии о египетском рабстве, когда сыны Израиля должны были тяжко трудиться, изготовляя кирпичи (Исх 1:14). На этом рисунке, который считается относящимся ко времени фараона, притеснявшего Израиля, изображены несколько чужеземных бородатых рабов, занятых изготовлением кирпича. Одни месят глину, другие несут ее на плечах, третьи формируют кирпичи, четвертые складывают их рядами для просушки и т.д. Надсмотрщики с жезлами в руках наблюдают за работой. Надпись к этому надгробному рисунку гласит, что эти пленные рабы взяты царем Тотмесом для того, чтобы строить храм Аммону, его отцу.
Словарь Нюстрема : кирпич
Кирпичи (черепки), на которых народ сжигал фимиам (Ис 65:3), вероятно, представляли маленькие жертвенники из кирпича или просто сложенные кирпичи на кровлях, где под открытым небом приносили жертвы идолам (Иер 19:13, Иер 32:29, Соф 1:5, 4Цар 23:12). Возможно также, что это были особые кирпичи, с написанными на них изречениями, подобные тем, которые находят в развалинах Вавилона. Глиняными табличками также пользовались, как материалом для писания: Иезекиль начертал на кирпиче «город Иерусалим» (Иез 4:1). В Вавилоне и Ниневии найдены целые библиотеки из таких табличек. Живописные картины производства кирпича в древнее время нашли на надгробном рисунке, близ г. Фив в Египте. Этот рисунок дает удивительно яркую иллюстрацию к рассказу Библии о египетском рабстве, когда сыны Израиля должны были тяжко трудиться, изготовляя кирпичи (Исх 1:14). На этом рисунке, который считается относящимся ко времени фараона, притеснявшего Израиля, изображены несколько чужеземных бородатых рабов, занятых изготовлением кирпича. Одни месят глину, другие несут ее на плечах, третьи формируют кирпичи, четвертые складывают их рядами для просушки и т.д. Надсмотрщики с жезлами в руках наблюдают за работой. Надпись к этому надгробному рисунку гласит, что эти пленные рабы взяты царем Тотмесом для того, чтобы строить храм Аммону, его отцу.
Кирпич — самый распростран. строит. материал на Ближнем Востоке (→ Раскопки, II,1; IV,2; → Крепость, II,4), наряду с более редким и дорогим тесаным камнем (ср. Ис 9:9). В Египте К. изготовляли из нильского ила и рубленой соломы (Исх 5:7). В Месопотамии, где К. применялись не только для постройки жилищ, но и для сооружения храмов и дворцов, их делали из глины (Быт 11:3). Внешние стены вавил. сооружений также облицовывали цвет. глазуров. К. Изготовление К. являлось весьма трудоемким процессом, и поэтому в нем использовались преимущ. рабы. В Египте во времена Моисея изготовление К. было работой израильтян (Исх 1:14; Исх 5 и след.). Сначала глину «топтали» ногами (Наум 3:14), разминая ее и смешивая с соломой. Чтобы получить К. одинаковой формы, применяли дерев. раму. Готовые К. рядами выставляли для просушки на солнце или обжигали в печах. В 2Цар 12:31, вероятно, подразумеваются печи для обжига К.
Егип. К. были продолговатыми, а вавил. — квадратными и более плоскими. В обеих странах на них нередко ставили клейма с именем и титулом царствующего правителя; в рим. период К., изготовл. воинами, нередко носят клеймо легиона. Кровельная черепица упоминается только в Лк 5 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). К., на котором пр. Иезекииль должен был «начертать город Иерусалим» (Иез 4 и след.), соответствует по своему применению глиняной табличке для письма. Упомянутые в Ис 65:3 «черепки» — это кирпичные жертвенники курения, использовавшиеся для идолослужения, в отличие от жертвенников израильтян, которые разрешалось сооружать только из природного камня (Исх 20:25).