Загрузка

Словарь Нюстрема : колоссы

Известный в прежние времена город при реке Ликусе во Фригии (Кол 1:2), где существовала христианская церковь (община), основанная, вероятно, Епафрасом (Кол 1:7, Кол 4:12). От города остались только развалины близ незначительного селения, называемого Конос или Хонас.
Слово Колоссы найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Колоссы, город на юго-западе малоазийской провинции Фригии, располож. на реке Лик, притоке Меандра. Во времена ап. Павла К. были небольшим, но процветающим городом. Вблизи его развалин в настоящее время находится селение Хонас. К церкви в Колоссах, основ., вероятно, Епафрасом (Кол 1:7; Кол 4:12), принадлежали Архипп (Кол 4:17; Флм 1:2), Филимон (Флм 1:1) и Онисим (Кол 4:9; Флм 1 и след.).

Словарь собственных имен :

Колоссы и послание ·к колоссянам (Κολοσσαί; Colossae; слав.: Колосса́e; L: Colossen); Кол.1:2. – Город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя (Кол.2:1, 4:13, 15–16). Город этот, по Геродоту (VII. 30), большой и населенный; но при Селевкидах стал упадать, а под владычеством римлян и совсем потерял прежнюю славу; во времена Страбона (XII. 8. 17) был уже небольшим городком. В 64 г. вместе с другини городами был разрушен землетрясением; после снова был выстроен, но уже никогда не достигал прежней славы. Впоследствии времени назывался Хоны (Χῶναι) или Хонас, что с греч. значит отверстие, впадина, расселина – от расселины земли, в которую при Колоссах входила река Ликус, и потом снова выходила наружу при впадений в Meандр (см. у Геродота, Плиния и Страбона; сн. Месяц. Вост. арх. Сер. т. 2. Зам. на 6 сент.). Ныне это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. Жители колосские рано приняли христианскую веру; но кто был насадителем ее среди них, с достоверностью определить нельзя. В Деяниях апостольских сказано, что ап. Павел еще во время второго своего путешествия проходил чрез Фригию (Деян.16:6), а в третье проходил по ряду Фригию и Галатийскую страну, утверждая учеников своих (Деян.18:23); но был ли он в Колоссах, неизвестно. По некоторым признакам, находящимся в самом послании к христианам сего города можно заключать, что апостол здесь не был; ибо он говорит, что колоссяне не видели лица его (Деян.2:1) и что вера их известна ему только по слуху (Деян.1:4). Основываясь на других указаниях в том же послании (Деян.1:7, 4:12–13), как древние, так и новейшие писатели думают, что Церковь в Колоссах, Лаодикии и Иераполе основана Епафрасом, одним из учеников А. Павла, коего он называет своим сотрудником, верным служителем Христовым для колоссян и их учителем (Деян.1:7). Когда апостол находился в узах в Риме во время первого заключение своего, Епафрас, по любви своей к апостолу и ревности по вере, прибыл в Рим и разделял здесь узы вместе с апостолом (Флм.1:23). От него-то здесь апостол и узнал о Церкви Колосской, о вере колоссян и любви их ко всем святым. Вместе с тем он узнал и о великой опасности, угрожающей им со стороны ложных учителей иудействующих, которые рассеивали между ними разные ереси и заблуждения. И вот по этому случаю апостол написал к ним послание. В этом послании он сначала утверждает истину учения, преподанного им Епафрасом (Кол.1:5–7) и изображает Божественное величие Искупителя, в которого они уверовали, внушая им пребывать твердыми и непоколебимыми в вере и достойно ходить того звания, в которое призваны, не обольщаясь и не увлекаясь ложным учением слепотствующих лжеучителей иудействующих, которые, основываясь на ложной философии, на вымышленных преданиях человеческих, на стихиях мира, а не на Христе, внушали им: а., соблюдать обрядовые законы Моисеевы касательно пищи, питья, субботы и обрезания; б., внушали умерщвление плоти и изнурение тела, выходя. может быть, из той мысли, что корень зла в материи, в теле, которое потому надобно изнурять и умерщвлять (Кол.2:16–17, 20–23); в., под влиянием гностических и каббалистических воззрений и учения об эманатизме, предполагая длинный ряд посредствующих существ между Богом и людьми и краткие сказание Писания об ангелах дополняя своими вымыслами и баснями, внушали самовольное смиренномудрие и служение и почитание ангелов, чрез которое теснее надеялись достигать общения и соединения с Богом, нежели чрез Христа (Кол.2:18–19); г., особенно они утверждали, по-видимому, что христиане из язычников не могут избавиться от власти злых духов чрез Христа (Кол.1:13, 2:15), иначе, как только указанным им выше путем их; д., Христа они не отвергали совершенно, признавали Его Мессией, но – не в полном Божественном Его достоинстве, выше Его поставляли ангелов, искупление и умилостивление приобретенное Его смертью и воскресением считали недостаточным для полного единения с Богом и достижения вечного спасения и блаженства (Кол.1:12–20, 2:9–10, 2:10–15). Восстановляя и утверждая, в противность сим заблуждениям, чистые и здравые понятия о Божестве Спасителя, о Его предвечном бытии, о Его творчестве и совершении Им великой тайны искупления, апостол возбуждает потом колоссян к высшей жизни во Христе, внушая им, совлекшись ветхого человека с делами его, облечься в нового, по образу Создавшего его, облекаясь в христианские добродетели: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисхождение друг другу, особенно любовь, мир и дружелюбие, взаимно вразумляя друг друга словом Божиим, и все делая во имя Господа И. Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца; и потом дает частнейшие наставления относительно супружества, детей и родителей, рабов и господ, и всем вообще касательно молитвы и благоразумного обращение с внешними. Послание это со врем. Иринея всеми признавалось подлинным посланием ап. Павла вместе с другими его посланиями. О последующем состоянии Колосской Церкви из истории можно видеть, что она в древности находилась в благоустроенном состоянии. Там жил упомянутый выше Епафрас, сотрудник апост. и учитель колоссян. Там жил Архипп, сподвижник апостола (Флм.1:2. Кол.4:17). Там жил и оттуда родом был известный Филимон, бывший здесь епископом после Епафраса. Может быть, был здесь впоследствии и сам ап. Павел, который писал к Филимону из Рима приготовить для него обитель, надеясь вскоре получить свободу от заключения (Флм.1:22). И после смерти ап. Павла Церковь Колосская не могла оставаться без утверждения и подкрепления, находясь в близком отношении к Лаодикийской Церкви и Ефесской, которые находились под благодетельным попечением св. ап. Иоанна Богослова. – Касательно чуда от Архистратига Михаила, бывшего в Колоссах или Хонах, исследователи древних христианских событий относят это событие к последующим векам, после века апостольского. Впрочем, церковь архистр. Михаила издревле существовала там. Из епископов Колосских или Хонесских упоминаются в истории: во время Халкидонского Собора, во время Седьмого Всел. Собора, во времена патр. Фотия, импер. Мануила, и др. Сн. Zell, 1 р. 828–829. Herz. XIX р. 717... Норов. путеш. т. V. изд. 2. 1854 г. стр. 52–57. Акад. лекц. митр. Исид. Иван. Руков. к чт. Ап. посл. изд. 2. 1875 г. стр. 359–379. Полн. месяц. Востока арх. Серг. т. 2. Зам. на 6 сентября.

Словарь Вихлицкого :
(Кол 1:2) — город в Малой Азии на реке Ликус в провинции Фригия (непо-далеку от Лаодикии), от которого теперь остались лишь развалины близ поселка Хонас.
Словарь Никифорова :
(Кол 1:2) — город в ю.-з. части Фригии на р. Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя (Кол 2:1). О нем упоминают Геродот в пятом веке до Р.Х., как о большом городе, и Ксенофонт, видевший оный; столетием позже еще в цветущем состоянии. В начале же Христианской эры город Колоссы значительно упал. Главным образом он сильно пострадал от землетрясения, бывшего только спустя несколько лет по написании ап. Павлом послания к Колоссянам. В средние века город был известен под именем Хоны, и в настоящее время известен под названием Хонас. Касательно чуда от архистратига Михаила, бывшего в Колоссах, или Хонах, исследователи древних Христианских событий относят оное к последующим векам, после века апостольского. Впрочем церковь св. архистратига Михаила с древних времен существовала в этом городе. Ныне это небольшая деревенька, при одном из скатов г. Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего г. Колоссы. Был ли ап. Павел в Колоссах, когда писал свое послание к жителям оного, неизвестно, но по всей вероятности не был, что объясняется дальним расстоянием Колосс от Ефеса, в котором апостол имел главное свое местопребывание, что Колоссяне не видели лица его (Кол 2:1) и что вера их известна ему только по слуху (Кол 1:4).