Словарь Нюстрема : крит
Крит, Критяне (כְּרֵתִים ,כְּרֵתִי – от כָּרַת – отделять, отрубать, отрезать, истреблять, по иным: палач, палачи, убийцы; по другим: изгнанный из своего отечества, чужой, иноземный; Κρήτη, Κρῆτες; Creta, Cretenses, Interfectores; Критъ, Критяне; L: Krieger, Creta, Creter): Иез.25:16. Соф.2:5–6. 1Мак.10:67. Деян.2:11, 27:7, 13. Тит.1:5. – Крит, иначе Кандие – остров, лежащий в восточной части Средиземного моря, на юг от Эгейского, почти в средине между тремя известными частями древнего мира Азией, Африкой и Европой. Берега острова вообще круты; южные во многих местах совершенно неприступны; но по северным берегам есть довольно бухт и больших гаваней. Из многих утесистых мысов его в Св. Писании упоминается мыс Салмон (Деян.27:7), лежащий на восточном конце острова. Кругом берегов острова много находится маленьких островков. Больший из них, выше северного берега, называется Диа (Dium); ниже южного берега – Клавд или Клавда (Деян.27:16). Внутри острова проходит горная цепь. Важнейшие в этой гористой земле на западе – Белые горы; в средине возвышается, почти постоянно покрытая снегом, гора Ида. Величественная гора эта к югу спускается до равнины Гортины, тянущейся от запада к востоку и составляющей единственную равнину острова. Она орошается рекой Електра, и на юге отделяется от моря горой Астерузия. На востоке Иды лежит гора Аргеус, соединяющаяся к юго-востоку с горой Артиум. Восточная часть острова называется Дикте, от горы Дикте (Dictaeus, ныне Сециа). Zell. 1. р. 855. Климат на острове, в низменных местах, нежный и приятный; зной умеряется приятным морским воздухом и прохладительными северными ветрами. Только на самых высоких горах бывает снег, который остается на них до самого лета. Минераллов на острове мало. Важнейшие из них: железо, известняк, песчаный камень, мрамор и алебастр. Почва земли весьма плодородна, и в древности, будучи хорошо возделываема, приносила превосходные произведения, и в большем количестве, чем ныне. Особенно в славе были: пшеница и южные плоды всякого рода, – и именно: лимоны, апельсины и квиты, которые римляне отсюда привозили в Италию; далее хлопчатая бумага, критское вино и деревянное масло. Леса, которые теперь большей частью истреблены, в древности покрыты были всегда зеленеющими деревьями и кустарниками, кипарисами, кедрами, клёнами, тополями, явором и дубами. – Диких животных на острове нет; даже оленей и козлов мало; а остров питают пчёлы, производящие весьма хороший мед, рогатый скот и овцы. – Крит в древности весьма был населен, и население состояло из разных народностей. Первобытные жители были кафторимы, происходившие от Мицраима, сына Хамова (Быт.10:14. Втор.2:23. 1Пар.1:12). К ним присоединились Пелазги, которые потом вытеснены были дорийцами; последние остались господствующим и главным народом острова; впоследствии переселялись сюда также ахеяне, эоляне и другие. Жители вообще назывались критянами. – В нравственном отношении о критянах худая была молва. Нравственная порча немало могла зависеть от разности населения, от сброда разных лиц, разных убеждений, привлекаемых сюда жаждой корысти, и она проявлялась и в разврате, и в склонности к обману; их почитали за людей лживых, алчных и развратных, так что у греков выражение «говорить по-критски», означало лгать. Даже и из их поэтов один (Епименид) говорил о них: критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивыя. Для нас это особенно важно, потому что сам апостол подтвердил истину слов этих (Тит.1:12). – При многочисленном населении острова, здесь много было и городов и сел, и даже еще Гомер называл остров Екатомполис (Εκατόμπολις – стоградный, изо ста городов состоящий). Главнейшие города были: Кидониа (Cydonia), потом Гносс (Gnossus) – древний главный город критский, резиденция царя Миноса, поблизости коего в небольшой горе, при подошве Иды, находится большая подземная пещера с бесчисленными извилинами и проходами, которая, может быть, и есть древний знаменитый лабиринт Критский, и наконец, город Гортина, ныне развалины его лежат при Hagios Dheka. Из пристаней критских упоминаются в Св. Писании на южной стороне острова так называемые Хорошие Пристани, близ Ласея, и пристань Финик – на юго-западной стороне (Деян.27:8, 12). – Древняя история Крита покрыта мраком баснословных преданий – о Миносе Критском, о Лабиринте, Минотавре, и проч. Впоследствии времени, с образованием здесь греческих колоний, здесь образовались многие республики; но внутренние смуты и соперничество городов помешали ему играть видную роль в греческой истории. В греческих войнах критяне не принимали никакого участия, а как хорошие стрельцы из лука, они нанимались только иногда служить за жалованье. В 68-м году до Р. Хр. остров этот покорен был Meтеллом, полководцем римским и вместе с Киренаикой в северной Африке составлял римскую провинцию. В 395 году составлял часть восточной Римской империи; в 1204 году был приобретен покупкой венецианами; наконец с 1668 года находится под владычеством турок. – Когда началось христианство среди критян, неизвестно. Может быть, первые начала его положены были очевидцами события сошествие Св. Духа на апостолов; ибо там были и Критяне (Деян.2:11). Потом оно насаждено, распространено и утверждено было здесь ап. Павлом, как это можно видеть из послания апостола к Титу, которого он поставил здесь епископом (Тит.1:5). Но когда апостол был на этом острове, из Деяний апостольских не видно. О Тите, спутнике апостола, часто упоминается в истории путешествий апостола для проповеди Евангелия; но чтобы апостол был с ним на острове Кипре прежде двухлетнего заключение своего в Риме, об этом нет в Св. Писании никаких признаков. Поэтому с вероятностью полагают, что апостол посетил Крит или Кандию после первых своих уз в Риме. Обозревая согласно своему обещанию Малоазийские Церкви, он прибыл и сюда для распространения и утверждения здесь христианства. Краткость времени не позволяла ему привести в надлежащий порядок все Критские Церкви; посему он оставил здесь Тита, чтобы он исправил недоконченное и по всем городам поставил пресвитеров (Тит.1:5). Послание апостола к Титу, вероятно, писано было вскоре после отбытие отсюда апостола, и именно в 64 году по Р. Хр., до вторых уз апостола в Риме. Зная, как по собственному наблюдению, так и по наблюдению других, что народ этот всегда лжив, зол, любит праздность и поползновенен на всякие пороки, апостол посланием своим научает Тита, каких должно избирать пресвитеров для исправления столь испорченной нравственности народной, и какие нужно иметь самому ему совершенства, чтобы в точности исполнить обязанность представителя церкви и предохранить паству свою от ложных учителей, всюду распространяющих иудейские басни. И отсюда апостол сначала дает наставление Титу касательно избрания добрых и достойных пастырей, показывая нужду в таких пастырях по причине размножение лжеучителей и развращенности критян (Тит.1:5–16). Потом преподает правила, которые надобно внушать пастве, соответственно различию возраста, пола и звания (Тит.2:1–15), и излагает общественные обязанности в отношении к властям, язычникам, и единоверным братиям (Тит.3:1–8). Наконец, дает наставление ему касательно собственного лица его, и заключает послание приветствием к разным лидам (Тит. 3:9–15). См. Zell. 1. p. 855–856: Herz. VIII. p. 51–53. Акад. Лекц. по Св. Пис. М. Исидора. Иван. Руков., к чт. Ап. посл., из. 2. 1875. стр. 462 и дал. сн. Керести и Кафтор.