Словарь Нюстрема : левит
Левит, название третьей книги Моисея. → Пятикнижие Моисея.
Левит, Левиты (הַלְוִיִּם ,הַלֵּוִי ,לֵוִי – от Левия происходящий; Λευί, Λευῖται; Levi, Levitae; Леѵíтъ, Леѵíты; L: Levi, Leviten): Чис.1:47–53. гл. Чис.3, 4. Втор.12:18–19. Нав.21:1 и дал. Суд.17:9–13, 18:3, 15. 1Цар.6:15. 2Пар.5:4, 12, 35:9. 1Ездр.2:40, 70, 8, 18. Неем.7:43, 73, 12:24–22ר и пр. и пр. – Левиты, потомки Левия, призванные Богом и освященные на служение Ему. Из них, во-первых, призваны были самим Богом к особенному служению Ему два брата, Моисей и Аарон, которые долженствовали быть посредниками между Богом и народом израильским (Исх.6:16–25, 26–27. гл. Исх.3, 4). Потом Аарон и его сыновья получили особенное посвящение для священнослужения пред Богом в Скинии (Исх.28–29 гл.). После к ним присоединено все колено Левиино. Левиты взяты Богом вместо первенцев Израилевых (Чис.8 гл. сн. Исх.13 гл. Чис.3:11 и дал. Чис.3:44–45). Священнослужение собственно принадлежало только Аарону и сыновьям его и их потомству. Первосвященство после Аарона принадлежало старшему в роде его; прочие потомки его были священниками, а прочие из колена Левия назывались вообще левитами (сн. Аарон). Первосвященник и священники имели особенное посвящение в великое свое служение, и особенно отличалось посвящение первосвященника. Исх. 29 гл. Но и левиты имели свое посвящение. Посвящение их состояло в том, что они приведены были пред Скинию при собрании всего народа, омыты водою, очищены жертвою, и чрез возложение на них рук прочих израильтян, переданы Аарону, а Аароном представлены и посвящены Господу. Обязанностью их было: служить при Скинии, носить Скинию и все ее принадлежности, охранять их и помотать священникам при Богослужении (Чис.3:5–13, 8:5–22, 1:50–53). Они служили при Скинии и Храме и после вступления в землю обетованную, и были придверниками и стражами. Были из них также иные певцами и музыкантами; иные – книгочеями и судиями по делам гражданским; они назначались и для разных других дел (Чис.1:50–54, 3:5–10. гл. Чис.4, 18:2–7. 1Пар.9:14–34. гл. 1Пар.23–26. 2Пар.19:8, 11, 31:12, 14. 1Ездр.3:10. Неем.12:27 и др.). Особенного удела для жительства им не было дано, как прочим коленам, ибо сам Господь Бог Израилев есть удел их (Нав.13:33. Чис.18:20. Втор.18:1–2), но им отведено от прочих колен 48 городов с их предместьями и полями (Чис.35:2–8. Нав.21:1–42). Содержание их составляли: десятины и разные приношения народа (Чис.18:21–32. Втор.12:19, 14:29, 16:11. Чис.31:30. 2Пар.31:4–20. 1Ездр.7:24. Евр.7:5 и др.). – Будучи превознесены пред прочими коленами своим высоким призванием и служением, они наставляемы и руководимы были самим Богом, и потом вразумляемы и очищаемы были особенными судами Божиими, наприм. над небрежными и неосторожными сынами Аарона (Лев.10 гл.), над Кореем и его сообщниками (Чис.16, 17, 18 гл.), и делались чрез то более способными и ревностными в отправлении своего служения. Верность свою они засвидетельствовали еще при Синае (Исх.32:26–29). Сам Моисей о них говорит: они верно хранят завет Божий и исполняют повеление Господа, учат и просвещают народ израильский, возносят курение пред Господа и всесожжения на жертвеннике Божием (Втор.33:8–11). Благодетельнейшее учреждение это особенно возвышено и усовершенствовано было во времена Давида (1Пар.23–26 гл.). Только по разделении царства Иеровоам начал избирать и поставлять жрецов из простого народа; но это потому, что по введении им идолослужения тельцам, достойные левиты и священники не хотели изменить Богу и оставались верными Ему, и потому изгнаны были Иеровоамом и перешли в царство Иудейское (3Цар.12:31–33. 2Пар.11:13–15). Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пророка Малахии (Мал.2:5–7). И в новом Храме у пророка Иезекииля о недостойных левитах и священниках говорится, что они понесут достойное наказание за свое отступление и соблазн, и только верные сыны Левия будут приближаться к Богу и служить пред Ним (Иез.40:45–46, 44:10–16). В Откровении Иоанна запечатленных и от колена Левиина значится двенадцать тысяч (Откр.7:7). Zell. 2. р. 38–39. Herz. VIII. р. 347–358.