Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф 2:9), «но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. «Доселе суд на Моава» (Иер 48:47).
Словарь Нюстрема : моав
Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф 2:9), «но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. «Доселе суд на Моава» (Иер 48:47).
Моав [евр. «(происходящий) от отца»]:
1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31–37). Родоначальник → моавитян;
2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синодальном переводе — «долины») Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона [еврейское Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Чис 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синодальном переводе — Фегор, Чис 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга (в Синодальном переводе — Фасга, Чис 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по которой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Чис 21:13–15). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в → Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) — в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.
Моав, моавитский, моавитяне (,מוֹאָבִי ,מוֹאָב הַמּוֹאָבִים ,הַמוֹאָבִי = от отца, Μωάβ, Μωαβῖτίς, Μωαβῖται; Moab, Moabitae, Moabitis; Мѡа́въ, Мѡавіты, Мѡа́вль, Мѡавітскій; L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37. Исх.10:15. Чис.21:11, 13, 20, 26, 29, 24:17, 25:1, 26:63, 33:44, 48–50, 35:1. Втор.1:5, 2:8, 9, 11. TOC \o «1–5» \h \z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36. Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25. Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6. 1Цар.12:9, 14:47, 22:3. 2Цар.8:2, 12, 23:20. 3Цар.11:1, 7. 4Цар.1:1, 3:4, 7, 10, 13, 18, 21–27, 13:20, 23:13, 24:2. 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11. 2Пар.20:1, 36:5, 24:26. Пс.82:7, 107:10. Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3. гл. Иер.48:1и дал. Иез.25:8, 9, 11. Дан. 11:41. Ам.2:1, 2. Соф.2:8–9. – 1Ездр.9:1. Неем.13:1, 23. 2Ездр.8:66. Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян (Быт.19:30, 37). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1. 4Цар.3:4. Ис.16:1, 8–10). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари (Чис.22:4. Суд.3:12. 1Цар.22:3. 4Цар.3:4. Иер.27:3), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев (Чис.22:8, 14–15, 23:6). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом (Быт.14:5), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком (Втор.2:20. Быт.14:5). Первые потом вытеснены были моавитянами, а последние аммонитянами (Втор.2:10–11, 20–21), и так. обр. земля от Сареда до Иавока занята была моавитянами и аммонитянами. Впрочем, и эти обитатели, незадолго, как кажется, до времен Моисея, выгнаны были из этих мест одним из сильных племен ханаанских, аморреями (Чис.21:18, 26. Суд.11:12–27). Аммонитяне оттеснены были ими на север, на восточную сторону Иавока, а моавитяне – на юг от Арнона. Впрочем, земли к северу от Арнона у Моисея, хотя тогда они не были уже более заняты моавитянами, а принадлежали Сигону, царю аморрейскому, всегда называются землей или полем Моава, так как и равнина Иорданская по восточной стороне Иордана, на север от Мертвого моря, та равнина, на. которой до перехода чрез Иордан, расположившись были лагерем израильтяне, и которая иначе называется Ситтим, поколику прежде принадлежала моавитянам, и после всегда называлась, по имени прежних своих обитателей,· равниной, или землей или полем Моава. Сюда относятся места Писания: Чис.21:20, 22:1, 26:3, 63, 31:12, 33:48–50. Втор.1:1, 34:1, 8. Нав.13:32. Руф.1:1, 6, 22, 2:6, 4:3. Сн. Zell. 2. р. 131–132. – Когда евреи, на пути своем в землю обетованную, приблизились к пределам земли моавитян и аммонитян, Бог не велел им начинать с ними войны, и они должны были обходить их земли (Втор.2:9, 19), и моавитяне сначала дружелюбно обращались с ними (Втор.2:29). Но после победы над Сигоном, царем Аморрейским (Втор.2:26–27), страх, давно поселившийся в них, совершенно овладел ими (Чис.22:2–4. сн. Исх.15:15), и они начали стараться, как бы унизить евреев (Втор.23:4). Царь их Валак послал послов позвать известного тогда своими волхвованиями Валаама, чтобы проклял евреев; но проклятие пало на самих моавитян, которым Валаам возвестил, что вот восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава (Чис.24:17). Тогда они старались другим обр. унизить евреев, и евреи действительно были унижены, будучи вовлечены моавитянами в идолослужение и беззаконие (гл. Чис.25). За этот соблазн моавитяне строго были наказаны (гл. Чис.31). После, во времена Судей, в наказание за уклонение свое от Бога и закона Его, евреи преданы были моавитянам и 18 лет были у них в рабстве (Суд.3:12–14). От этого рабства они избавлены были наконец Аодом (гл. Суд.3). После сего они долгое время находились, по-видимому, в дружеских отношениях к Израилю. По крайней мере, известно, что одно семейство израильское во время голода нашло у них себе доброе пристанище, и дети Елимелеха женились на моавитянках, и одна из них, по имени Руфь, вышла впоследствии замуж за благочестивого и богатого Вифлеемлянина Вооза и была праматерью царя Давида (см. Руфь). Впрочем, израильтяне, часто уклоняясь к идолам языческим, служили снова и божествам моавитским (Суд.10:6). Саул победил моавитян, но они не были лишены самостоятельности (1Цар.14:47). Давид, во время преследования от Саула, находил для себя и своего рода у царя моавитского безопасное убежище (1Цар.22:3). Но утвердившись на царстве, он, по неизвестным нам причинам, возбужден был к войне с ними, и поразил их и они сделались рабами его (2Цар.8:2. 12. Пс.59:10, 107:10); и между главными своими воинами он имел моавитянина Нему (1Пар.11:46). Во времена Соломона, который между многими женами своими имел и моавитянок, открыто совершалось служение божеству моавитскому Хамосу близ самого Иерусалима (3Цар.11:1, 7, 33). По разделению царства моавитяне перешли на сторону израильтян. В течение потом ста лет они снова возрасли в большой и богатый народ и, находясь в зависимости от израильтян, платили им богатую дань (4Цар.3:5); но потом, пользуясь слабостью Израильского царства по смерти Ахава, при Иораме отложились было от него, но соединенными войсками Иудеи и Израиля были совершенно разбиты (гл. 4Цар.3). Но, немного спустя после этого, соединившись с аммонитянами и идумеями, они нападали и на Иудейское царство при Иосафате, но по случаю происшедшего у них междоусобия, со стыдом должны были возвратиться в свою землю (2Пар.20:1, 2. 10–11и дал. 2Пар.20:22–25). После, при Иоасе, они опять нападали на землю Израильскую (4Цар.13:20); но при Иеровоаме 2-м они, вероятно, были снова покорены (4Цар.14:25). Когда Феглафелласар отвел в плен восточные колена израильские (1Пар.5:26), моавитяне заняли их земли и завладели многими их городами, как можно видеть из пророчеств Исаии и Иеремии, у которых в числе городов моавитских упоминаются многие города, принадлежавшие коленам Рувимову и Гадову (Ис.15, 16 гл., Иер.48 гл.). Это усилило их высокомерие и гордость, и они, по давней вражде своей, вместе с другими враждебными народами, снова нападали и на Иудейское царство и были как бы вспомогательным для халдеев войском против Иерусалима, и при взятии и разрушении Иерусалима царем Вавилонским они издевались над народом Божиим; несчастья других не вразумляли их, не возбуждали к раскаянию и исправлению. Населяя прекрасную плодоносную землю и имея множество прекрасных и великих городов, они, и при виде бедствий Израиля, делались только более надменными, жестокими, самонадеянными, бесстрашно предаваясь разным порокам и открыто отправляя бесстыдные празднества в честь Ваал-Пеора и Хамоса (Иер.48 гл.). Пророки сильно обличали их за их беззаконие и яснейшим образом предсказывали приближающиеся на них страшные бедствие (Ис.15, 16 гл. Иер.25:21, 27:3, гл. Иер.48 и др.). Наконец, сначала при Феглафелласаре и Салманассаре, царях Ассирийских, еще до разрушения Самарии, земля Заиорданская завоевана была Ассириянами (сн. гл. 4Цар.15, 16), а потом, чрез пять лет по разрушении Иерусалима, они покорены Навуходоносором, царем Вавилонским (Древ. Флав. к. 10. гл. 9. § 7. сн. Иудиф.1:12, 5:2, 7:8). Впрочем, имя их еще не изгладилось. О них упоминается и по возвращении из плена (см. напр. 1Ездр.9:1. 2Пар.36:5. Неем.13:23). За 90 лет до Р. Хр. они покорены были Александром Ианнеем (Древн.13:5). Но в последующее время имя их исчезает для истории и теряется в общем имени арабов и сириян. За 60 лет до Р. Хр. Сирия со всеми окрестными ее землями подпала под власть римлян. В первые века христианства страна эта находилась еще в цветущем состоянии, при правильном возделовании представляя картину плодородия и изобилия, и доселе видны здесь ясные следы римской культурной цивилизации. Доселе здесь есть остатки римских больших дорог, которые в иных местах еще сохранили свою мостовую, и даже есть столбы времен Траяна, Марка Аврелия и Севера, с означением на них числа миль; есть следы разделения полей; есть по местам возделованные поля; но вообще земля моавитская давно представляет уже собой необитаемую пустыню. Суд Божий над ней совершился. С тех пор, как обладателями ее сделались турки и арабы, опустошение и запустение быстро начало распространяться по всей стране. Частые войны между турками и арабами, и продолжающееся опустошение и разорение сделали ее настоящей пустыней. Различные племена арабов, проходя чрез нее, не только питают постоянную и наследственную вражду к христианам и туркам, но одно племя часто ведет войну с другим племенем, и правильное возделование почвы или усовершенствование естественных преимуществ страны здесь невозможно. Собственность здесь основывается на силе, а не на законе; имущество не может иметь безопасности там, где грабительство составляет предпочтительное право. И вот отчего лучшие равнины земли моавитской представляют собой пустынный вид. Теперь обрабатываются арабами только лоскутки лучшей почвы по всей стране, и то, впрочем, лишь тогда, когда они имеют надежду, что будут в состоянии оградить жатву от вторжения неприятелей. Нигде в мире нет такого плачевного примера роковых последствий тиранства, хищности и бесчинства, как здесь. Поля, виноградные сады, пастбища, деревни, города, все одинаково покинуто, и немногие обитатели, которые остались под защитою скал и гор, принуждены влачить свое бедственное существование, с одной стороны, под гнетом разбойников в степи, а с другой – под гнетом еще более ужасных разбойников – собственных правителей и обладателей. Вся страна наполнена развалинами. Буркгардт насчитывает около 50-ти разоренных мест внутри границ Моавии, из коих многие занимают большое пространство, и развалины всех городов до сих пор удерживают свои древние названия, но все города эти пусты, без жителей, хотя иные хорошо сохранились и весьма годны для обитания. «Я бродил по древним улицам его, – говорит об одном из больших городов Моавитских один путешественник, – входил из одного деревянного дома в другой, поднимался вверх по лестницам, посещал комнаты, и, кратко сказать, делал тщательный осмотр всей местности; и что же? Каждая улица, каждый дом, каждая комната были в таком неповрежденном состоянии, что я, бродя один в этом вымершем городе, находя все в совершенной целости, но не слыша никакого звука, почти не верил себе, чтобы это было действительно, а не в сновидении». Как могло совершиться такое запустение столь многочисленных городов, и каким образом столь богатая и плодородная земля могла обратиться в дикую пустыню, это было бы необъяснимым фактом, если бы не дикие орды кочующих арабов были обладателями этих мест. Но тогда как так мрачно, пусто и безотрадно все в этой стране в настоящем, она не лишена благих надежд; ее ожидает лучшая будущность. «В последние дни Я возвращу плен Моава, говорит Господь» (Иер.48:47). См. Zell. 2. p. 132–134. Herz. IX. p. 660–662. Furst 1, p. 707. Кейт. Доказ. Ист. Хр. Веры, Спб. 1870 г. Глав. VII. Стр. 276–297.