Загрузка

Словарь Нюстрема : моав

Один из двух сыновей Лота, праотец моавитян (Быт 19:37), которые жили на восток от Мертвого моря, к югу от Арнона. Они изгнали емимов, многочисленный и рослый народ (Втор 2:10), и распространили временно свою власть к северу до Иавока, так что земля напротив Иерихона называлась землею Моава (Чис 22:1, Втор 1:5, Втор 29:1, Нав 13:32); затем аморреи опять оттеснили их обратно за Арнон (Чис 21:13, Чис 21:26, Суд 11:13 и дал.); Моисей отнял владения у аморреев и определил их колену Рувимову (Чис 32:1). Моавитский народ во главе со своим царем Валаком строил опасный для израильтян план (Чис 22:1Чис 24:1); хотя они избегли меча израильтян (Втор 2:29), но все-таки над ними был произнесен тяжкий приговор (Чис 23:3 и дал.). Это были грубые язычники, поклонники Хамоса и Ваал-Фегора, которых они чтили безнравственным богослужением (Чис 25:1-5, 3Цар 11:7, Ос 9:10); поэтому они называются «Народом Хамоса» (Чис 21:29). Они воевали с израильтянами во дни Еглона (Суд 3:12 и дал.), Давида (2Цар 8:2, 2Цар 8:12), Иорама и Иосафата (4Цар 3:13, 4Цар 3:20 и дал.). После покорения израильтян Навуходоносором моавитяне также воевали с израильтянами (4Цар 24:2, Срав. Иез 25:8 и дал.). Из Ис 15-16 можно полагать, что они снова приобрели свои прежние владения к северу от Арнона. Страна их, бывшая раньше богатой и плодовитой, в настоящее время является дикой пустыней, которая своими развалинами храмов, могил, каменных стен и пр. подтверждает истину пророчеств (Чис 24:17, Иер 48:9, Ам 2:1). В наше время нашли в пределах Моава громадные каменные памятники, называемые археологами — дольменами, т.е. древними каменными могилами, а также истуканы и доисторические надмогильные холмы из камней. Некоторые из истуканов так громадны, что необходимы были огромные усилия, чтобы поставить их. Срав. Втор 2:11, о коренных жителях Моава. «Моавитский камень» своими письменами ясно говорит о том, что моавитский народ был в ближайшем родстве с израильским, и что религиозные взгляды у обоих народов во многом были сходны, хотя содержание существенно различалось. см. «Меса».

Хотя Моав осудил себя быть пустынею навеки (Соф 2:9), «но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. «Доселе суд на Моава» (Иер 48:47).
Слово Моав найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Моав [евр. «(происходящий) от отца»]:

1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31–37). Родоначальник → моавитян;

2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синодальном переводе — «долины») Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона [еврейское Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Чис 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синодальном переводе — Фегор, Чис 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга (в Синодальном переводе — Фасга, Чис 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по которой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Чис 21:13–15). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в → Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) — в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.

Словарь собственных имен :

Моав, моавитский, моавитяне (,מוֹאָבִי ,מוֹאָב הַמּוֹאָבִים ,הַמוֹאָבִי = от отца, Μωάβ, Μωαβῖτίς, Μωαβῖται; Moab, Moabitae, Moabitis; Мѡа́въ, Мѡавіты, Мѡа́вль, Мѡавітскій; L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37. Исх.10:15. Чис.21:11, 13, 20, 26, 29, 24:17, 25:1, 26:63, 33:44, 48–50, 35:1. Втор.1:5, 2:8, 9, 11. TOC \o «1–5» \h \z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36. Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25. Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6. 1Цар.12:9, 14:47, 22:3. 2Цар.8:2, 12, 23:20. 3Цар.11:1, 7. 4Цар.1:1, 3:4, 7, 10, 13, 18, 21–27, 13:20, 23:13, 24:2. 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11. 2Пар.20:1, 36:5, 24:26. Пс.82:7, 107:10. Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3. гл. Иер.48:1и дал. Иез.25:8, 9, 11. Дан. 11:41. Ам.2:1, 2. Соф.2:8–9. – 1Ездр.9:1. Неем.13:1, 23. 2Ездр.8:66. Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян (Быт.19:30, 37). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1. 4Цар.3:4. Ис.16:1, 8–10). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари (Чис.22:4. Суд.3:12. 1Цар.22:3. 4Цар.3:4. Иер.27:3), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев (Чис.22:8, 14–15, 23:6). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом (Быт.14:5), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком (Втор.2:20. Быт.14:5). Первые потом вытеснены были моавитянами, а последние аммонитянами (Втор.2:10–11, 20–21), и так. обр. земля от Сареда до Иавока занята была моавитянами и аммонитянами. Впрочем, и эти обитатели, незадолго, как кажется, до времен Моисея, выгнаны были из этих мест одним из сильных племен ханаанских, аморреями (Чис.21:18, 26. Суд.11:12–27). Аммонитяне оттеснены были ими на север, на восточную сторону Иавока, а моавитяне – на юг от Арнона. Впрочем, земли к северу от Арнона у Моисея, хотя тогда они не были уже более заняты моавитянами, а принадлежали Сигону, царю аморрейскому, всегда называются землей или полем Моава, так как и равнина Иорданская по восточной стороне Иордана, на север от Мертвого моря, та равнина, на. которой до перехода чрез Иордан, расположившись были лагерем израильтяне, и которая иначе называется Ситтим, поколику прежде принадлежала моавитянам, и после всегда называлась, по имени прежних своих обитателей,· равниной, или землей или полем Моава. Сюда относятся места Писания: Чис.21:20, 22:1, 26:3, 63, 31:12, 33:48–50. Втор.1:1, 34:1, 8. Нав.13:32. Руф.1:1, 6, 22, 2:6, 4:3. Сн. Zell. 2. р. 131–132. – Когда евреи, на пути своем в землю обетованную, приблизились к пределам земли моавитян и аммонитян, Бог не велел им начинать с ними войны, и они должны были обходить их земли (Втор.2:9, 19), и моавитяне сначала дружелюбно обращались с ними (Втор.2:29). Но после победы над Сигоном, царем Аморрейским (Втор.2:26–27), страх, давно поселившийся в них, совершенно овладел ими (Чис.22:2–4. сн. Исх.15:15), и они начали стараться, как бы унизить евреев (Втор.23:4). Царь их Валак послал послов позвать известного тогда своими волхвованиями Валаама, чтобы проклял евреев; но проклятие пало на самих моавитян, которым Валаам возвестил, что вот восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава (Чис.24:17). Тогда они старались другим обр. унизить евреев, и евреи действительно были унижены, будучи вовлечены моавитянами в идолослужение и беззаконие (гл. Чис.25). За этот соблазн моавитяне строго были наказаны (гл. Чис.31). После, во времена Судей, в наказание за уклонение свое от Бога и закона Его, евреи преданы были моавитянам и 18 лет были у них в рабстве (Суд.3:12–14). От этого рабства они избавлены были наконец Аодом (гл. Суд.3). После сего они долгое время находились, по-видимому, в дружеских отношениях к Израилю. По крайней мере, известно, что одно семейство израильское во время голода нашло у них себе доброе пристанище, и дети Елимелеха женились на моавитянках, и одна из них, по имени Руфь, вышла впоследствии замуж за благочестивого и богатого Вифлеемлянина Вооза и была праматерью царя Давида (см. Руфь). Впрочем, израильтяне, часто уклоняясь к идолам языческим, служили снова и божествам моавитским (Суд.10:6). Саул победил моавитян, но они не были лишены самостоятельности (1Цар.14:47). Давид, во время преследования от Саула, находил для себя и своего рода у царя моавитского безопасное убежище (1Цар.22:3). Но утвердившись на царстве, он, по неизвестным нам причинам, возбужден был к войне с ними, и поразил их и они сделались рабами его (2Цар.8:2. 12. Пс.59:10, 107:10); и между главными своими воинами он имел моавитянина Нему (1Пар.11:46). Во времена Соломона, который между многими женами своими имел и моавитянок, открыто совершалось служение божеству моавитскому Хамосу близ самого Иерусалима (3Цар.11:1, 7, 33). По разделению царства моавитяне перешли на сторону израильтян. В течение потом ста лет они снова возрасли в большой и богатый народ и, находясь в зависимости от израильтян, платили им богатую дань (4Цар.3:5); но потом, пользуясь слабостью Израильского царства по смерти Ахава, при Иораме отложились было от него, но соединенными войсками Иудеи и Израиля были совершенно разбиты (гл. 4Цар.3). Но, немного спустя после этого, соединившись с аммонитянами и идумеями, они нападали и на Иудейское царство при Иосафате, но по случаю происшедшего у них междоусобия, со стыдом должны были возвратиться в свою землю (2Пар.20:1, 2. 10–11и дал. 2Пар.20:22–25). После, при Иоасе, они опять нападали на землю Израильскую (4Цар.13:20); но при Иеровоаме 2-м они, вероятно, были снова покорены (4Цар.14:25). Когда Феглафелласар отвел в плен восточные колена израильские (1Пар.5:26), моавитяне заняли их земли и завладели многими их городами, как можно видеть из пророчеств Исаии и Иеремии, у которых в числе городов моавитских упоминаются многие города, принадлежавшие коленам Рувимову и Гадову (Ис.15, 16 гл., Иер.48 гл.). Это усилило их высокомерие и гордость, и они, по давней вражде своей, вместе с другими враждебными народами, снова нападали и на Иудейское царство и были как бы вспомогательным для халдеев войском против Иерусалима, и при взятии и разрушении Иерусалима царем Вавилонским они издевались над народом Божиим; несчастья других не вразумляли их, не возбуждали к раскаянию и исправлению. Населяя прекрасную плодоносную землю и имея множество прекрасных и великих городов, они, и при виде бедствий Израиля, делались только более надменными, жестокими, самонадеянными, бесстрашно предаваясь разным порокам и открыто отправляя бесстыдные празднества в честь Ваал-Пеора и Хамоса (Иер.48 гл.). Пророки сильно обличали их за их беззаконие и яснейшим образом предсказывали приближающиеся на них страшные бедствие (Ис.15, 16 гл. Иер.25:21, 27:3, гл. Иер.48 и др.). Наконец, сначала при Феглафелласаре и Салманассаре, царях Ассирийских, еще до разрушения Самарии, земля Заиорданская завоевана была Ассириянами (сн. гл. 4Цар.15, 16), а потом, чрез пять лет по разрушении Иерусалима, они покорены Навуходоносором, царем Вавилонским (Древ. Флав. к. 10. гл. 9. § 7. сн. Иудиф.1:12, 5:2, 7:8). Впрочем, имя их еще не изгладилось. О них упоминается и по возвращении из плена (см. напр. 1Ездр.9:1. 2Пар.36:5. Неем.13:23). За 90 лет до Р. Хр. они покорены были Александром Ианнеем (Древн.13:5). Но в последующее время имя их исчезает для истории и теряется в общем имени арабов и сириян. За 60 лет до Р. Хр. Сирия со всеми окрестными ее землями подпала под власть римлян. В первые века христианства страна эта находилась еще в цветущем состоянии, при правильном возделовании представляя картину плодородия и изобилия, и доселе видны здесь ясные следы римской культурной цивилизации. Доселе здесь есть остатки римских больших дорог, которые в иных местах еще сохранили свою мостовую, и даже есть столбы времен Траяна, Марка Аврелия и Севера, с означением на них числа миль; есть следы разделения полей; есть по местам возделованные поля; но вообще земля моавитская давно представляет уже собой необитаемую пустыню. Суд Божий над ней совершился. С тех пор, как обладателями ее сделались турки и арабы, опустошение и запустение быстро начало распространяться по всей стране. Частые войны между турками и арабами, и продолжающееся опустошение и разорение сделали ее настоящей пустыней. Различные племена арабов, проходя чрез нее, не только питают постоянную и наследственную вражду к христианам и туркам, но одно племя часто ведет войну с другим племенем, и правильное возделование почвы или усовершенствование естественных преимуществ страны здесь невозможно. Собственность здесь основывается на силе, а не на законе; имущество не может иметь безопасности там, где грабительство составляет предпочтительное право. И вот отчего лучшие равнины земли моавитской представляют собой пустынный вид. Теперь обрабатываются арабами только лоскутки лучшей почвы по всей стране, и то, впрочем, лишь тогда, когда они имеют надежду, что будут в состоянии оградить жатву от вторжения неприятелей. Нигде в мире нет такого плачевного примера роковых последствий тиранства, хищности и бесчинства, как здесь. Поля, виноградные сады, пастбища, деревни, города, все одинаково покинуто, и немногие обитатели, которые остались под защитою скал и гор, принуждены влачить свое бедственное существование, с одной стороны, под гнетом разбойников в степи, а с другой – под гнетом еще более ужасных разбойников – собственных правителей и обладателей. Вся страна наполнена развалинами. Буркгардт насчитывает около 50-ти разоренных мест внутри границ Моавии, из коих многие занимают большое пространство, и развалины всех городов до сих пор удерживают свои древние названия, но все города эти пусты, без жителей, хотя иные хорошо сохранились и весьма годны для обитания. «Я бродил по древним улицам его, – говорит об одном из больших городов Моавитских один путешественник, – входил из одного деревянного дома в другой, поднимался вверх по лестницам, посещал комнаты, и, кратко сказать, делал тщательный осмотр всей местности; и что же? Каждая улица, каждый дом, каждая комната были в таком неповрежденном состоянии, что я, бродя один в этом вымершем городе, находя все в совершенной целости, но не слыша никакого звука, почти не верил себе, чтобы это было действительно, а не в сновидении». Как могло совершиться такое запустение столь многочисленных городов, и каким образом столь богатая и плодородная земля могла обратиться в дикую пустыню, это было бы необъяснимым фактом, если бы не дикие орды кочующих арабов были обладателями этих мест. Но тогда как так мрачно, пусто и безотрадно все в этой стране в настоящем, она не лишена благих надежд; ее ожидает лучшая будущность. «В последние дни Я возвращу плен Моава, говорит Господь» (Иер.48:47). См. Zell. 2. p. 132–134. Herz. IX. p. 660–662. Furst 1, p. 707. Кейт. Доказ. Ист. Хр. Веры, Спб. 1870 г. Глав. VII. Стр. 276–297.

Словарь Вихлицкого :
(Потомство отца) — сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:37) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис 21:13; Чис 22:36; Суд 11:18), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис 21:20) и против Иерихона (Чис 22:1; Чис 33:48), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав 12:3). (см. Моавитяне)
Словарь Никифорова :
Моавитский, моавитяне (потомство отца) (Чис 22:1, Чис 33:48-50) — страна, находившаяся на в. от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Жители этой страны назывались Моавитянами, по имени Моава, сына Лотова от его старшей дочери, Моав был родоначальником Моавитян (Быт 19:30-37). Моавитяне были строго наказаны за дурное обращение с Израильтянами (Втор 23:3-6, Суд 3:12-30, 2Цар 8:2). Они были преданы идолопоклонству, почему к ним обращались с своими обличениями и пророчествами некоторые из пророков (Ис 15, 16, Иер 48). Страна Моавитская в древние времена по-видимому была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня, по которой проходят только по временам кочующие Арабы. Падение Моавы точно предсказано пр. Софонией: «Моав будет как Содом и сыны Аммана будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею во веки» (Соф 2:9). Все новейшие путешественники единогласно свидетельствуют, что это древнее пророчество во всей своей силе исполнилось в истории о судьбах земли Моавитской.

Слово моав в симфонии
В Библии слово "моав" упоминается в 24 стихах.
Другие формы слова : моав.

Быт 19 : 37
и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.
Чис 21 : 29
Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона;
4Цар 1 : 1
И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава.
4Цар 3 : 23
И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав!
Пс 59 : 10
Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
Пс 82 : 7
селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
Пс 107 : 10
Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
Ис 15 : 2
Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды.
Ис 16 : 7
Поэтому возрыдает Моав о Моаве, - все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершенно разрушены.
Ис 16 : 12
Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет.
Ис 25 : 10
Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
Иер 48 : 4
Сокрушен Моав; вопль подняли дети его.
Иер 48 : 11
Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся.
Иер 48 : 13
И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей.
Иер 48 : 15
Опустошен Моав, и города его горят, и отборные юноши его пошли на заклание, говорит Царь, - Господь Саваоф имя Его.
Иер 48 : 20
Посрамлен Моав, ибо сокрушен; рыдайте и вопите, объявите в Арноне, что опустошен Моав.
Иер 48 : 26
Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.
Иер 48 : 39
"Как сокрушен он!" будут говорить рыдая; "как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!". И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его,
Иер 48 : 42
И истреблен будет Моав из числа народов, потому что он восстал против Господа.
Иер 48 : 46
Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои - в пленение.