евр. ришит бикурей адама. Начатки плодов земли принадлежали Господу (Исх 23:19, Исх 34:26). Особенно обращалось внимание на то, чтобы
1) весь народ во время Пасхи, которая совпадала с жатвой, приносил первый сноп жатвы к священнику и однолетнего агнца во всесожжение Господу; при этом необходимо было принести хлебную жертву и возлияние (Лев 23:10 и далее); во время же Пятидесятницы — 2 испеченных кислых хлеба из начатков самой лучшей пшеничной муки. Эти дары, вместе с другими, приносили в жертву, священник потрясал их перед жертвенником (Лев 23:15 и дал.). Кроме того,
2) каждый израильтянин должен был принести начатки из первого и лучшего (Втор 26:2) от различных плодов земли, по собственному усмотрению. К жертвам начатков принадлежал также тот хлеб, о котором написано: «От начатков теста вашего лепешку возносите в возношение» (Чис 15:20). Эти жертвы предназначались для пропитания священников (Чис 18:11, Втор 18:4). Неемия побуждал народ приносить оба рода этих жертв из начатков (Неем 10:35, Неем 12:44). Благочестивые в израильском народе приносили свои начатки пророкам Господним (4Цар 4:42).
Христос называется «первенцем из умерших», подобно тому, как после начального снопа в снопы собиралась вся жатва, так и после воскресения Христова последует воскресение верующих в Него (1Кор 15:20, Срав. Ин 20:17, Ин 14:19). «Если начатой свят, то и целое» (Рим 11:16). «Начаток Духа» называются те духовные дары, которые в этой жизни даются верующим, как залог того совершенства, которое они получат в вечности (Рим 8:23).
1) весь народ во время Пасхи, которая совпадала с жатвой, приносил первый сноп жатвы к священнику и однолетнего агнца во всесожжение Господу; при этом необходимо было принести хлебную жертву и возлияние (Лев 23:10 и далее); во время же Пятидесятницы — 2 испеченных кислых хлеба из начатков самой лучшей пшеничной муки. Эти дары, вместе с другими, приносили в жертву, священник потрясал их перед жертвенником (Лев 23:15 и дал.). Кроме того,
2) каждый израильтянин должен был принести начатки из первого и лучшего (Втор 26:2) от различных плодов земли, по собственному усмотрению. К жертвам начатков принадлежал также тот хлеб, о котором написано: «От начатков теста вашего лепешку возносите в возношение» (Чис 15:20). Эти жертвы предназначались для пропитания священников (Чис 18:11, Втор 18:4). Неемия побуждал народ приносить оба рода этих жертв из начатков (Неем 10:35, Неем 12:44). Благочестивые в израильском народе приносили свои начатки пророкам Господним (4Цар 4:42).
Христос называется «первенцем из умерших», подобно тому, как после начального снопа в снопы собиралась вся жатва, так и после воскресения Христова последует воскресение верующих в Него (1Кор 15:20, Срав. Ин 20:17, Ин 14:19). «Если начатой свят, то и целое» (Рим 11:16). «Начаток Духа» называются те духовные дары, которые в этой жизни даются верующим, как залог того совершенства, которое они получат в вечности (Рим 8:23).