Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула. У классиков этот город известен под именем Нинос или Нинус, на памятниках — Нинуа или Нина. Основатели Ниневии вышли из Вавилона, что видно из Быт 10:11, где говорится, что Нимрод или Ассур вышел из земли Сеннаар и построил Ниневию, которая вместе с 3 другими ассирийскими городами: Реховоф-Ир, Калах и Ресен составляла «Великой город». В течение столетий Ниневия была столицею ассирийского царства. Древние писатели и Библия описывают этот город, как неприступную крепость, благодаря ее стенам и местоположению, и как процветающий торговый город. Страбон и Геродот рассказывают о великой Ниневийской стене, которая имела в окружности почти 480 стадий (больше 90 км). Пророк Иoна говорит, что Ниневия была великий город у Бога, на три дня ходьбы (Иона 3:3). Софония (Соф 2:15) называет его торжествующим городом, живущим беспечно, говорящим в сердце своем: «я — и нет иного, кроме меня». Hаум называет его городом кровей, полным обмана и убийства, в котором не прекращается грабительство (Наум 3:1); «развратницей приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чародеяниями своими племена (Наум 3:4). Согласно словам Господа в книге пророка Ионы (Иона 4:11) там было более 120.000 маленьких детей, из чего можно заключить, что количество населения составляло приблизительно 600.000 человек. По словам Наума (Наум 3:16) купцов в этом городе было более, нежели звезд на небе.
В эту Ниневию был послан пророк Иoна около 800 г. до Р.Хр. для того, чтобы объявить суды Божий, но жители города покаялись от его проповеди (Мф 12:41), так что наказание было отменено. После этого о гибели Ниневии пророчествовал Наум, что и совершилось от руки мидян и их союзников вавилонян, около 625 г. до Р.Хр. (по Шрад. и др. 609-606 гг.). Опустошение, которое тогда постигло Ниневию от огня и наводнения (Наум 2:6, Наум 2:8), и последовавшие затем ливни и песчаные ураганы до того разрушили этот город, что, когда Ксенофонт, лет 200 спустя, проходил со своими войсками мимо остатков Ниневийских стен и развалин, то принял их за развалины мидийских городов. Тацит в первом столетии по Р.Хр. знал «Нинус» только, как небольшую крепость. С того времени, в течение почти 2000 лет, стада и плуги арабов и бедуинов проходили по холмам, образовавшимся над развалинами Ниневии, а ученые в это время спорили о том, где, собственно, была расположена Ниневия. После 1841 г. французы Ботта и Пласе (Botta и Place), англичане Лейярд и Лофтус (Layard и Loftus) и другие ученые обратили внимание на некоторые кирпичи и алебастровые плиты с изображениями и клинописными знаками, выступившими после дождей на некоторых из холмов против Мосула. Произведеные раскопки обнаруживали одну часть Ниневии за другой и снова подтвердили достоверность Библии. Большая часть кирпичных библиотек древних ассирийских царей находится в музеях Европы.
Мосул — значительный торговый город на западном берегу Тигра (приблизительно на 36ш с.ш.), расположен к северу от устья Верхнего Заба, называемого древними Ликус (Lykus). Против него, на восточном берегу Тигра находятся развалины городов, которые в совокупности составляли Великую Ниневию. Как раз против Мосула на обоих берегах речки Казр находятся остатки собственно Ниневии в виде двух холмов с расположенными на них селениями Куюнджик (малая овца) и Неби-Юнус (пророк Иона). Далее в 30 км к югу близ угла, образуемого Тигром и Забом находится холм Нимруд. На расстоянии 20 км к северо-востоку от Нимруда находится другая масса развалин Карамлес; в 20 километров к северу — другие развалины, называемые Хорсабад, почти в 20 км к северо-востоку от Куюнджика. Эти четыре образовавшихся над развалинами холма: Куюнджик, Хорсабад, Карамлес и Нимруд составляют 4 угла неправильного параллелограмма длиною от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириною. Предполагают, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, «Великий город», как говорит о нем Моисей. Собственно Ниневию ищут около Куюнджика и Неби-Юнуса. Калах ищут в развалинах Нимруда. Рехооф-Ир (т.е. городские улицы. Быт 10:11) обнаруживают теперь в развалинах Яремдже, недалеко к югу от Куюнджика и, наконец, Ресен, последняя часть Великого города, по всей вероятности, развалины Саламийе, к северу от Нимруда.
Эти раскопки обнаружили перед нами целую историческую эпоху. В холме Куюнджик откопали дворец Сеннахирима и Ассурбанипала. В холме Неби-Юнус найдены дворцы Сеннахирима и Асаргаддона. Во дворце Сеннахирима отрыли 27 ворот с изображениями крылатых быков и львов колоссальных размеров, 75 зал, комнат и галерей, стены которых от 0,9 до 2 м толщиною выложены алебастровыми плитами с рисунками военных подвигов царя. Там найдена также библиотека или государственный архив, собранный Ассурбанипалом, состоящий из кирпичей с клинообразными письменами. В Калахе или Нимруде обнаружили другую ассирийскую резиденцию, где жили некоторые цари до Сеннахирима. Наконец, на северо-востоке расположены развалины Дур-Саргон при селении Хорсабад (706 до Р.Хр.), где найдены остатки дворца в 300 метров длины и высоты заключающего более 200 комнат и зал, 30 дворов и 225 ворот и дверей.
Громадные ворота при входе украшались двумя огромными крылатыми фигурами быков. Когда в этих ниневииских развалинах мы читаем имена израильских царей и городов, собственный рассказ Сеннахирима о его вторжении в Палестину и победе над Езекиею, и рассматриваем рисунки, изображающие пленных евреев перед ассирийским царем (см. «Сеннахирим ), а также рисунки, показывающие, как брали штурмом крепости и мучили пленных (см. «Войны»); как разрывали их рты крюками и выкалывали глаза (4Цар 19:28, Ис 37:29, 4Цар 25:7) и как, с другой стороны, ассирийские вельможи, одеты в ткани яхонтового цвета с роскошными повязками на головах стройно ездили на конях, имея вид военачальников (Иез 23:6, Иез 23:14, Иез 23:15), тогда вспоминаем слова Аввакума (Авв 2:11) и Иисуса (Лк 19:40) «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою».
В эту Ниневию был послан пророк Иoна около 800 г. до Р.Хр. для того, чтобы объявить суды Божий, но жители города покаялись от его проповеди (Мф 12:41), так что наказание было отменено. После этого о гибели Ниневии пророчествовал Наум, что и совершилось от руки мидян и их союзников вавилонян, около 625 г. до Р.Хр. (по Шрад. и др. 609-606 гг.). Опустошение, которое тогда постигло Ниневию от огня и наводнения (Наум 2:6, Наум 2:8), и последовавшие затем ливни и песчаные ураганы до того разрушили этот город, что, когда Ксенофонт, лет 200 спустя, проходил со своими войсками мимо остатков Ниневийских стен и развалин, то принял их за развалины мидийских городов. Тацит в первом столетии по Р.Хр. знал «Нинус» только, как небольшую крепость. С того времени, в течение почти 2000 лет, стада и плуги арабов и бедуинов проходили по холмам, образовавшимся над развалинами Ниневии, а ученые в это время спорили о том, где, собственно, была расположена Ниневия. После 1841 г. французы Ботта и Пласе (Botta и Place), англичане Лейярд и Лофтус (Layard и Loftus) и другие ученые обратили внимание на некоторые кирпичи и алебастровые плиты с изображениями и клинописными знаками, выступившими после дождей на некоторых из холмов против Мосула. Произведеные раскопки обнаруживали одну часть Ниневии за другой и снова подтвердили достоверность Библии. Большая часть кирпичных библиотек древних ассирийских царей находится в музеях Европы.
Мосул — значительный торговый город на западном берегу Тигра (приблизительно на 36ш с.ш.), расположен к северу от устья Верхнего Заба, называемого древними Ликус (Lykus). Против него, на восточном берегу Тигра находятся развалины городов, которые в совокупности составляли Великую Ниневию. Как раз против Мосула на обоих берегах речки Казр находятся остатки собственно Ниневии в виде двух холмов с расположенными на них селениями Куюнджик (малая овца) и Неби-Юнус (пророк Иона). Далее в 30 км к югу близ угла, образуемого Тигром и Забом находится холм Нимруд. На расстоянии 20 км к северо-востоку от Нимруда находится другая масса развалин Карамлес; в 20 километров к северу — другие развалины, называемые Хорсабад, почти в 20 км к северо-востоку от Куюнджика. Эти четыре образовавшихся над развалинами холма: Куюнджик, Хорсабад, Карамлес и Нимруд составляют 4 угла неправильного параллелограмма длиною от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириною. Предполагают, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, «Великий город», как говорит о нем Моисей. Собственно Ниневию ищут около Куюнджика и Неби-Юнуса. Калах ищут в развалинах Нимруда. Рехооф-Ир (т.е. городские улицы. Быт 10:11) обнаруживают теперь в развалинах Яремдже, недалеко к югу от Куюнджика и, наконец, Ресен, последняя часть Великого города, по всей вероятности, развалины Саламийе, к северу от Нимруда.
Эти раскопки обнаружили перед нами целую историческую эпоху. В холме Куюнджик откопали дворец Сеннахирима и Ассурбанипала. В холме Неби-Юнус найдены дворцы Сеннахирима и Асаргаддона. Во дворце Сеннахирима отрыли 27 ворот с изображениями крылатых быков и львов колоссальных размеров, 75 зал, комнат и галерей, стены которых от 0,9 до 2 м толщиною выложены алебастровыми плитами с рисунками военных подвигов царя. Там найдена также библиотека или государственный архив, собранный Ассурбанипалом, состоящий из кирпичей с клинообразными письменами. В Калахе или Нимруде обнаружили другую ассирийскую резиденцию, где жили некоторые цари до Сеннахирима. Наконец, на северо-востоке расположены развалины Дур-Саргон при селении Хорсабад (706 до Р.Хр.), где найдены остатки дворца в 300 метров длины и высоты заключающего более 200 комнат и зал, 30 дворов и 225 ворот и дверей.
Громадные ворота при входе украшались двумя огромными крылатыми фигурами быков. Когда в этих ниневииских развалинах мы читаем имена израильских царей и городов, собственный рассказ Сеннахирима о его вторжении в Палестину и победе над Езекиею, и рассматриваем рисунки, изображающие пленных евреев перед ассирийским царем (см. «Сеннахирим ), а также рисунки, показывающие, как брали штурмом крепости и мучили пленных (см. «Войны»); как разрывали их рты крюками и выкалывали глаза (4Цар 19:28, Ис 37:29, 4Цар 25:7) и как, с другой стороны, ассирийские вельможи, одеты в ткани яхонтового цвета с роскошными повязками на головах стройно ездили на конях, имея вид военачальников (Иез 23:6, Иез 23:14, Иез 23:15), тогда вспоминаем слова Аввакума (Авв 2:11) и Иисуса (Лк 19:40) «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою».