Слова Павла «обрезанные» обозначают евреев и язычников (Рим 3:30, Гал 2:7). Первым христианам из обрезанных евреев было весьма трудно понять, как язычники без этого обряда могли быть также народом Божиим, взятым в удел. Петру нужно было особенное знамение, чтобы постичь это, но Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необразание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим 4:9, Гал 5:6, Гал 6:15). Уже в Ветхом Завете вдето говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор 10:16, Втор 30:6, Иер 4:4, Иез 16:30), почему и говорится (символически) о людях с необрезанным сердцем и ушами (Лев 26:41, Иер 6:10, Иер 9:26, Иез 44:7, Срав. 7:51, Рим 2:28, Рим 2:29, Флп 3:3). Есть также образные выражения: «необрезанные уста» (Исх 6:12, евр. текст) в значении косноязычности и «необрезанные плоды»: евреи должны были считать свои вновь посаженные плодовые деревья необрезанными в течение трех первых лет и бросить плоды от них, как нечистые (Лев 19:23).
Иногда случалось, что евреи, желая избегнуть насмешек со стороны язычников, — посредством особенной операции скрывали свою обрезанность (1Мак 15:1, евр. текст). На это намекают слова Павла: призван ли кто обрезанным — не скрывайся (1Кор 7:18).
Обычай обрезания существовал у некоторых из древнейших народов. Кроме других свидетельств, мумии, найденные в Египте, подтверждают, что и египтяне придерживались обрезания. По сведениям Иосифа Флавия и Оригена, египетские жрецы также подвергались обрезанию. Этот обряд обнаружен также и у других народов, например, у некоторых племен негров, мексиканцев и индейцев.
Евреи до сих пор исполняют обряд обрезания с величайшей торжественностью. Перед совершением обряда они молятся над младенцем, которому при этом дается имя, посвящая его Богу и испрашивая для него Божьего благословения. Во время чтения молитвы тот человек, который будет совершать обрезание, должен держать нож в руке; указание на это раввины видят в следующих словах псалмопевца: «Да будет славословие Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их (Пс 149:6).
Еврейское слово обрезание по-гречески переведено «перитомэ». Ап. Павел в Флп 3:2 говорит не об обрезании, как переведено по-русски, а об рассечении (греч. слово здесь «ката-томэ», что значит разрез, рассечение). Некоторые думают, что, выражаясь так, Павел подразумевал лжеучителей, настаивавших на необходимости еврейского обрезания, чтобы т.о. наложить иудейское иго на учеников Христа.


