Церковь (ecclesia). Греч, слово «екклезия» (собств. «собрание избранных», т.е. тех, которые вызваны, приглашены) обозначает вообще собрания, разрешенные законом (Деян 19:39) или экстренные (Деян 19:32, Деян 19:40), следовательно, и собрания израильтян, например, для богослужения (Деян 7:38, Евр 2:12). Так, уже в Ветхом Завете народ Божий называется «обществом Господним» (Втор 23:1, Срав. Пс 106:32). Главным образом слово екклезия употребляется в Новом Завете и обозначает собрание христиан. Здесь мы должны различить три особых значения этого слова.
1) Оно обозначает всех верующих в Господа Иисуса Христа, без различия их местопребывания, как одно Тело, Глава которого Христос; как одно здание, основание которого Он Сам, «Церковь Бога живого» (1Тим 3:15), «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (Деян 20:28). О Ней Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). В этом значении приводится слово Церковь в послании к Ефесянам: Бог «поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф 1:22, Еф 1:23); «Христос глава Церкви» (Еф 5:23); Он «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25, срав. Кол 1:18, Кол 1:24). В этом значении также сказано, что Бог поставил в Церкви одних апостолами, других пророками и т.д. (1Кор 12:28).
В этом же значении надо понимать слова апостола Павла, когда он говорит, что гнал Церковь Божию (1Кор 15:9, Гал 1:13, Флп 3:6, Срав. Деян 9:31).
2) Слово «екклезия» обозначает также группу христиан, местную общину в известном доме или городе, например, домашняя церковь Акилы и Прискилы (Рим 16:4, Срав. 1Кор 16:19, Кол 4:15), «церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), «церковь Божия в Коринфе» (1Кор 1:2), — в Ефесе, Смирне, Пергаме и т.д. (Откр 2:1, Откр 2:8, Откр 2:12). В этом значении слово церковь встречается нередко и в множественном числе, например, «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян 16:5); «Приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим 16:16, Срав. 2Кор 8.1, 2Кор 11.
8) и т.д.
3) Место собрания христиан для богослужения: «когда вы собираетесь в церковь» (en ekklesia) (1Кор 11:18). Срав. выражение «говорить о церкви» (1Кор 14:19, 1Кор 14:35). О «церкви первенцев» см. «Первенец».
1) Оно обозначает всех верующих в Господа Иисуса Христа, без различия их местопребывания, как одно Тело, Глава которого Христос; как одно здание, основание которого Он Сам, «Церковь Бога живого» (1Тим 3:15), «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (Деян 20:28). О Ней Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). В этом значении приводится слово Церковь в послании к Ефесянам: Бог «поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф 1:22, Еф 1:23); «Христос глава Церкви» (Еф 5:23); Он «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5:25, срав. Кол 1:18, Кол 1:24). В этом значении также сказано, что Бог поставил в Церкви одних апостолами, других пророками и т.д. (1Кор 12:28).
В этом же значении надо понимать слова апостола Павла, когда он говорит, что гнал Церковь Божию (1Кор 15:9, Гал 1:13, Флп 3:6, Срав. Деян 9:31).
2) Слово «екклезия» обозначает также группу христиан, местную общину в известном доме или городе, например, домашняя церковь Акилы и Прискилы (Рим 16:4, Срав. 1Кор 16:19, Кол 4:15), «церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), «церковь Божия в Коринфе» (1Кор 1:2), — в Ефесе, Смирне, Пергаме и т.д. (Откр 2:1, Откр 2:8, Откр 2:12). В этом значении слово церковь встречается нередко и в множественном числе, например, «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян 16:5); «Приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим 16:16, Срав. 2Кор 8.1, 2Кор 11.
8) и т.д.
3) Место собрания христиан для богослужения: «когда вы собираетесь в церковь» (en ekklesia) (1Кор 11:18). Срав. выражение «говорить о церкви» (1Кор 14:19, 1Кор 14:35). О «церкви первенцев» см. «Первенец».