Загрузка

Словарь Нюстрема : обувь

Об обуви у евреев см. статью «Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исх 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (Еф 6:15). У Мк 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у Мф 10:10 и Лк 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение иметь запасную обувь (Срав. Лк 22:35).

»Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Пс 8:7, 1Кор 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор 11:24, Нав 1:3). Также псалмопевец говорит в Пс 59:10 «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах.

Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руфь 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т.п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев.

То же значение имел обряд, предписанный законом в Втор 25:7. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Втор 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, авганцев, друзов, африканских негров и др.
Слово Обувь найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Обувь

I. Если на Ближнем Востоке и носили к.-л. О., то это были в основном сандалии. Они состояли из кожаной подошвы — встречались также плетеные и дерев. подошвы, — которая сверху закреплялась на ноге ремешками (Быт 14:23; Ин 1:27). На древних рисунках встречается также и закрытая обувь у женщин и мужчин. Ассирийский солдатский сапог на шнуровке охватывал всю голень (Ис 9:5).

II. В доме О. обычно снимали. Господ разували рабы, которые омывали им и ноги (см. Мк 1:7, а также метафоры в Пс 59:10, выражающие покорение Моава и Эдома). Передавая другому свое право на выкуп к.-л. имущества, человек должен был снять с ноги и передать ему одну сандалию (Руф 4:7); → Босой → Нога (II и III). Священники отправляли служение в храме, сняв обувь (см. Исх 3:5).

Словарь Геце :

Раннее употребление ея. Быт 14:23.

Сандалии. Мк 6:9. Деян 12:8.

Подошвы иногда подбиты медью или железом. Втор 33:25.

Обвязывались на ноге ремнями. Ин 1:27. Деян 12:8.

Часть из сафьяна. Иез 16:10.

Весьма богато украшена. Песн 7:1.

Часто вышиты узорами. Ис 3:18.

Развязывание обуви унизительно для другого. Мк 1:7. Ин 1:27.

Ношение обуви для другого лица унизительно. Мф 3:11.

Надевали, отправляясь в путь. Исх 12:11.

Оплакивая умерших, ходили босыми. 2Цар 15:30. Ис 20:2, 3. Иез 24:17, 23.

Надевали, входя в святое место. Исх 3:5. Иис. Нав 5:15.

Изнашивалась при длинных путешествиях. Иис. Нав 9:5, 13.

У Израиля не обветшала в течение 40 летнего странствия. Втор 29:5.

Иногда обувь была платой за бедняка. Ам 2:6, Ам 8:6.

Не желавший жениться на вдове брата своего снимал с себя обувь. Втор 25:9, 10.

Отказываясь от права выкупа, еврей передавал свою обувь старшему в роде после него. Руфь 4:7, 8.

Апостолам разрешено было иметь лишь одну пару, на ногах. Мф 10:10. Мк 6:9. Лк 10:4.

В переносном смысле:

О приготовлении к проповеди Евангелия. Еф 6:15.

О красоте благочестия святых. Песн 7:1. Лк 15:22.

Об участии в войне или убийстве (пятна крови на обуви). 3Цар 2:5.

Об унизительном состоянии. Ис 47:2. Иер 2:25.

О подчинении. Пс 59:8, Пс 107:9.

Словарь Никифорова :
(Деян 7:33). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву ноги и кончая сапогом, прикрывавшим всю ногу и колено. Не легко сделать буквальное описание некоторых из принадлежностей обуви, именно в том виде, в каком носят ее в Египте, Персии, Турции и других местах. Из некоторых мест Свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав 5:15), и так как в Свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком — служило также выражением смирения и покорности (2Цар 15:30, Исх 20:2-4). Отсюда выражение в псалме (Пс 59:10) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руфь 4:7). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Втор 25:9). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли. Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт 24:3-2, Лк 7:44). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк 1:7), равно как и омовение ног (Ин 3:5-14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность.