2) Сын Илы, восстал против царя Факея, умертвил его и занял его трон (4Цар 15:30); Осия был плохим правителем, но все же лучше своих предшественников (4Цар 17:2). Когда он, 9 лет спустя после воцарения, заключил союз с Египтом, чтобы освободиться от ассирийского ига, то был отведен ассирийским царем Салманассаром в плен вместе с большей частью своего народа (721 г. до Р.Хр.) (4Цар 17:1-6, 4Цар 18:9-12).
Словарь Нюстрема : осия
2) Сын Илы, восстал против царя Факея, умертвил его и занял его трон (4Цар 15:30); Осия был плохим правителем, но все же лучше своих предшественников (4Цар 17:2). Когда он, 9 лет спустя после воцарения, заключил союз с Египтом, чтобы освободиться от ассирийского ига, то был отведен ассирийским царем Салманассаром в плен вместе с большей частью своего народа (721 г. до Р.Хр.) (4Цар 17:1-6, 4Цар 18:9-12).
Осия [еврейское Хошеа, краткая форма от «(Господь) — помощь, спасение»]:
1) сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом (Чис 13:9,17);
2) сын Азазии, предводитель колена Ефрема во времена Давида (1Пар 27:20);
3) сын Илы, последний царь Северного царства (4Цар 15:30; 4Цар 17:1–6; 4Цар 18:9–12), правивший в 732–723 гг. до Р.Х. Организовав заговор против царя Факея, сына Ремалии, и убив его, О. захватил престол. Ассирийский царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) пишет об этом так: «Пакаха, своего царя, они свергли; я посадил над ними Ауси». След., возвышение О. произошло с согласия ассирийского царя. Завоеванные ассирийцами области в Галилее (→ Факей) и на вост. берегу Иордана (1Пар 5:26) казались потерянными для израильтян, а их тер. ограничивалась Самарией и Ефремом. О. совершал неугодное в очах Господа, но все же не в такой степени, как его предшественники (4Цар 17:2). Возможно, он прислушивался к словам пророков, напр. Осии (5). В 4Цар 17 говорится о том, что против О. выступил Салманасар V, которому израил. царь покорился и платил дань. При смене власти в Ассирии после смерти Тиглатпаласара (в 727 г. до Р.Х.) О. предпринял попытку освободиться от дальнейшей выплаты дани и таким образомвернуть Израилю независимость. Но когда пришедший на смену Тиглатпаласару Салманасар напал на царя тирского и сидонского Лули, О. покорился. Однако вскоре после этого он вступил в переговоры с Египтом и перестал платить ежегодную дань Ассирии. Это привело к его пленению Салманасаром и к падению Самарии после трехлетней осады. Израильтянам пришлось отправиться в изгнание (4Цар 17:4–6). О дальнейшей судьбе О. ничего не известно. Покорение Самарии произошло на девятом году его правления, т.е. как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара. Взятием Самарии похвалялся преемник Салманасара Саргон, однако эту информацию нельзя принять в качестве веского доказательства его причастности к назв. событию, тем более, что Библия не упоминает Саргона в этой связи;
4) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязательством соблюдать Закон (Неем 10:23);
5) сын Беерии, пророк (→ Книга пророка Осии).
ОСИЯ (избавление, спасение) — имя трёх лиц:
а) 4 Цар. 15:30; 17:1 — сын Илы, последний царь Израильский, организовавший заговор против царя Факея.
б) Неем. 10:23 — один из глав народа Израильского, давших за своими подписями и печатями обязательство быть верными Богу и не иметь жён иноплеменных.
в) Ос. 1:1, 2; Рим. 9:25 — один из меньших пророков, сын Беерия. Слово Господне было к нему во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских и Иеровоама Второго, царя Израильского.
Известные люди с именемОсияОсия Кордовский (256—359) — епископ Кордовский.а) (Чис 13:9, Чис 13:17) — прежнее имя Иисуса, сына Навина (см. Иисус, б);
б) (4Цар 15:30; 4Цар 17:1, 4Цар 17:3, 4Цар 17:4, 4Цар 17:6; 4Цар 18:1, 4Цар 18:9, 4Цар 18:10) — сын (потомок) Илы, последний царь израильский, царствовавший в Самарии девять лет после умертвления Факея;
в) (1Пар 27:20) — сын (потомок) Азарии, старший в колене Ефремовом при Давиде;
г) (Неем 10:23) — аналог. Азур, а;
д) (Ос 1:1,2; Рим 9:25) — сын (потомок) Беерия, один из малых пророков, современник пророков Исаии, Амоса и Михея и нескольких царей иудейских и израильских. О его жизни ничего не известно, кроме того, что он сообщил о себе Ос 1:1. Это был, несом-ненно, пророк, живший в северном царстве и пророчествовавший об Израиле Ос 7:5. Некоторые полагают, что рассказ о его женитьбе есть лишь иносказание.