Загрузка

Словарь Нюстрема : песнь песней

евр. Шир а-Ширим. Песнь Песней, которая, судя по заглавию, написана Соломоном (или посвящена ему?), рисует в 8 главах яркими картинами отношение между двумя любящими существами, из которых она называется Суламитою, (т.е. мирная), а он совсем не называется по имени. Еврейские толкователи видели в «нем» Соломона и толковали отношение между Соломоном и Суламитою, как отношение между Господом и Его церковью. Это т. наз. аллегорическое толкование принято большинством христианских исследователей Библии применительно к Пс 44:1, Иер 3:12 и дал., Ос 2:14 и дал., Откр 19:7 и пр.

Иное толкование Песни Песней видит в ней гимн подлинной любви, которая в противоположность многоженству, чиста, самоотверженна и вмещает только одного или одну, и поэтому символизирует отношение между Богом и душою человека (Еф 5:23 и дал.). Наконец существует еще т. наз. буквальное толкование, представителем которого является проф. Годэ (Godet). Согласно этому толкованию, возлюбленный Суламиты есть отсутствующий пастух, которому она остается верна, несмотря на все попытки царя Соломона привлечь ее к себе. Пастух символизирует Того, о Котором Давид говорит: Господь — Пастырь мой (Пс 22:1), Суламита же олицетворяет истинный народ Божий, сердечное желание которого быть в подчинении у Истинного Царя, грядущего Мессии, несмотря на всяческие соблазны со стороны мирской власти.
Слово Песнь песней найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
Книга состоящая из 8-ми глав и приписываемая Соломону. По свойству Еврейского языка подобное название означает превосходную степень песни; в значении превосходной степени употребляются также следующие выражения: раб рабов, Святая Святых, суета сует. Таким образом Песнь Песней — значит: превосходнейшая песнь, возвышеннейшая песнь. Она содержит в себе таинственный смысл. Под символом чистой любви, какую выражают друг к другу жених и невеста, книга Песнь Песней выражает ту высокую любовь, которою Господь Иисус Христос возлюбил Свою Церковь и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа истинно верующая и любящая Его. Преосв. Митр. Филарет в своей Церковно-Библейской Истории по поводу означенного замечает следующее: «Сие описание жениха-брата и невесты-сестры, царя, пасущего стада, и царицы, стригущей виноград, опаленной солнцем, ограбленной и израненной стражами города, страшной в самой красоте своей, поелику не может быть брачною песнью Соломона, то, без сомнения, есть изображение таинственного союза Мессии-Христа с Церковью, неоднократно представленного в Свящ. Писании под таковым символом.» Такой взгляд действительно имеет твердое для себя основание и в самой книге Песнь Песней и в разных других подобных местах Свящ. Писания, изображающих таинственный союз Христа с Церковью, и в свидетельстве церковного предания.