Загрузка

Словарь Нюстрема : послания к коринфянам

1. Первое из этих послании Павел писал в Ефесе, около 57 г. по Р.Хр., по поводу известий из Коринфской общины, полученных через домашних Хлоиных (1Кор 1:11), и в письме от общины (1Кор 7:1), доставленном, вероятно, Стефаном (1Кор 16:17). Община разделилась на партии, которые называли себя по имени различных проповедников — Павла, Аполлоса, Кифы (1Кор 1:12). (Предполагают, что Павел в 2Кор 10.7, 2Кор 11.18 и дал. преимущественно намекает на тех, которые более других желали называться Христовыми). В первой части своего послания (1Кор 1:11Кор 4:1) апостол обличает это разделение и старается возвратить их к единству на общем основании — получении спасения; кроме того, он предостерегает их от ложных философских мудрствований и от ложного основания, на котором люди строят свою веру, ставя человеческий авторитет выше Слова Божия. Затем он строго обличает различные виды безнравственности, которые были допущены среди них. Павел велит им извергнуть развращенного из их среды (1Кор 5:1, 1Кор 6:1). Он отвечает на различные вопросы, касающиеся брака и девства, а также употребления в пищу идоложертвенного мяса; опровергает разные заблуждения и осуждает злоупотребления, которые существовали в общине, как, например, возмутительные распри между братьями и беспорядки в собраниях (1Кор 7:11Кор 10:1). Он излагает учение о вечере Господней, о воскресении мертвых, которое некоторыми в Коринфе отрицалось, об истинной любви и правильном употреблении духовных даров; он дает хорошие советы относительно благотворительности и заканчивает приветствиями (1Кор 11:11Кор 16:1).

2. Второе послание к Коринфянам Павел писал, вероятно, из Македонии (2Кор 7.5, 2Кор 8.1, 2Кор 9.2), немного спустя после первого. От Тита, посланного им в Коринф, Павел получил сведения о благоприятных результатах первого послания (2Кор 2.12,13, 2Кор 7.6, 2Кор 12.18), а также о своих противниках, которые обвиняли его в трусости, говоря, что он заочно строг, а в личном присутствии слаб, и порицали его за хвастовство (2Кор 1.15, 2Кор 10.9, 2Кор 12.16 и дал.). В этом послании Павел желает утешить общину в ее великой скорби, уверяет ее в своей нелицемерной любви к ней, указывает на величие Нового Завета, на ответственность и благословенность христианского служения (2Кор 1.1 — 2Кор 5.1), потом увещевает совершать освящение в страхе Божием и в самых теплых выражениях старается уяснить их сердцам необходимость участвовать в деле вспоможения неимущим братьям (2Кор 6.1 — 2Кор 9.1). Он предостерегает их от обольстителей, защищает себя от нападок своих противников, побуждает общину к любви и миру, и заканчивает приветствиями (2Кор 10.1 — 2Кор 13.1).
Замечательными местами в этом послании являются следующие: 5, глава о богатстве любви и главы 11, 12 о гонениях, которые претерпел Павел, и о его откровениях.
Слово Послания к коринфянам найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1Кор 1:1; 2Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (Деян 18:1–17; Деян 20:1–5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:

1) Павел пришел в → Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у → Акилы и Прискиллы (Деян 18:1–3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он «побуждаем был духом» проповедовать Христа (Деян 18:5; 2Кор 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом которого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18:5–8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. Деян 18:9). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу → Галлиону, но не добились успеха (Деян 18:11–17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь некоторое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена → Аполлосом (Деян 18:27; Деян 19:1);

2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. — лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в котором призывал их к нравств. чистоте (1Кор 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1Кор 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, которые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1Кор 1:11). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя «Христовой», т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1Кор 6:1–8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1Кор 11:17) и отрицание воскресения из мертвых (1Кор 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;

3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1Кор 4:17; 1Кор 16:10). Находясь в Эфесе (1Кор 16:8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в котором еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится → Аполлос, который пока еще не намерен возвращаться в Коринф (1Кор 16:12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1Кор 5:13), призывает к единству (1Кор 1:10,12) и к любви (1Кор 13:1; 1Кор 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1Кор 16:8), возможно, в 54 или 55 г. по Р.Х.;

4) в 2Кор 2:1; 2Кор 12:14; 2Кор 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2Кор 10:1,10; ср. также 1Кор 4:3–5). Павел ответил на это т.наз. «слезным посланием» (2Кор 2:4; 2Кор 7:8,12), которое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2Кор 102Кор 13:1. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, который, вероятно, и передал «слезное послание», говорится как об уже свершившемся факте (2Кор 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим 16:3; 2Кор 1:8–10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср. 1Кор 16:5–8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, который сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2Кор 7:6–16);

5) радуясь вновь обретен-ному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2Кор 2:6–8). Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2Кор 8, 2Кор 9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2Кор 8:16–24). Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2Кор 10, 2Кор 11, 2Кор 12, 2Кор 13). Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоятельство, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;

6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2,3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1Кор 16:6), где он и написал → Послание к Римлянам (см. Рим 16:23).

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из которого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор 1:11). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель которого — восстановить и укрепить церковь на общей основе — на Иисусе Христе.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение, приветствие и благодарение (1Кор 1:1–9).

I. Обеспечение единства Церкви (1Кор 11Кор 8:13):

А. Единство (1Кор 11Кор 2:16):

1. Единый Христос (1Кор 1:10–17).

2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1Кор 1:18–25).

3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1Кор 1:26–31).

4. Единый критерий проповеди (1Кор 2:1–5).

5. Единая возможность понимания Божьего откровения (1Кор 2:6–16).

Б. Угроза единству (1Кор 31Кор 4:21):

1. Ситуация в Коринфе (1Кор 3:1–4).

2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (1Кор 3:5–15).

3. Опасность человеч. мудрствования (1Кор 3:16–23).

4. Опасность присвоения прав Бога (1Кор 4:1–5).

5. Предупреждение опасностей через смирение (1Кор 4:6–13).

6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (1Кор 4:14–21).

В. Угроза со стороны мира (1Кор 51Кор 8:13):

1. Блудодеяние (1Кор 5:1–5).

2. Церковь должна очиститься от греха (1Кор 5:6–13).

3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (1Кор 6:1–11).

4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (1Кор 6:12–20).

5. Отношения между полами и нерушимость брака (1Кор 7:1–40).

6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (1Кор 8:1–13).

II. Порядок в Церкви (1Кор 91Кор 15:58):

А. Внешний порядок (1Кор 91Кор 11:34):

1. Апостол и Церковь (1Кор 9:1–23):

а) права апостола (1Кор 9:1–14);

б) отказ от этих прав (1Кор 9:15–23).

2. Устремленность к цели — важнейшая предпосылка церк. порядка (1Кор 91Кор 10:13):

а) сосредоточенность на цели (1Кор 9:24–27);

б) предостережение от неправедных путей отцов (1Кор 10:1–13).

3. О еде и питье (1Кор 10:14–33):

а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (1Кор 10:14–22);

б) свобода не должна вредить совести ближнего (1Кор 10:23–33).

4. Собрания верующих в церкви (1Кор 11:1–34):

а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (1Кор 11:1–15);

б) вечеря любви и Вечеря Господня (1Кор 11:16–34).

Б. Дары Духа (1Кор 121Кор 14:40):

1. Единство в многообразии даров (1Кор 12:1–11):

а) корень единства (1Кор 12:1–6);

б) разнообразие в проявлениях дарований (1Кор 12:7–11).

2. Необходимость многообразия даров (1Кор 12:12–31):

а) Церковь как Тело Христово (1Кор 12:12–26);

б) различное предназначение членов Тела (1Кор 12:27–31).

3. Любовь как основа всех даров (1Кор 13:1–13):

а) благочестие и любовь (1Кор 13:1–3);

б) признаки истинной любви (1Кор 13:4–7);

в) начальное и совершенное (1Кор 13:8–13).

4. Взаимодействие дарований (1Кор 14:1–40):

а) дар пророчества и говорения на иных языках (1Кор 14:1–14);

б) надлежащее использование дарований (1Кор 14:15–40).

В. Основополагающая надежда церкви (1Кор 15:1–58):

1. Основное содержание Евангелия (1Кор 15:1–19):

а) истинность воскресения Христа (1Кор 15:1–11);

б) значение воскресения мертвых (1Кор 15:12–19).

2. Благая весть (1Кор 15:20–34):

а) преодоление смерти (1Кор 15:20–28);

б) следствие веры в воскресение (1Кор 15:29–34).

3. Преобразование через смерть (1Кор 15:35–58):

а) новое тело (1Кор 15:35–50);

б) преображение (1Кор 15:51–58).

Заключит. часть послания (1Кор 16:1–24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя «духовную» свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину «единым телом», чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего → Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.к К. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на котором только и может быть все установлено (1Кор 3:11).

Этим основанием является жертв. смерть Христа (1Кор 1:13). Именно это свидетельствуется в слове о кресте (1Кор 1:18), принятие которого делает человека членом Тела Христова, оправдывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (1Кор 1:30). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор 1:19; 1Кор 2), превращает церковь в Божий Храм, в котором живет Его Дух (1Кор 3:16–23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в некоторых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1Кор 7:1) и о разрешенных яствах (1Кор 8:1; 1Кор 10:14,23); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор 6:13–20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1Кор 10:14–22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор 11:3; 1Кор 14:34; → Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1Кор 15) (1Кор 9:24–27).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Это послание, темой которого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, которому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.

1) КОМПОЗИЦИЯ

Обращение и приветствие (2Кор 1:1).

I. Общность в утешении (2Кор 12Кор 2:11):

1. Бог — утешитель во всякой скорби (2Кор 1:3–5).

2. Общность в страдании, заступничестве и славе (2Кор 1:6–14).

3. Верность данному слову (2Кор 1:15–22).

4. Горькие обличения как путь к радости (2Кор 1:232Кор 2:4).

5. Прощение восстанавливает общность (2Кор 2:5–11).

II. Праведное служение Христу (2Кор 22Кор 6:10):

А. Характеристика служения (2Кор 22Кор 4:18):

1. Предназначение благовестника (2Кор 2:12–17).

2. Снаряжение посланника (2Кор 3:1–6).

3. Озаряющая сила служения (2Кор 32Кор 4:6).

4. Притеснения в служении (2Кор 4:7–18).

Б. Цель служения и его основа (2Кор 52Кор 6:10):

1. Сила надежды (2Кор 5:1–10).

2. Сила страха Господня (2Кор 5:11–16).

3. Божьи деяния во Христе (2Кор 5:17–21).

4. Божьи деяния в соработниках Христа (2Кор 6:1–10).

III. Жизненные устои церкви (2Кор 62Кор 9:15):

А. Основополагающая заповедь: отделение от мира (2Кор 6:11–18).

Б. Воздействие слов апостола (2Кор 7:1–16):

1. Раскаяние (2Кор 7:1–9).

2. Послушание (2Кор 7:10–16).

В. Подтверждение общности святых (2Кор 82Кор 9:15):

1. Достойная подражания помощь бедствующим (2Кор 8:1–7).

2. Призыв к истинной любви (2Кор 8:8–15).

3. Надлежащее распоряжение приношениями (2Кор 8:16–24).

4. Усердие во вспоможении (2Кор 9:1–5).

5. Действие общности верующих (2Кор 9:6–15).

IV. Полномочия апостола (2Кор 102Кор 13:10):

А. Полномочия (2Кор 102Кор 11:6):

1. Упрек в хождении по плоти (2Кор 10:1–6).

2. Полномочия от Господа (2Кор 10:7–18).

3. Равенство прав всех апостолов (2Кор 11:1–6).

Б. Использование полномочий (2Кор 112Кор 12:10):

1. Отказ от положенных прав (2Кор 11:7–15).

2. Страдания ради Благой Вести (2Кор 11:16–32).

3. Откровения (2Кор 12:1–10).

В. Воздействие полномочий (2Кор 122Кор 13:10): исправление и очищение церкви.

Заключение: приветствия и благословения (2Кор 13:11–13).

2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основополаг. тезисы Второго П.кК. заложены в его первой части. Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать «находящихся во всякой скорби» (2Кор 1:4). В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (2Кор 1:6) и молятся друг за друга (2Кор 1:11). Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему. В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову. Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования. Вторым признаком общения является уважение к братьям. Так, Павел из уважения к церк. общине откладывает свое посещение Коринфа. Третий признак — недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь. Четвертый — любовь и забота, которой был исполнен Павел, находясь в Троаде.

Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств. опыта. Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ. Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2Кор 3:7,13), а в НЗ — вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (2Кор 1:18). Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2Кор 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (2Кор 2). Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (2Кор 4:6). Служитель проходит особую школу страдания, которое должно преодолеваться верой.

Это испытал на себе Павел. Сила страдания становится благословляющей силой (2Кор 4:10), которая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому. Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели — стремлению в небесную обитель. Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2Кор 5:10). Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним. Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за которую он должен будет держать ответ перед Богом. Так, люди, которым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей. Полномочия Павла, которые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав. Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать. Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, которые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел.