Загрузка

Словарь Нюстрема : послания к тимофею

Среди апостольских посланий в Новом Завете имеются два послания ап. Павла к Тимофею, которые, по всей вероятности, написаны после его первого заключение в Риме.

Первое из них было послано Тимофею в Ефес, некоторое время после отъезда апостола в Македонию (1Тим 1:3). Пять глав этого послания содержат предписания относительно внутреннего порядка в церквах, необходимых качеств для епископов и диаконов; поведения женщин, вдов, слуг и т.д.; указания, касающиеся лжеучителей, а также личные увещевания и советы Тимофею.

Второе послание к Тимофею отличается от первого тем, что оно не содержит никаких наставлений относительно попечения о церквах и т.п.; его 4 главы содержат исключительно сообщения личного характера.

Павел находится в заключении в Риме и «становится жертвой» (2Тим 4:6); многие оставили его (2Тим 4:10, 2Тим 4:16); он пишет теперь к Тимофею, который находился в Ефесе или вблизи его (2Тим 4:13 о Троаде и ст. 19 о приветствии дому Онисифорову; срав. 2Тим 1:16 и дал.) и умоляет его прийти поскорее к нему в Pим (2Тим 4:9, 2Тим 4:21). Предвидя свою предстоящую в скором времени мученическую кончину (2Тим 4:7 и дал.), Павел обращается к своему возлюбленному сыну (2Тим 1:2, 2Тим 2:1) с самыми сердечными увещеваниями пребывать в терпении, стойкости и чистоте (2Тим 2:3 и дал.), особенно, имея в виду опасные лжеучения, которые вскоре будут грозить церкви гибелью (2Тим 3:1, 2Тим 4:3); заканчивает свое прощальное послание к Тимофею и общине радостным утверждением, что Господь избавит его от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (2Тим 4:18).

Два послания Павла к Тимофею и послание к Титу, которое имеет большое сходство с 1-м посланием к Тимофею, получили общее название «пастырских посланий», потому что в них, гл. образом, говорится о служении и ответственности христианского пастыря или учителя церкви. Вопрос о времени их составления зависит от решения вопроса, был ли Павел заключен в Риме один раз или более (срав. «Павел»). Те, кто считают, что было только одно заключения Павла в Риме, относят 1-ое послание к Тимофею и послание к Титу к концу трехлетнего пребывания Павла в Ефесе 54-57 г. по Р.Хр. (Деян 19:8, Деян 20:31), когда он, может быть, совершил не упомянутое в Деяниях путешествие в Македонию и на остров Крит (1Тим 3:1, Тит 1:5). Второе же послание к Тимофею относят к концу его (первого) заключения в Риме (63-64 по Р.Хр,). Если предположить, что Павел был в заключении 2 раза, (что во многих отношениях более правдоподобно), то время написания двух первых посланий совпадает с периодом свободы после 64 г., а второго послания к Тимофею — с периодом заключения (около 67-69 гг.).

Было сделано возражение, что (в последнем случае) слова Павла к ефесским пресвитерам, что они не увидят более его лица (Деян 20:25) опроверглись действительностью, если он все-таки возвратился в Ефес после своего освобождения (1Тим 1:3), но на это, с другой стороны, можно ответить, что Павел так же определенно выражает свою уверенность в том, что он освободится из своего римского заключения и посетит верующих в Филиппах (Флп 1:25 и дал.), что все-таки не сбылось, если предположить только одно его заключение в Риме. Нельзя считать такие выражения Павла за вдохновление свыше. Мы знаем из собственных слов Павла, что он однажды отменил свое решение посетить Коринф, за что противники обвиняли его в легкомыслии (2Кор 1.15 и дал.).
Слово Послания к тимофею найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Послания к Тимофею Первое и Второе П.к Т., а также Послание к Титу, называют пастырскими, поскольку все они адресованы сотрудникам Павла, которым апостол доверил надзор за церквами, и все они содержат наставления для верующих, несущих пастырское служение.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) АВТОРОМ обоих посланий в начале каждого из них назван Павел, другие данные также указывают на него как на духовного отца адресата (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), наставника, определившего Тимофея на это служение (2Тим 1:6; 2Тим 3:10). Павел, проповедник, апостол и учитель язычников (2Тим 1:11), был знаком и даже дружен с семьей Тимофея (2Тим 1:5). В первые века христианства авторство Павла не вызывало сомнений ни у кого, за искл. гностиков, но неприятие лжеучителями тоже может расцениваться как свидетельство подлинности посланий. Только в XIX в. некоторые комментаторы выразили сомнения в авторстве апостола, говоря, что упомянутые в П.кТ. лжеучения появились лишь во II в. по Р.Х. Однако, скорее всего, первые приметы таких искажений христ. учения апостол распознал значит. раньше;

2) ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ не поддаются точному определению. Вероятно, П.кТ. не были написаны в тот период, который отображен в Деяниях, поскольку там не сообщается, что Тимофей был однажды оставлен в Эфесе. Скорее всего, Павел после своего заточения в Риме вновь посетил Эфесскую церковь. Из Флп 2:24; Флм 1 видно, что Павел рассчитывал на свое скорое освобождение. Но можно лишь предполагать, какие поездки и в какой последовательности он еще предпринял. Вместе со стремлением донести Евангелие до отдаленных пределов Римской империи, до Испании (Рим 15:28), имелась необходимость вновь посетить церкви в Малой Азии, чтобы поспособствовать их укреплению. Известно, что Павел, находясь на Крите, оставил там Тита (Тит 1:5), а находясь в Эфесе — Тимофея, в то время как сам он отправился в Македонию (1Тим 1:3). Вероятно, здесь и было написано Первое П.кТ. В соотв. со своими замыслами, Павел, перезимовав в Никополе (Тит 3:12), весной мог еще раз совершить путешествие в Эфес, посетив по пути Троаду (2Тим 4:13). Вероятно, оттуда апостол держал путь через Милет и Коринф (2Тим 4:20) в Рим, хотя и предполагал, что там его ждет мученич. смерть (2Тим 4:6–8). Он просил Тимофея прибыть к нему до наступления зимы. Но к каким годам можно отнести эти события, ученые пока установить не могут;

3) АДРЕСАТ послания, → Тимофей, известен как сотрудник апостола по другим посланиям Павла и по Деяниям (Деян 16:1; Деян 17:14; 2Кор 1:19; 1Фес 3:2).

II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие адресату (1Тим 1:1–2).

I. Ложное и правильное понимание Закона (1Тим 1:31Тим 3:16):

1. Предупреждение об опасности уклониться в пустословие (1Тим 1:3–6).

2. Закон нужен для грешников (1Тим 1:8–11).

3. Путь Павла к Божьим установлениям (1Тим 1:12–17):

а) искупающая благодать (1Тим 1:12–14);

б) преобразующее Божье милосердие (1Тим 1:15–17).

4. Предостережение Тимофею (1Тим 1:18–20).

II. Установления церкви (1Тим 21Тим 3:16):

1. Совместная молитва (1Тим 2:1–15):

а) молитвы за начальствующих (1Тим 2:1–7);

б) задачи мужчины и женщины в богослужении (1Тим 2:8–15).

2. Установления для служителей (1Тим 3:1–16):

а) требования к епископам (1Тим 3:1–7);

б) требования к диаконам (1Тим 3:8–16).

III. Сила Бога живого как источник благочестия (1Тим 4:1–16):

1. Необоснованность требований лжеучителей (1Тим 4:1–5).

2. Сила благочестия (1Тим 4:6–11).

3. Напоминание Тимофею о том, что он должен быть образцом для верных (1Тим 4:12–16).

IV. Поведение в церкви (1Тим 51Тим 6:21):

1. Отношение к старшим и к младшим (1Тим 5:1,2).

2. Отношение к вдовам (1Тим 5:3–16).

3. Отношение к пресвитерам (1Тим 5:17–21).

4. Личные предостережения (1Тим 5:22–25).

5. Установления для рабов (1Тим 6:1,2).

6. Призыв удаляться от лжеучителей (1Тим 6:3–6).

7. Призыв довольствоваться земными благами (1Тим 6:7–10).

8. Подвиг праведной веры (1Тим 6:11–16).

9. Опасность богатства (1Тим 6:17–19).

10. Напоминание о верности истине (1Тим 6:20,21).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Тимофей несет служение в большом городе, где церковь подвержена особым опасностям. Они приходят не извне, а проистекают оттого, что община выросла до такой численности, когда контроль над всеми членами становится затруднителен. Поэтому в церковь проникают люди, которым нужны слава и слушатели (ср. Деян 20:28–30). Сначала апостол говорит о неких людях, которые, напр. с помощью хитроумного истолкования ветхозаветных родословий, пытаются доказать свое знание Свящ. Писания (1Тим 1:7) и за громкими дискуссиями о второстепенных вопросах забывают о главном в Библии: о чистосердечной любви и чистой совести (1Тим 1:3–7). Предположит. здесь речь идет о христианах, обратившихся из иудеев, подчеркнуто почтит. отношение которых к Закону хорошо понятно. Но им нужно разъяснять, что Закон в первую очередь призван сделать явным грех (1Тим 1:8–10; ср. Рим 7:7), поскольку Евангелие по милосердию Божьему обращено к грешнику. Это подчеркивается личным свидетельством Павла (1Тим 1:13–16). Далее следуют различного рода советы, касающиеся совместной молитвы, а также требования, которым должен соответствовать тот, кто стремится занять руководящее положение в церкви (1Тим 2, 1Тим 3). Другая опасность, на которую Павел указывает Тимофею, грозит со стороны лжеучителей-гностиков, настаивающих на соблюдении различных предписаний о еде и на запрете браков. Они забывают, что всякая пища сотворена Богом, а потому верующий может с благодарностью принимать ее (1Тим 4:1–5). Всем этим заблуждениям Тимофей должен противопоставить истинное учение (1Тим 4:6,11,16), и никто не в праве пренебрегать его указаниями, несмотря на то, что он молод (1Тим 4:12). Павел заканчивает это послание рядом практич. советов своему молодому сотруднику, продиктов. любовью и заботой о его душе (1Тим 5, 1Тим 6).

III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

1. Приветствие адресату (2Тим 1:1,2).

2. Благодарения, наставления и призывы:

а) благодарность Богу за обоюдную привязанность Павла и Тимофея и их совместное служение (2Тим 1:3–18);

б) наставления и призывы к стойкости в служении (2Тим 2:1–13).

3. Предостережения:

а) предостережения от ложных учителей (2Тим 2:142Тим 3:9);

б) наставления твердо придерживаться Писания (2Тим 3:10–17).

4. Тимофею предстоит продолжить поруч. Павлу служение, которое для апостола заканчивается в связи с приближающейся смертью (2Тим 4:1–8).

5. Различные просьбы и заключение послания (2Тим 4:9–22).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Первые же строки послания показывают сердечную любовь и привязанность апостола к молодому сотруднику и верному сподвижнику (2Тим 1:2). Теперь, в конце жизни, Павел намерен доверить ему продолжение своего дела (2Тим 4:5,6). Павлу пришлось держать ответ перед гонителями (2Тим 4:16), и он остался в одиночестве (2Тим 1:15). Свидание с Тимофеем укрепило бы апостола (2Тим 1:4), поэтому он просит его прибыть по возможности скорее (2Тим 4:9). Основное содержание послания — наставления Тимофею и впредь твердо держаться унаслед. учения (2Тим 1:8,13,14; 2Тим 3:14), проявлять себя безукоризн. сотрудником (2Тим 2:3,15; 2Тим 4:2,5), быть бдительным во всем (2Тим 4:5), удаляться от непотребного пустословия (2Тим 2:16,21,23), осознавая прежде всего, что лжеучения и искушения — это знамения последних дней (2Тим 3:1–9; 2Тим 4:3,4). При этом Павел напоминает о милостивых Божьих дарах, получ. Тимофеем (2Тим 1:5,14; 2Тим 3:15), и многократ. указывает на свою собств. жизнь и апостольское служение как на пример для подражания (2Тим 1:12; 2Тим 2:10; 2Тим 3:10; 2Тим 4:7).