Загрузка

Словарь Нюстрема : правосудие

Наблюдающим за правосудием, наказывающим за проступки всюду в Священном Писании является Сам Иегова; поэтому правосудие отправлялось от Его имени. Искать правосудия называлось «просить суда у Бога» (Исх 18:15); стоять перед судом, значило стоять перед Богом (Втор 19:17); в качестве представителей Бога судьи назывались богами (Исх 21:6); ибо суд — дело Божие (Втор 1:17). Поэтому говорится в законе о праведном суде (Втор 1:16, Втор 17:11, Втор 19:18, срав. 2Цар 23:3, 2Пар 19:6 и дал.) Священное Писание постоянно осуждает неправедных судей (1Цар 8:3, 3Цар 21:8, Ис 1:23, Ис 10:1, Мих 3:11, Мих 7:3).

Судопроизводство в древние времена было очень несложно. Глава дома являлся также судьей и суд его был короток (Быт 38:24). Когда семейства разрослись и образовали племена, тогда старейшина или начальник племени стал отправлять правосудие. Во всей истории Израиля говорится о старейшинах как о судебной власти, а во времена царей — как о совещательном органе при царях, своего рода, народном представительстве (Руфь 4:2, 3Цар 8:1, 3Цар 20:7, 4Цар 23:1, Иер 29:1, Иез 14:1, Иез 20:1).

В пустыне Моисей был сам судьею народа до тех пор, пока, по совету своего тестя Иофора, не учредил системы судопроизводства и не выбрал из всего Израиля способных людей, которых поставил начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Они и судили народ во всякое время; маловажные дела они решали самостоятельно, а о важных доносили Моисею, который относительно их часто испрашивал особого Божьего изволения (Исх 18:13, Лев 24:12). Эти судьи, по всей вероятности, были князьями родоначальниками и начальниками племен, о которых мы читаем впоследствии (Чис 27:2). После вступления в Ханаан, в городах и селениях были поставлены разные начальствующие лица, для совместной работы со священниками, также находившихся под властью Иеговы, Верховного Судьи Израиля (Втор 16:18, Втор 19:17, Втор 21:1 и дал.). Местные суды состояли по Втор 16:18 из судей и надзирателей; по Иосифу Флавию, они состояли из 7 членов. Кроме этого суда, на страже закона в каждом городе стоял совет старейшин, на обязанности которого лежало наказание виновных и искоренение зла (Втор 19:12, Втор 21:19, Втор 22:15, Втор 25:7 и дал.). Без сомнения, вышеупомянутый суд и совет старейшин во многих случаях сотрудничали друг с другом, как, например, в Втор 21:2 и дал. Этот местный суд в Мф 5:21 называется судом; в некоторых случаях он мог выносить смертный приговор. Для более важных дел был установлен особый верховный суд, имевший свое местопребывание при святилище и состоявший из священников и мужей из народа (Втор 17:8, Втор 19:16 и дал.). Во времена разделения и беспорядка, которые последовали после Иисуса Навина, выдвинулись те герои и военачальники, история которых рассказана в книге Судей. Вследствие того, что этим военачальникам, по всей вероятности, поручалось решение судебных дел, — они назывались также судьями. Так, написано, что Девора судила израильтян под пальмою (Суд 4:6); Самуил из года в год ходил и обходил Вефиль, Галгал и Массифу и судил Израиля во всех этих местах (1Цар 7:16 и дал.). Само собою разумеется, что впоследствии судьями стали цари (1Цар 22:16, 2Цар 4:9 и дал., 3Цар 22:26 и дал.). Давид назначил при доме Господнем 6000 писцов и судей (1Пар 23:4, 1Пар 26:29). Иосафат ввел регулярное судопроизводство; во всех укрепленных городах Иудеи поставил низших судей и, кроме того, учредил в Иерусалиме верховное судилище, состоявшее из священников и мужей из народа; всем судьям он дал строгое предписание (2Пар 19:5 и дал.). Дальнейшим развитием этого верховного судилища считается синедрион (Мф 5:22). Расследование дел происходило у городских ворот, как на самом открытом месте (Втор 21:19, Втор 22:15, Втор 25:7). У городских ворот или на других открытых местах утверждались также письменные договоры (Руфь 4:1, Руфь 4:11, срав. Иер 32:12). Cуд никому не выносил обвинительного приговора, если обвинение не было подтверждено двумя, ни в чем не расходящимися в показаниях, свидетелями (Чис 35:30); в противном случае обвиняемый мог оправдаться клятвою (Исх 22:11). Приговор приводился в исполнение немледенно, и, в некоторых случаях, первый камень должны были бросить свидетели (Втор 17:5, Нав 7:25, 3Цар 2:24, 3Цар 2:34). Применение пытки для вынуждения сознания встречается всего один раз, и то во время римлян (Деян 22:24); также мы встречаем один раз поверенного, которого пригласили евреи для обвинения Павла перед Феликсом (Деян 24:1).

Что касается наказаний за преступления по закону Моисееву, то они почти сплошь построены на принципе: «око за око» (Исх 21:23, Лев 23:17 и дал., Втор 19:16 и дал.). Это правило применялось также и к животным; см., например, «если вол забодал человека... (Исх 21:28 и дал.). Застращивание применялось редко, хотя оно и не отсутствует, но зато очень ясно проводится в тех местах, где сказано, что лжесвидетель должен понести то наказание, которое следовало за ложно возводимое им на другого преступление, тогда «и прочие услышат и убоятся и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор 19:19, срав. Втор 17:13). Когда наказание имело целью месть, то оно должно было являться выражением необходимости уничтожения зла и восстановления справедливости, вкладывая, таким образом, в понятия святой гнев праведного Бога против греха. В наказаниях, установленных законом Моисеевым, мы не находим той суровости и жестокости, которые характеризуют законодательство средних и позднейших веков, даже в самой Европе. Так, например, число ударов точно было определено; признавалось человеческое достоинство подсудимого. Таких наказаний, как физическая пытка или лишение человека чести (доброго имени), закон Моисея не знает.

Наказания, которые накладывал закон, были следующие: лишение жизни, телесные наказания и денежные штрафы.

Самым обычным видом смертной казни было побивание камнями, причем свидетели первые должны были бросать камень (Втор 17:5 и дал., срав. Деян 7:58). Камнями побивали за такие преступления, как: идолослужение, богохульство, прелюбодеяние и проч. (Лев 20:27, Лев 24:10 и дал., Втор 22:21, Втор 22:24 и т.д.). По сведениям раввинов, побивание камнями производилось во всех тех случаях, когда по закону не был предписан род смертной казни. В Исх 21:28 побивание камнями устанавливается, как смертная казнь для животных, именно, для вола, забодавшего на смерть человека. Второй род смертной казни — убиение мечем (Втор 13:15, 2Цар 1:15, 4Цар 10:25, Иер 26:23), но это не было отсечением головы, так как подобного рода казнь вошла в обычай в позднейшие времена при владычестве римлян (Мф 14:10). За более тяжкие преступления наказывали сожжением (Лев 20:14, Лев 21:9); это понимают в том смысле, что осужденного сначала побивали камнями, а затем сжигали. Так совершили суд над Аханом (Нав 7:15, Нав 7:25). Так же понимают и те случаи, в которых говорится о наказании через повешение (Чис 25:4, Втор 21:22, 2Цар 21:6). Из Есф 9:7 и дал. видно, что сыновья Амана сначала были убиты, а затем повешены; срав. 2Цар 4:12. Тела повешенных не должны были ночевать на дереве (Втор 21:23), ибо проклят перед Богом всякий повешенный на дереве. Иногда на казненного набрасывали груду камней (Нав 7:25, Нав 8:29, 2Цар 18:17). Не установленные законом, но заимствованные из разных стран мучительные способы смертной казни упоминаются нередко, например, сожжение заживо (2Цар 12:31, Дан 3:20), колесование и разные другие мучительные способы лишения жизни (Евр 11:35), также сбрасывание с высоты (2Пар 25:12, Лк 4:29), перепиливание (2Цар 12:31, Евр 11:37), разрубливание беременных женщин (4Цар 8:12, 4Цар 15:16), отдача на растерзание диким зверям (Дан 6:1), утопление (Мф 18:6), и распятие (Мф 27:26).

Самым обычным телесным наказанием было бичевание (Лев 19:20). Бичем или палкою наносили до сорока ударов, но не больше ((Втор 25:3 2Кор 11.24). В случае причинения какого-либо личного вреда, виновный по суду получал по принципу: око за око, зуб за зуб и т.д. (Исх 21:23 и дал., Втор 19:19). Тюремное заключение, как таковое, не упоминается в законе Моисеевом, но в позднейшие времена оно не являлось уже редкостью (2Пар 16:10, Деян 5:18); иногда заключенного сковывали цепями (Иер 40:1) и забивали в колодки (деревянная колода с отверстиями для рук, ног или шеи преступника) (Иер 20:2, Иер 29:26, Иов 13:27, Иов 33:11, Деян 16:24). Мы находим в Библии телесные наказания, которые не были введены евреями, например, отсечение членов (Иез 23:25), ослепление (4Цар 25:7, Иер 52:11, срав. Суд 16:21, 1Цар 11:2). Выселение из страны упоминается у Езд 7:26.

В известных случаях законом были установлены денежные штрафы в определенных суммах (Втор 22:19, Втор 22:29); самое большое взыскание равнялось 100 сиклям серебра; в иных случаях платили по соглашению (Исх 21:22). О возмещении за вред, причиненный бодливым волом смотри Исх 21:29 и дал.
Слово Правосудие найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Правосудие → Право, правосудие.

Словарь Никифорова :
Правота (Пс 88:15) — одно из существенных свойств и совершенств бытия Божия, означающее беспредельную правду Его природы, Его действий, Его закона, мироправления и всех Его Божественных отношений к миру и тварям.

Слово правосудие в симфонии
В Библии слово "правосудие" упоминается в 8 стихах.

Пс 88 : 15
Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
Прит 2 : 9
Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
Сир 32 : 18
Боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие.
Сир 42 : 2
не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому,
Ис 32 : 16
Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле.
Ис 59 : 9
Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке.
Ис 61 : 8
Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;
Ам 5 : 15
Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.